Лебедки для троса и веревки

Лебедка - это механическое устройство для уменьшения тяговых усилий при вытаскивании грузов. Лебедки прошлого века (подумать только - прошлый век!) разрабатывались в основном для стальных тросов. Сейчас выпускаются лебедки и для тросов синтетических, то есть попросту - веревок.

Преобразование усилий в них осуществляется с помощью таких двух способов (по отдельности или в комбинации):

1- Ворот- выигрыш в силе определяется отношением длины рукоятки и радиуса
барабана, на который наматывался трос;

2- Шестеренчатая передача внешняя или внутренняя (планетарном)- выигрыш в
силе определяется отношением диаметров зубчатых колес передачи.

Кроме того, одним из определяющих параметров лебедки является и система накопления выбираемого троса (веревки). Это либо барабан самой лебедки, либо отдельная катушка для стального троса (для веревки - просто маркировка в бухту).

В первом случае результатом является неизбежное увеличение виса лебедки, поскольку барабан несет и силовую нагрузку и должен иметь соответствующую прочность. Поэтому такую систему в мобильных системах используют в основном только для относительно небольших расстояний (10-15 м).

При "длинных" спусках-подъемах применяют вторую систему, работающую на принципе так называемого кабестана.

Кабестан - ворот для намотки якорных канатов (цепей) на флоте. Характерен тем, что выбираемый канат от якоря наматывается в несколько оборотов на вращаемый ворот, а затем выходит с другой стороны и практически без нагрузки наматывается на свободную катушку. Вес каната и якоря воспринимает кабестан, на котором трос удерживается (и захватывается при вращении) благодаря трению.

В России по австрийскому образцу была в свое время сконструирована легкая альпинистская лебедка для троса, использующая принцип планетарной передачи (рис. 15-llа). Она состоит из трубчатой рамы-треноги, на которую надевается барабан с вмонтированной в него планетарной передачей. Крепится барабан с помощью вставного вала с двумя съемными рукоятками. Вся конструкция позволяет просто и быстро осуществлять сборку и разборку.

На раме лебедки установлена собачка, которая автоматически взаимодействует с храповым колесом на оси барабана, предотвращая его вращение назад. Кроме того, на раме имеется ряд штифтов для фиксации троса при длительных остановках.

Вес лебедки в сборе 9-15 кг.

Для работы кроме самой лебедки (и троса, разумеется!) требуется еще и катушка для троса, которая располагается "последовательно за лебедкой. Работа на лебедке осуществляется следующим образом:

Трос "заряжается" в лебедку, для чего нужно сделать несколько витков вокруг барабана (из расчета два витка на нагрузку около 80 кг), конец троса фиксируется на катушке после барабана. Можно начинать подъем. Для подъема используются рукоятки лебедки. При этом очень важна роль альпиниста, работающего на катушке: трос между барабаном лебедки и катушкой не должен иметь слабины! Это, во-первых, гарантирует обеспечение необходимого для подъема трения на барабане, а во-вторых - предотвращает образование

барашков на тросе.

Спуск производится аналогично. Для спуска можно также зафиксировать барабан и использовать его как обычный блок-тормоз.

Лебедки для троса и веревки - student2.ru

В системе спасательных служб альпийских стран применяют другие типы лебедок. Одной из них является лебедка "АЛЬПИН" Швейцарской спасательной службы. Ее конструкция понятна из рис. 15-llб. Основное отличие от предыдущей конструкции - отсутствие планетарной передачи (и, следовательно, упрощение изготовления). Вместо нее для обеспечения выигрыша в силе используется рычаг с собачкой и вторым храповым колесом, расположенным по периметру барабана. Приемы работы с этой лебедкой остаются почти такими же.

В качестве примера опишем современную альпинистскую спасательную лебедку системы "Tyromont" для работы с веревкой (материал предоставлен фирмой "Stra? Hohenservice").

"Tyromont" позволяет осуществлять спуск и подъем. Расположение барабана лебедки - вертикальное. Это, несмотря на снижение удобства работы с рукояткой, привело к ее большей устойчивости, поскольку исчез опрокидывающий момент при боковом смещении нагрузки.

Зажим фиксации веревки (блокировка обратного хода или остановка) находится после тормозного барабана, то есть на разгруженной части веревки. Это значит, что зажим не портит веревку! Но конструкция такова, что веревка автоматически входит в этот зажим.

Лебедка имеет две передачи с отношением 6,8 : 1 и 32 : 1. Величина разрывного усилия (разрушение лебедки или приведение в непригодное состояние) - 2000 кгс.

Размеры: Длина - 43,5 см, Ширина - 29,5 см, Высота - 24 см, Вес - 6,5 кг.

Наши рекомендации