Технология прогнозирования, целеполагания и осуществления педагогического процесса

Понятие «педагогическая система» виды педагогических систем

Педагогическая система определяется как совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства)

Все системы делятся на:

  • естественные
  • закрытые
  • абстрактные
  • статические
  • без ведущего элемента
  • простые моно структурные
  • биологические
  • суммативные
  • искусственные
  • открытые
  • конкретные
  • динамические
  • централизованные
  • сложные поли структурные
  • технические и социальные
  • деятельностные

Понятие «педагогическая технология»; состав и структура

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

В структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

цели обучения - общие и конкретные;

содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс:

организация учебного процесса;

методы и формы учебной деятельности школьников;

методы и формы работы учителя;

деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

диагностика учебного процесса.

Различные подходы к классификации педагогических технологий

Классификация педагогических технологий: макро технологии (система обучения в целом) и микро технологии.

Макро технологии – развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, классическая школа.

Микро технологии – фрагмент уроков, сравнение.

По уровню применения могут быть: общепедагогические, частнометодические, локальные.

По ориентации на личностные структуры могут быть: ЗУНы, операционные (СУД), эмоционально-художественные, прикладные (ДСП), технологии саморазвития, эмоционально-нравственные.

По характеру содержания и т.д.

4. Технология проектирования и конструирования педагогического процесса

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирования и конструирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Технологию проектирования и конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии проектирования содержания (проективно-содержательная), проектирования материальных и материализованных средств (проективно-материальная) и проектирования деятельности (проективно-операционная). Технология проектирования и конструирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств.

Педагогические цели, налагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности учебной или воспитательной сфере, отражая определенную ступень в формировании личности. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные педагогические задачи.

Технология прогнозирования, целеполагания и осуществления педагогического процесса

Всестороннее знание личности, особенностей класса как коллектива и данные анализа конкретной педагогической ситуации, составляющие основу педагогического диагноза, являются необходимой предпосылкой прогнозирования, сводящегося к педагогическому целеполаганию. Оно открывает возможности обоснованного диагностического задания целей.Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т.п.

Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть учитель, достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.

Принято различать поисковое и нормативное прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.

Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. В соответствии с принципом органичного сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей в ходе осуществления педагогического процесса очень важно найти наиболее рациональную меру соотнесения управляющих воздействий со стороны педагогов и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитанников.

Наши рекомендации