Показатели работы и использования вагонов
Об эффективности эксплуатации вагонов можно судить по количественным показателям, характеризующим объем работы, и качественным, отражающим использование их по времени.
К количественным показателям относятся пробеги вагонов в вагоно-километрах, количество погруженных, выгруженных, принятых, сданных и проследовавших с переработкой и без переработки вагонов в вагоно-часах и вагоно-сутках.
Качественными показателями являются: время оборота, статическая и динамическая нагрузки, полный, груженый и порожний рейсы, среднесуточный пробег, производительность вагона, общий простой в неисправном состоянии, среднее время нахождения под одной грузовой операцией, среднее время нахождения транзитного вагона на одной технической станции — для грузовых и пассажирских вагонов, время оборота состава, его среднесуточный пробег и средняя населенность вагона.
Характеристикой использования вагонов в перевозочном процессе может служить общий пробег в вагоно-километрах , который определяется как сумма произведений числа вагонов на пройденное ими расстояние по главным путям на каждом участке дороги:
.
Кроме общего пробега, для грузовых вагонов учитывается отдельно пробег груженых и порожних вагонов, т. е.
.
Отношение пробега порожних вагонов к пробегу груженых называется коэффициентом порожнего пробега
Оборот вагонов в пределах сети дорог выражает время, затрачиваемое на выполнение полного цикла операций, связанных с перевозками, т. е. время от начала одной погрузки вагона до начала следующей. Для железных дорог и отделений оборот вагона исчисляют в сутках на один погруженный и принятый груженый вагон, т. е. время, исчисляемое от момента приема в груженом состоянии или начала погрузки до следующей погрузки или сдачи на соседнюю дорогу (отделение). Оборот вагона в сутках определяется по формуле
,
где l - полный рейс вагона, км; vуч— участковая скорость, км/ч; км — коэффициент местной работы; tгр— время нахождения вагона под одной грузовой операцией, ч; lтр— среднее расстояние между техническими станциями (вагонное плечо), км; tтех — время нахождения вагона на одной технической станции, ч.
Количество грузовых операций, приходящихся на единицу работы, представляет собой коэффициент местной работы;
,
где - соответственно число погруженных и выгруженных вагонов на дороге (отделении) в сутки; - работа вагонного парка дороги (отделения) в вагонах в сутки.
Работой вагонного парка дороги (отделения) называют число вагонов, погруженных и принятых в груженом состоянии с соседних дорог (отделений) в сутки:
.
Среднее время нахождения вагона под грузовой операцией определяют делением вагоно-часов простоя под грузовыми операциями на число грузовых операций.
К показателям, характеризующим степень использования грузовых вагонов, относятся статическая и динамическая нагрузки. Статическая нагрузка показывает, какое количество груза в тоннах приходится в среднем на один физический вагон при погрузке ( - количество погруженного груза).
Динамическая нагрузка груженого вагона показывает, какое количество тонн груза приходится в среднем на один груженый вагон в движении: ( -тонно-километры нетто по сети дорог, дороге или отделению; - пробег груженых вагонов на соответствующем полигоне, вагоно-км).
Среднее время нахождения транзитного вагона на одной технической станции определяют делением вагоно-часов простоя на технических станциях на число вагонов, прошедших через технические станции.
Расстояние, проходимое вагоном за время оборота, называют полным рейсом вагона. Для дороги полный рейс вагона складывается из груженого и порожнего рейсов:
;
для сети дорог
,
где - соответственно суммарный пробег вагонов на дороге и сети дорог за сутки.
Среднесуточный пробег вагона определяется делением расстояния полного рейса на оборот вагона или общего пробега в вагоно-километрах на рабочий парк:
.
Среднесуточная производительность FB является обобщающим показателем использования грузовых вагонов и измеряется в тонно-километрах нетто, приходящихся на один вагон рабочего парка:
( - динамическая нагрузка вагона рабочего парка).
Оборотом пассажирского состава называют время в сутках, проходимое от момента отправления его в рейс из пункта формирования до следующего отправления состава из этого же пункта:
,
где - время нахождения состава соответственно в пункте формирования и в пункте оборота, ч; - расстояние от пункта отправления до пункта назначения, км; - соответственно маршрутная скорость следования поездов от пункта формирования до пункта оборота и обратно, км/ч.
Количество составов, требующихся для обслуживания одной пары поездов, равно числу суток оборота. По времени оборота и коэффициенту регулярности отправления пассажирских поездов можно определить потребное число составов для обслуживания данного направления:
.
При ежедневном отправлении поездов в рейс принимают коэффициент , при отправлении поездов через день — .
Среднесуточный пробег состава определяют делением пробега пассажирских составов в поездо-километрах (за сутки) на число составов , находящихся в обращении, или делением удвоенной длины рейса поезда на время оборота состава :
.
Населенность пассажирского вагона выражается средним числом пассажиров, приходящихся на один вагон, занятый под перевозки. Населенность определяют делением пассажиро-километров на вагоно-километры пробега :
.
При исчислении населенности вагона учитывают общий пробег вагонов пассажирского парка (без почтовых, багажных и прочих) и вагонов грузового парка, если они были заняты под перевозку пассажиров.
Средняя густота пассажирского движения определяется количеством проследовавших по данному направлению (участку) за определенный период времени поездов, вагонов, пассажиров соответственно:
; ;
.
Контрольные вопросы по главе 2
1. Какие вагоны составляют грузовой и пассажирский парки.
2. Чем отличаются инвентарный и наличный парки грузовых вагонов?
3. Какая единая система нумерации подвижного состава введена на железнодорожном транспорте? Опишите её для грузовых и пассажирских вагонов.
4. Какие отличительные знаки и надписи должен иметь каждый вагон в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог?
5. Перечислите показатели работы и использования вагонов.