Сущность и характеристика периодизации возрастного развития

Возрастная периодизация – периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Возраст существует одновременно как количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов.

В настоящее время нет единой об­щепринятой классификации возрастных периодов развития че­ловека.

Например, в классификации Дж. Биррена выделяются во­семь фаз жизненного развития человека:

1) младенчест­во, охватывает период до 2-х лет;

2) предшкольный возраст, от 2-х до 5 лет;

3) детство, 5-12 лет;

4) юность, 12-17 лет;

5) ранняя взрослость, 17-25 лет;

6) зрелость, 25-50 лет;

7) поздняя зрелость, 50-75 лет;

8) старость, от 75 лет.

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:

ü кризис новорожденности (до 2 мес.)

ü младенческий возраст (до 1 года)

ü кризис 1 года

ü раннее детство (1-3 года)

ü кризис 3 лет

ü дошкольный возраст (3-7 лет)

ü кризис 7 лет

ü школьный возраст (7-13 лет)

ü кризис 13 лет

ü пубертатный возраст (13-17 лет)

ü кризис 17 лет

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

Раннее детство.

· Младенчество (0 – 1 год).

· Ранний возраст (1 – 3 года).

Детство.

· Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

· Младший школьный возраст (7 – 11/12 лет).

Отрочество.

· Подростковый возраст (11/12 – 15 лет).

· Ранняя юность (от 15 лет).

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии

В классификации Д.Бромлей выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл, в свою очередь, подразделяется на несколько стадий.

1. Цикл «детство» охватыва­ет три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дош­кольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11—13 лет).

2. Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), позд­няя юность (от 15 лет до 21 года).

3. Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет).

4. Цикл «старость» начина­ется от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу, включает в себя период старческих болезней и умирания.

В классификации Э.Эриксонавыделяются следующие возра­стные этапы, стадии психосоциального развития:

- от рождения до 1 года (младенчество или орально-сенсорная стадия),

- от 1 года до 3 лет (раннее детство или мышечно-анальная стадия),

- от 3 до 6 лет (возраст игры или локомоторно-генитальная ста­дия),

- от 6 до 12 лет (школьный возраст или латентная стадия),

- от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),

- от 20 до 25 лет (ранняя зрелость),

- от 26 до 64 лет (средняя зрелость),

- от 65 лет (поздняя зрелость).

В одной из распространенных современных международных классификаций выделяются следующие возра­стные этапы:

1. младенческий возраст – от рождения до 3 лет,

2. раннее детство – от 3 до 6 лет,

3. детство – от 6 до 12 лет,

4. подрост­ковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет,

5. молодость – от 18 до 40 лет,

6. зрелый возраст – от 40 до 65 лет,

7. пожилой возраст – от 65 лет.

В современном фундаментальном издании по психологии развития Грейс Крайг приводится хотя и близкая к вышеуказанной периодизация, но не совпадающая с нею полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:

- младенческий возраст – от рождения до 2 лет,

- раннее детство – от 2 до 6 лет,

- среднее детство – от 6 до 12 лет,

- подро­стковый и юношеский возраст – от 12 до 19 лет,

- ранняя взрос­лость – от 20 до 40 лет,

- средняя взрослость – от 40 до 60 лет,

- поздняя взрослость – от 60 лет и далее.

Как видим, существует заметное расхождение во взглядах авторов на периодизацию возрастного развития. Положение усугубляется еще и тем, что объективные показатели акме, расцвета сил чело­века или старости, увядания определяются не только хроноло­гическим возрастом. Существенное значение в действитель­ности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика про­фессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверж­дается мнение, что точно указать границы ста­дий развития взрослых людей довольно трудно.

Наши рекомендации