Методика составления графика
График движения поездов разрабатывается с учетом прогрессивной технологии работы станций, участков, локомотивных и вагонных депо. Главные задачи при построении графика:
1. полное обеспечение безопасности движения поездов;
2. достижение высоких технической, участковой и маршрутной скоростей движения;
3. наилучшее использование поездных локомотивов за счет сокращения времени нахождения в пунктах оборота и скоростного продвижения их по участкам;
4. максимальное сокращение простоя местных вагонов на основе рациональной организации местной работы на участках и направлениях;
5. равномерная прокладка поездов на графике в течение суток и организация ритмичного подвода транзитных и разборочных поездов к техническим станциям;
6. возможность предоставления «окон» для выполнения ремонтных и строительных работ на перегонах.
График движения составляется в отделениях дорог, увязывается между отделениями в управлениях дорог, а по стыкам между дорогами — в МПС России, утверждается Министром путей сообщения России или его первым заместителем.
На основе заданного сквозного графика в отделениях и управлениях дорог
разрабатываются подробные графики по участкам, для чего заранее подготавливаются следующие исходные материалы:
ü план формирования поездов;
ü размеры движения по категориям пассажирских и грузовых поездов, а при составлении вариантных графиков — размеры движения по каждому варианту с указанием масс и длин поездов;
ü характеристика профиля пути на подходах к станциям;
ü времена хода поездов по перегонам, времена на разгоны и замедления по категориям поездов;
ü станционные и межпоездные интервалы;
ü нормы стоянок поездов на промежуточных, участковых, сортировочных, пассажирских и грузовых станциях;
ü нормы времени нахождения локомотивов в пунктах оборота, стоянки поездов в пунктах смены бригад и технического обслуживания;
ü данные об участках обращения локомотивов и гарантийных участках обслуживания ПТО;
ü схемы организации местной работы на участках;
ü число и полезные длины приемо-отправочных путей на раздельных пунктах, длины блок-участков;
ü нормы непрерывной продолжительности работы локомотивных и поездных бригад;
ü задание на предоставление «окон» для ремонта и текущего содержания технических средств (пути, контактной сети, устройств СЦБ и связи и т.д.).
Все исходные данные должны быть реальными, основанными на прогрессивных методах работы и ресурсосберегающих технологиях.
Начинать построение подробных графиков следует с наиболее сложного участка, характеризующегося большими размерами поездного движения, наибольшим использованием пропускной способности, значительной местной работой и наличием на участке крупного железнодорожного узла.
Наиболее сложным участком является однопутный. С него и следует начинать разработку графика.
На 2-путных участках и на однопутных с неполным заполнением пропускной способности прокладку «ниток» графика рекомендуется начинать с перегона, прилегающего к узловой или сортировочной станции или к станции оборота локомотивов.
При разработке графика следует строго соблюдать порядок расположения станций на участке, с тем чтобы обеспечить прокладку «ниток» нечетных поездов сверху-вниз-направо, а четных — снизу-вверх-направо.
Важным условием при разработке графика является недопущение прокладки поездов «ядра» ежедневного обращения по технологическим «окнам» и по одной «нитке» с пассажирскими поездами непостоянного обращения.
Прокладку «ниток» на графике следует вести с одновременной увязкой локомотивов в пунктах оборота.
Составление графика движения начинается с прокладки пассажирских (скорых постоянного обращения, пассажирских дальнего следования, пригородных и местных) поездов.
Затем прокладываются грузовые ускоренные и маршруты дальнего следования. После этого наносится план-график местной работы с показом сборных, сборно-участковых и вывозных поездов.
В последнюю очередь прокладываются все остальные грузовые поезда.
Технико-эксплуатационная характеристика участков железнодорожного полигона
В состав данного железнодорожного полигона три участка. Участки П―Е и Е―Д: двухпутные и оборудованы автоблокировкой. Участок К―Е: однопутный и оборудован полуавтоблокировкой.
Рис. 1. Схема дороги
Рис. 2. Схема отделения дороги
На всех участках применяется тепловозная тяга и эксплуатируются грузовые тепловозы серии 2ТЭ10Л и пассажирские – ТЭП60. По участкам проследуют пассажирские и грузовые поезда. Основное депо находится на станции «Е», оборотное депо – на станциях «К» и «Д». Размеры пассажирского движения: на участке В―Г в нечетном направлении 2 скорых, 2 пассажирских и 4 пригородных поезда. В четном направлении 2 скорых, 2 пассажирских и 4 пригородных поезда; на участке Г―М в нечетном направлении 1 скорый, 1 пассажирский и 2 пригородных поезда. В четном направлении 1 скорый, 1 пассажирский и 2 пригородных поезда.
В грузовом движении: на участке В―Г в нечетном направлении 28 сквозных, 12 участковых и 1 сборный поезд. В четном направлении 28 сквозных, 12 участковых и 1 сборный поезд; на участке Г―М в нечетном направлении 8 сквозных, 5 участковых и 1 сборный поезд. В четном направлении 8 сквозных, 5 участковых и 1 сборный поезд.
На участке Г―М ежесуточно грузится в нечетном направлении 63 вагона, в четном– 62 вагона; выгружается в нечетном направлении 44 вагона, в четном – 31 вагон.
Нормы стоянки с поездами по техническим процессам различных станций приведены в таблицу 1:
Табл. 1. Нормы стоянки с поездами по техническим процессам различных станций
Род поезда | Место стоянки | Назначение стоянки | Время стоянки, мин |
Скорые, Пассажирские | Станции «Е», «Д», «К» | Обслуживание пассажиров | |
Промежуточные станции | |||
Пригородные | Промежуточные станции | Обслуживание пассажиров | |
Станции оборота состава пригородных поездов | Обслуживание пассажиров, смена кабины управления локомотивной бригады | ||
Грузовые сквозные | Станция «Е» | Смена локомотива, локомотивной бригады, технический осмотр и коммерческое обслуживание состава | |
Станции «Д» и «К» | Контрольный технический и коммерческий осмотр состава и смена локомотивной бригады |