Выбор монтажных механизмов
Технологическое оборудование поднимают в проектное положение собранным целиком в нижнем положении вместе с устройствами, технологическими трубопроводами, узлами металлоконструкций или устанавливают крупными блоками, предварительно собирая их на специальных площадках.
Выбор метода производства монтажных работ и применяемой такелажной оснастки зависит от конструкции, веса и габаритов монтируемого оборудования, компоновки его на монтажной площадке, наличия грузоподъемных механизмов.
Наиболее эффективными грузоподъемными механизмами являются самоходные стреловые краны.
Применение самоходных стреловых кранов для подъема и установки на фундаменты технологического оборудования обеспечивает высокую производительность труда, так как при монтаже с помощью кранов отпадает необходимость в изготовлении, установке и перемещении вспомогательных монтажных приспособлений. Кроме того, краны можно быстро перебросить с одного объекта на другой и без сложных подготовительных работ установить в исходное положение для подъема аппарата. Гусеничные краны имеют высокую проходимость в условиях бездорожья, поэтому на монтажной площадке, где, как правило, отсутствуют дороги, они являются незаменимым монтажным механизмом.
Основные параметры самоходных кранов следующие: грузоподъемность, длина стрелы, грузовой момент, т.е. произведение веса груза на величину вылета стрелы (расстояние от вертикальной оси, проходящей через грузовой крюк, до оси вращения поворотной части крана, м), скорость подъема груза и габаритные размеры. При монтажных работах одни и те же стреловые краны используются со стрелами различной длины, соответственно меняется и их грузоподъемность. Иногда к основным стрелам делают специальные надставки (см. рис. 1.17).
Рисунок 1.17 – Общий вид гусеничного крана |
На рис. 1.17 приведены общий вид гусеничного крана и его рабочая характеристика для трех различных длин стрелы. На стреле кранов обычно на свободном шарнире подвешивается стрелка, указывающая на пластинке, прикрепленной под ней, какой груз можно поднять при данной величине вылета стрелы крана.
Опрокидывающий момент груза и веса стрелы с оснасткой при работе крана может увеличиться за счет силы ветра и инерционных сил, возникающих при торможении опускаемого груза. Поэтому удерживающий момент, создаваемый весом крана и противовеса, должен быть по крайней мере в 1,4 раза больше опрокидывающего момента. Отношение удерживающего момента к опрокидывающему называется запасом устойчивости.
Наиболее распространенным типом самоходных кранов являются автокраны, монтируемые на серийных автомашинах. Грузоподъемность таких кранов колеблется от 3 до 15 т. Большинство автокранов снабжено выносными опорами, которые значительно увеличивают устойчивость крана. Небольшие габаритные размеры позволяют применять краны при монтаже оборудования в неудобных местах и даже внутри здания.
Тип крана выбирается в зависимости от конкретных условий монтируемого объекта (наличия дорог, обеспечения площадки водой, электроэнергией, топливом и т.д.). При этом грузовая и высотная характеристики крана должны обеспечивать установку в проектное положение большинства монтируемого оборудования. Кран должен обладать наибольшей производительностью для выполнения монтажных работ в заданный срок. Стоимость эксплуатации крана, отнесенная на 1 т монтируемого оборудования, должна быть минимальной.
Для определения нужного количества машин необходимо знать: объем каждого вида работ; производительность машин; общий срок, монтажа и стоимость эксплуатации машины.
Производительностью крана называется количество тонн или единиц поднятого и перемещенного груза за единицу времени.
Производительность зависит от конструкции крана, вида работ, производственных условий, организации работ и квалификации обслуживающих кран рабочих. В зависимости от этих факторов различают производительность техническую и эксплуатационную.
Техническая производительность – это производительность крана при непрерывной работе в течение единицы времени (1 ч или смены) в условиях передовых методов управления и обслуживания с учетом затрат минимально необходимого времени на захват и отцепление груза и на подъем его с максимально допустимой скоростью. Техническая производительность Пт, т/час, определяется по формуле:
, (1.6)
где G – грузоподъемность крана по паспорту в т; Кгр – коэффициент использования крана по грузоподъемности; п – число циклов в 1 час.
Коэффициентом использования крана по грузоподъемности называется отношение среднего веса поднимаемых грузов к паспортной грузоподъемности крана.
Цикл работы крана – последовательность его рабочих движений, начиная от строповки груза и до возвращения подъемного крюка в исходное положение после установки груза на место и передвижки крана, если это потребуется, к месту новой стоянки. Число циклов определяется по формуле:
, (1.7)
где Тц – время, затрачиваемое на один цикл работы, в мин.
Коэффициент использования крана по грузоподъемности и число циклов зависят не только от технических характеристик крана, а также и от видов выполняемых работ и среднего веса поднимаемых грузов; поэтому производительность одного и того же крана на различных работах неодинакова.
Полиспасты и блоки
Грузоподъемные механизмы оснащаются полиспастами – устройствами, позволяющими уменьшить тяговое усилие на ходовую, наматывающуюся на барабан лебедки ветвь троса. Благодаря полиспастам грузоподъемность лебедок намного ниже веса поднимаемых с их помощью грузов. Полиспаст состоит из двух блоков, соединенных друг с другом грузовым тросом. Грузовой трос последовательно огибает все ролики блоков; один конец его прикрепляется к обойме одного из блоков, а другой (сбегающий) направляется, вдоль мачты или подъемной стрелы крана к лебедкам. Блок, прикрепляемый к оголовку мачты (стрелы), называется неподвижным, нижний блок, к которому крепится поднимаемый груз – подвижным. Наматывая сбегающую ветвь троса на барабан лебедки, сокращают расстояние между блоками и поднимают груз; при разматывании троса нижний блок под действием собственного веса или веса подвешенного к нему груза опускается.
Общий вид полиспаста, запасованного тросом, показан на рис. 1.16. В этом случае неподвижный конец троса закреплен за щеку верхнего блока, а сбегающий конец сходит с крайнего ролика верхнего блока.
В схеме, приведенной на рис. 1.17а, неподвижный конец троса закреплен за щеку подвижного полиспаста. Если сбегающий конец троса сходит с ролика подвижного блока (рис. 1.17б), то на оголовке мачты ставится ролик, направляющй канат. Он выполняет роль добавочного ролика неподвижного блока полиспаста.
При подъеме тяжелого оборудования на большую высоту запасованный в полиспаст канат имеет очень большую длину и может не разместиться на одном барабане лебедки. В таких случаях оба конца каната делают сбегающими (рис. 1.17в), каждый канат наматывается на барабан свей лебедки поочередно (скорость подъема такая же, как и при одном сбегающем конце) или одновременно (удвоенная скорость подъема).
Рисунок 1.16 – Общий вид полиспаста: 1 – неподвижный блок; 2 – подвижный блок; 3, 4 – серьги; 5 – неподвижный конец троса; 6 – сбегающая ветвь троса |
Рисунок 1.17 – Схемы запасовки полиспастов: а – неподвижный конец троса закреплен за подвижный блок; б – трос сбегает с ролика подвижного полиспаста; в – оба конца троса сбегающие |
Для правильного подбора нижнего и верхнего блоков диаметра рабочего троса, а также правильного расчета требуемой грузоподъемности лебедки расчетные нагрузки определяют с учетом наклона мачты и угла оттягивания груза при подъёме:
, (1.8)
где Qн.б. – нагрузка, испытываемая нижним блоком, тс; G – вес поднимаемого груза, т; qc – вес строповых приспособлений, т; φ – угол наклона оттяжного троса к горизонту (см. рис. 11-7); ν – угол отклонения направления подъема груза от вертикали (см. рис. 11-7).
Верхний блок, кроме этих нагрузок, воспринимает вес нижнего блока и вес троса, соединяющего верхний и нижний блоки, а также усилие в сбегающем конце троса, если он сходит с ролика верхнего блока: <3в.б - (О + ЧС + 1?.б + <7т) с^ф^еу ± 5сбсоз (Р + <р)
где-Св. б — нагрузка, испытываемая верхним блоком, тс; ^н. б — вес нижнего блока, тс; ^т — вес запасованного в полиспаст троса : в растянутых до крайнего положения блоках, го; 5Сб-*• усилие в сбегающей ветви троса, гс^р — угол наклона мачты (см. рис, 11-7).
Грузоподъемность выпускаемых промышленностью блоков достигает 200 т., вес – 1,5 т. Они рассчитаны на тросы диаметром до 34 мм. Блоки оснащены приспособлениями, предохраняющими трос от соскальзывания с роликов (перегородки между роликами или кожух с прорезями для прохода троса, а также крюком или серьгой.
Рисунок 1 |
Отводные направляющие блоки обычно снабжаются откидной щекой или съемной серьгой, что дает возможность Рис- »-'12- 1^1^^л^о№'тхся легко заправлять направляемый трос. Усилие, воспринимаемое отводным блоком, зависит от усилий в набегающей на него и сбегающей с него ветвях троса и от угла между этими ветвями (рис. 11-12). Так как 5 — 0,98 5сб; без большой погрешности можно записать:
-'•"'. ' •'•.•-..• ; ;' '• ••ч.:.: ; :./ '• - •_ . ' : : . ' /
где К – усилие, испытываемое блоком, тс; а – угол между направлениями троса до отводного блока и после него.
Из этого уравнения следует, что величина Я будет наибольшей в том случае, когда блок меняет направление троса на противоположное:
^?тах=125Сб; ,
Число рабочих ветвей полиспаста рассчитывают следующим образом: мысленно все ветви полиспаста перерезают перпендикулярной к ним плоскостью и отбрасывают верхний неподвижный блок, число рабочих ветвей равно числу ветвей, на которых остается висеть подвижный блок.
При неподвижно висящем грузе усилия во всех ветвях запасованного в полиспаст троса одинаковы. При работе же ветви Й|-Йзга подвергаются несколько большим нагрузкам вследствие вця в йпедах роликов блоков, а также жесткости троса йрй
из троса; концы которого сращиваются взаимной сплеткой; вторые по концам свернуты в петли, обхватывающие коуши металлические прокладки, предохраняющие трос от износа и разрыва в месте перегиба (рис. 13,0).
Усилия, испытываемые стропом, зависят от числа его ветвей и способа строповки. Если строповка производится путем намотки стропа на аппарат в несколько ниток, то усилие в одной нитке будет равно общему весу поднимаемого груза, деленному на число ниток. Сложнее определить усилия в стропах, имеющих несколько ветвей (обычно 2, 3 или 4 ветви). В этом случае необходимо учитывать угол наклона ветвей стропа к вертикали. С увеличением этого угла возрастают как усилия в ветвях, так и горизонтальные усилия, сжимающие поднимаемую конструкцию (рис. П-14):
Рисунок 2 – Расчет усилий в стропах |
где О — вес поднимаемого груза, кгс; а — угол наклона ветви стропа к вертикали; Р — сила, сжимающая аппарат, кгс.
При п ветвей усилие в стропе находят следующим образом:
з-*_2-
ЯС05О
где /С — коэффициент, учитывающий неравномерность загрузки отдельных ветвей стропа; для стропа с четырьмя ветвями К принимают равным 1,35.
Для уменьшения усилия в ветвях, а также горизонтальных сжимающих усилий при подъеме грузов большой длины применяют траверсы. На рис. II-15, а приведена траверса для строповки в трех или шести точках, на рис. П-15, б — траверса для строповки в четырех точках. •
При несимметричном расположении центра тяжести груза используют самоустанавливающийся строп (рис. П-16). Для облегчения расстроповки груза применяют стропы с автоматическим и полуавтоматическим захватом, снабженным пружинным или электромагнитным фиксатором.
Рисунок 3– Траверсы: а – трехлучевая; б – балансирная; 1 – рама или балансирная балка; 2 – петля; 3 – стропы; 4 – ролики; 5, 6 – винты. |
Тема 2