Премии Правительства РФ в области качества: основная идея премии, правила присуждения. Критерии возможностей и результатов
Премии Правительства РФ в области качества присуждаются ежегодно в четырех номинациях — малые, средние, крупные и сверхкрупные предприятия .Общее число лауреатов этой премии — не более 12. Премия не имеет прямого денежного эквивалента.
Основная идея национальных премий по качеству — не нахождение конкретных лидеров (хотя и это очень важно), а вовлечение максимального числа предприятий в деятельность по улучшению своей работы при помощи достаточно доступной методики самооценки по критериям премии по качеству.
Премия присуждается ежегодно, начиная с 1997 г., на конкурсной, основе за достижение организацией значительных результатов в области обеспечения безопасности и качества продукции или услуг, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством.
Организации, желающие участвовать в конкурсе, подают заявку установленного образца. Совет направляет указанным организациям Руководство для участников конкурса, в соответствии с которым организации представляют на конкурс необходимые материалы.
В Руководстве изложены основные принципы Российской премии по качеству, порядок подачи заявок, проведения анализа представленных заявителем документов, критерии и методы самооценки конкурсантами работы в области качества, процедуры награждения.
Модель оценки организации, претендующей на Российскую премию в области качества характеризуется девятью критериями, которые дают возможные направления (совершенствования) деятельности организации и ориентиры для ее улучшения. Участники конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев.
Первая группа, состоящая из пяти критериев, характеризует возможности организации, т.е. как организация добивается результатов в области качества и что делается для этого.
Вторая группа, состоящая из четырех критериев, характеризует результаты, т.е. что достигнуто организацией.
Цифры у каждого критерия модели оценки показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов.
Содержание составляющих критериев заключается в следующем.
Критерии возможностей:
1. Роль руководства в организации работ; 2. Использование потенциала работников; 3. Планирование в области качества; 4.Рациональное использование ресурсов; 5.Управление технологическими процессами и процессами выполнения работ;
Критерии результатов:
6.Удовлетворенность потребителей; 7.Удовлетворенность персонала работой в организации; 8.Влияние организации на общество; 9.Результаты работы организации.
Критерии и их составляющие не носят характера обязательных однозначных требований, которые надо выполнять буквально. Работники организации, проводящие самооценку, могут представлять в своем отчете такую информацию, которая, по их мнению, в большей степени соответствует содержанию критерия применительно к особенностям организации.
Для критериев, характеризующих возможности организации, информация в отчете должна касаться двух аспектов.
Во-первых, необходимо описать формы и методы работы и насколько систематически они применяются в рамках деятельности, которую характеризует критерий. Этот аспект оценивается экспертами как совершенство подхода.
Во-вторых, необходимо показать, насколько широко в рамках организации указанные формы и методы работы применяются в вертикальном разрезе — по уровням управления и в горизонтальном — в каких подразделениях и областях деятельности организации. Этот аспект оценивается экспертами как полнота подхода.
Для критериев, характеризующих результаты, информация должна содержать показатели, которыми организация оценивает свои результаты, и тенденции изменения этих показателей, которые желательно представить за последние три года. Тенденции изменения фактически достигнутых показателей следует показывать в сопоставлении с планированием.
Там, где это возможно, следует сравнить показатели организации с аналогичными показателями других организаций, конкурентов, лучших известных организаций. Такая информация оценивается экспертами как достижение целей.
Кроме того, должны быть данные о том, насколько приведенные показатели охватывают различные направления деятельности организации.
Данная информация оценивается экспертами как полнота охвата направлений деятельности.
Оценка конкурсантов проводится группой экспертов во главе с ведущим экспертом. Оценка выражается числом баллов по каждому критерию и общей суммой баллов. Оценка по группе критериев возможности проводится по двум аспектам: совершенство подхода и полнота подхода. При оценке совершенства подхода учитывается: насколько обоснованы применяемые методы и формы работы, относящиеся к определенному критерию; насколько систематично они применяются; насколько они нацелены на предупреждение ошибок; проводится ли с определенной периодичностью анализ применяемых форм и методов; внедряются ли улучшения после такого анализа; в какой степени внедряемые передовые подходы интегрированы в рабочие процессы
Оценка по группе критериев результаты проводится по значениям достигнутых показателей, т.е. достижение целей по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности организации.
При оценке достижения целей учитываются: позитивные тенденции или стабильность хороших значений показателей; сравнение с планировавшимися целями.
При оценке полноты охвата направлений деятельности учитывается: насколько представленные показатели охватывают все соответствующие направления деятельности организации; насколько полно представленные показатели охватывают результаты, относящиеся к каждому составляющему критерия.
Шкалыоценок по составляющим приведены в Руководстве для участников конкурса.
Сравнение с другими организациями (конкурентами или лучшими) поощряется, однако такое сравнение не всегда возможно или имеет смысл. Это часто может быть отнесено, например, к финансовым показателям.
При проведении конкурса на соискание премии имеются ограничения на право участия. На соискание премии могут претендовать организации различных форм собственности, занимающиеся производством товаров и оказанием услуг (за исключением производства вооружений и военной техники).
Все организации, принявшие участие в конкурсе, получают оценку деятельности в области качества и рекомендации по ее совершенствованию.
Учреждение Российской премии по качеству и участие предприятий промышленности и сферы услуг в конкурсах на право получения этой премии, несомненно, активизируют работу по качеству в стране.