Удельные эксплуатационные и капитальные затраты на подготовку груза к доставке или реализации
Подготовка груза к доставке включает комплекс технологических операций по приведению груза в транспортабельное состояние. Это комплектация груза, сортировка, отбраковка, обработка консервирующими веществами, упаковка, затаривание и пакетирование. Эти операции могут иметь место, как у грузополучателя, так и в пункте концентрации погрузки.
Подготовка груза к реализации заключается в его разукрупнении (расформирование пакетов, растаривании, расфасовке и др.), сортировке, удалении испорченной продукции и др. Эти операции могут иметь место, как у грузополучателя, так и в пункте распределения груза.
В расходы на выполнение таких операций включают стоимость консервирующих и упаковочных материалов, а также материалов, используемых при затаривании и пакетировании груза. Затраты на транспортную тару, средств пакетирования и контейнеры учитываются отдельно.
Себестоимость выполнения технологических операций по подготовке груза к доставке или реализации на соответствующем этапе доставки следует определять по выражению:
тг/т (3.1.1)
где - часовая тарифная ставка рабочего, занятого на j-й технологической операции (прил. 2), тг/ч;
- количество рабочих, занятых на j-й технологической операции, чел.;
- часовая тарифная ставка оператора при механизированной j-й операции (см. прил. 2), тг/ч;
- количество операторов на механизированной j-й операции, чел.;
- коэффициент начислений на зарплату обслуживающего персонала, занятого на j-й технологической операции (п. 5.6);
- себестоимость эксплуатации машин j-го типа, применяемой на механизированной технологической операции (прил. 3), тг/ч. При использовании средств малой механизации, такелажного или другого вспомогательного оборудования применяют соответствующую расходную ставку (ев.о), определяемую аналогично (см. прил. 3);
- количество машин, механизмов или вспомогательного оборудования, используемых на j-й технологической операции;
- расходная ставка на эксплуатацию производственного помещения, в котором выполняют j-ю технологическую операцию (прил. 4), тг/ч;
- производительность j-й технологической операции, т/ч;
- цена k-го материала, расходуемых на выполнение j-й технологической операции (прил. 5), тг/ед.;
- норма расхода k-х материалов на выполнение j-1 технологической операции, ед/т.
Величину удельных капитальных вложений в средства подготовки груза к доставке или реализации определяют на соответствующем этапе:
, тг/т (3.1.2)
где - цена одной машины, занятой на j-й технологической операции (см. прил. 5), тг;
- цена единицы производственного помещения используемого на j-й технологической операции (см. прил. 5), тг/м2;
- площадь помещения занимаемого под j-ю технологическую операцию, м2 (приложение 12);
- фактическое число часов работы машин на j-й технологической операции (прил. 6), ч/год.
3.2 Удельные эксплуатационные и капитальные затраты на содержание и приобретение транспортной тары
Удельные эксплуатационные расходы на содержание транспортной тары определяют в зависимости от ее вида, степени оборачиваемости и учитывают на тех этапах доставки, на которых производят затаривание и перетаривание груза:
тг/т (3.2.1)
где Цт – цена единицы транспортной тары (см. прил. 5), тг.;
Аот – норма отчислений на амортизацию тары (прил. 7), %;
bтт – норма отчислений на текущий ремонт и санитарную обработку тары от ее стоимости, приходящаяся на один оборот (см. прил. 7), %;
рт – масса груза в единице тары, т нетто (0,05-0,1 т);
nтоб – оборачиваемость тары (прил. 8), раз в год.
При использовании необоротной тары (А.3.2.1) принимает вид:
Ст = Цт/рт, тг/т (3.2.2)
так как nооб = 1, Аот = 100, bтт = 0.
Удельные капиталовложения в транспортную тару учитываются только при многократном использовании:
Кт = Цт/(рт * nтоб), тг/т (3.2.3)
3.3 Удельные эксплуатационные и капитальные затраты на содержание и приобретение средств пакетирования груза
Удельные эксплуатационные расходы на содержание средств пакетирования груза определяют только в том случае их применения при сквозной пакетной технологии доставки в зависимости от вида, степени оборачиваемости этих средств и учитывают на одном их этапов доставки, где производят пакетирование груза, при условии, что эти средства принадлежат грузовладельцам (п. 5.2):
тг/т (3.3.1)
где Цс.п – цена единицы или комплекта средств пакетирования груза (см. прил. 5), тг.;
Аос.п - норма отчислений на амортизацию средств пакетирования груза (см. прил. 7), %;
bтс.п – доля расходов на текущий ремонт и санитарную обработку средств пакетирования груза от их стоимости, приходящаяся на один оборот (см. прил. 7), %;
рс.п – масса груза в пакете, т нетто (0,8-1,5 т);
nс.поб – оборачиваемость средств пакетирования груза (см. прил. 8), раз в год;
- цена материалов j-го типа, расходуемых при формировании пакета, тг/ед.(1000тг);
- норма расходов материалов j-го типа, расходуемых при формировании пакета, (определяется делением грузопотока на массу груза в пакете) . ед/пак
При применении средств пакетирования одноразового использования (3.3.1) принимает вид:
тг/т (3.3.2)
так как nс.поб = 1, Аос.п = 100, bтс.п = 0.
Удельные капиталовложения в средства пакетирования груза учитывают только при многократном их использовании:
Кс.п = Цс.п/(рс.п * nс.поб), тг/т (3.3.3)
3.4 Удельные эксплуатационные и капитальные затраты на содержание и приобретение парка контейнеров
Расходы по контейнерам определяют в зависимости от их типа и степени оборачиваемости. Их учитывают на одном из этапов доставки (ГО, ПКП, Ж, А, ПРГ, ГП) в зависимости от принадлежности и в соответствии с положениями п. 5.2.
Себестоимость содержания парка контейнеров определяют:
тг/т (3.4.1)
где Цк – цена контейнера (см. прил. 5), тг.;
рк – масса груза в контейнере, т нетто (см приложение 12);
Аок – норма отчислений на амортизацию и капитальный ремонт контейнера (см. прил. 7), %;
bтк – доля расходов на текущий ремонт контейнера от его стоимости - 0,01;
nкоб – оборачиваемость контейнера (см. прил. 8), раз в год.
При применении контейнеров одноразового использования принимает вид:
Ск = Цк/рк, тг/т (3.4.2)
так как nкоб = 1, Аок = 100, bтк = 0.
Удельные капиталовложения в парк контейнеров учитывают только при многократной их оборачиваемости и принадлежности грузовладельцам (см. п. 5.2):
тг/т (3.4.3)