Бизнес-инкубатор: понятие, предназначение, роль
Бизнес-инкубаторпредставляет собой организацию, которая обеспечивает малые предприятия различными помещениями и сооружениями на основе совместного использования, доступом к техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса в качестве единого вполне интегрированного и вполне приемлемого по стоимости комплекса. Такого рода опека и совместное покрытие расходов призваны облегчить начальную стадию развития нового предприятия путем сокращения затрат и избежания задержек при освоении новых видов продукции и реализации инновационных проектов, а тем самым уменьшить вероятность неудачи предприятия.
Концепция бизнес-инкубатора, представляющая собой создание микросреды обитания для поддержки бизнеса на стадиях его жизненного цикла, была разработана в начале 80-х гг.
Она развивалась в 90-х гг. в сторону создания целевых (технологических) и «виртуальных» инкубаторов, а также гибридов, состоящих из центров по развитию предприятий и бизнес-инкубаторов.
Бизнес-инкубатор – многопрофильное учреждение. Он призван помочь опекаемым юридическим и физическим лицам начать собственное дело, выйти на рынок, закрепиться на нем, защищаться от недобросовестных и некомпетентных действий контрагентов, органов власти, банков. Его эффективность оценивается по количеству фирм, действующих на рынке после прохождения программы инкубации.
Конкретные цели функционирования инкубаторов могут различаться в зависимости от того, кто из учредителей имеет решающее влияние на принятие стратегических решений.
Так, основной целью создания государственных (общественных) инкубаторов, финансирование которых осуществляется правительством и некоммерческими организациями, является экономическое развитие региона, создание рабочих мест, экономическая диверсификация и (или) увеличение налоговых поступлений. Основное внимание они уделяют проектам, отличающимся небольшими капиталоемкостью и сроком окупаемости.
Академические и университетские инкубаторыспособствуют реализации потребностей в научном предпринимательстве, решению проблем ускорения инновационного цикла регионального научно-технического развития. Они позволяют работникам научно-исследовательских институтов освоить и реализовать разработки, заниматься предпринимательской деятельностью без отрыва от научной работы, у выпускников учебных заведений появляется возможность успешно стартовать в бизнесе.
Смешанные инкубаторыобъединяют усилия правительства, некоммерческих организаций и (или) частных организаций. Сотрудничество такого рода может принести инкубатору доступ к правительственному финансированию и разнообразным вариантам поддержки, а также деловому консультированию и финансам частного сектора.
Частные, коммерческие инкубаторысоздаются инвестиционными группами для сотрудничества по развитию недвижимости. Их главные интересы заключаются в получении дохода на инвестиции от инкубируемых фирм, развитии недвижимости и коммерциализации технологий.
По способу предоставления услуг выделяют следующие бизнес-инкубаторы:
- «классические» –наряду с бизнес-услугами основной их функцией является предоставление предприятиям офисных и производственных площадей по расценкам ниже рыночных;
- предоставляющие услуги посредством электронной связи с предприятиями. Их основной недостаток – малое количество прямых контактов с предприятиями;
- «без стен»– менеджер инкубатора регулярно объезжает предприятия.
Недостатком такого способа предоставления услуг является отсутствие общения между предприятиями, а преимуществом – отсутствие конфликтов;
- многопрофильные, предоставляющие широкий спектр услуг при открытии бизнеса на базе собственных помещений с использованием оборудования и технических средств институтов и лабораторий;
- виртуальные, оказывающие помощь в открытии бизнеса на месте либо на основе существующих лабораторий;
- внутренние, выполняющие работу по одному из направлений;
- целевые, сосредоточенные на разработке компьютерных программ и на биотехнологии.
Кроме того, бизнес-инкубаторы могут различаться по цели создания:
1. Экономическое развитие.
2. Развитие сообщества.
3. Развитие предприятий.
4. Развитие определенных секторов рынка или групп клиентов.
5. Коммерциализация технологий.
6. Получение доходов от недвижимости и инвестиций.
7. Комбинация целей.
Признаки классификации бизнес-инкубаторов:
Профессиональная ориентация:
- Универсальные
- Инновационные
- Специализированные
- С ориентацией на отрасль
- С ориентацией на социальную группу
- С ориентацией на создание микропредприятий
- Организационные
Степень самостоятельности:
- Самостоятельные
- Встроенные
Форма обслуживания:
- Виртуальные
- Стационарные
Демографический уровень:
- Городские
- Сельские (аграрные)
Бизнес-инкубаторы эффективны при создании малых предприятий с новой технологией. Принципы функционирования инкубатора зависят от того, в какой среде он действует.
Примером является создание технологического новшества путем взаимодействия между вузами и исследовательскими институтами для продвижения нововведений (товаров, услуг) на внутреннем и внешнем рынке или региональное развитие путем централизации хозяйственной деятельности и отвлечения ее от крупных городов, мобилизации местных ресурсов.
Инкубатор создается как юридическая организация, несущая полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Он пользуется поддержкой в рамках государственных бюджетных и внебюджетных программ и поэтому сочетает коммерческие и некоммерческие начала в своей деятельности.
Главное действующее лицо бизнес-инкубатора – вновь образовавшееся малое инновационное предприятие. Оно строит свои отношения с администрацией бизнес-инкубатора и его подразделениями на коммерческой основе, но, как правило, по льготным ценам.
Задача инкубатора заключается в том, чтобы в нем были созданы все необходимые условия для преодоления трудностей стартового этапа, для творческой самостоятельной работы малых фирм. Он часто является учебным центром по подготовке будущих предпринимателей и создается как развивающаяся структура с учетом перспектив поэтапного развития.
В своем развитии инкубатор проходит ряд стадий:
1) начальная стадия продолжительностью около двух лет.
Основные задачи сконцентрированы на подборе первых участников, начале сервисной поддержки и финансирования;
2) стадия развития имеет срок два-три года.
Задачи включают оптимальный набор услуг для нового бизнеса и выработку критериев отбора наиболее подходящих участников;
3) стадия зрелости занимает пять-шесть лет.
Задачи состоят в эффективном регулировании обновления участников и укреплении связей нового бизнеса с местной экономикой.
Сущность инкубатора отражают предоставляемые им услуги, набор которых может варьироваться в зависимости от его ресурсов, особенностей финансирования, взаимоотношений с органами местного самоуправления, потребностей предприятий данного региона и др.
Как правило, инкубатор предоставляет:
- производственные площади;
- помещения общего пользования (конференц-зал, библиотечно-информационный центр, комнаты для деловых встреч и т. п.);
- службы коллективного пользования (копировальную технику, телефон, факс и т. п.);
- оборудование и мебель;
- услуги по деловому консультированию (оценку проекта, помощь в разработке бизнес-плана, юридические консультации, помощь в бухгалтерском учете и ведении документации);
- помощь в поиске источников финансирования;
- услуги по обучению, в первую очередь по проблемам предпринимательства;
- возможности информационной службы, в том числе патентный поиск и защиту.
Факторами успеха бизнес-инкубаторов являются:
- наличие детального плана действий со сроками и исполнителями;
- связь с высшим учебным заведением, научно-исследовательским центром или институтом;
- наличие ясных критериев отбора клиентов;
- направленность на достижение конкретного результата;
- оказание консультационных услуг в области управления бизнесом, организация бухгалтерского учета;
- обеспечение доступа к источникам финансирования;
- оказание косвенной финансовой поддержки;
- поддержка общественности, по крайней мере, на местном уровне;
- наличие широких связей между предпринимателями.
Инкубатор может активно способствовать решению следующих задач:
- ускорению реализации инновационных проектов;
- повышению конкурентоспособности действующих предприятий;
- повышению деловой культуры предпринимательства;
- обеспечению занятости населения;
- диверсификации экономики регионов, развитию неразвитых секторов экономики;
- расширению налогооблагаемой базы регионов через увеличение числа малых предприятий;
- передаче технологий из вузов и корпораций, внедрению новых технологий;
- развитию недвижимости (площадей), до этого использовавшейся неэффективно.
Основные показатели работы инкубаторов: количество прямо и косвенно созданных рабочих мест, величина добавочной стоимости, степень совершенствования научных разработок, рост деловой активности в регионе, определенные социально-экономические мероприятия в области социальной защиты населения и создания благотворительных фондов.
Эффективность работы бизнес-инкубатора определяют: количество фирм, которым были предоставлены различные виды услуг, количество субъектов и занятых в инкубаторе (в расчете на каждого субъекта), уровень занятости, количество фирм, покинувших его, а также оценка субъектами качества работы руководства и предоставленных услуг.
Объем реализованной субъектами продукции (услуг) определяют: объем налоговых поступлений в различные бюджеты и внебюджетные фонды, объем выполненных работ по различным заказам и программам (конверсии, охраны окружающей среды и т. д.), количество и эффективность внедренных инновационных разработок.
Определение жизнеспособности бизнес-инкубатора предусматривает: сравнение расчетных и фактических показателей дохода за год, фактические расходы за год, потенциал субъектов, достигнутый на момент выхода, в сравнении с первоначальным, повышение стоимости недвижимости, количество фирм, покинувших инкубатор и потерпевших неудачу за определенное количество лет.
Работу инкубатора оценивают по количеству фирм, оставшихся в бизнесе через несколько лет после завершения инкубации.
Задачи, возникающие перед предприятием, основанным на использовании новых технологий, а также его потребности становятся более сложными по мере продвижения от простой идеи к стадии ее коммерческой реализации.
Преимущества субъектов БИ заключаются в следующем:
- сокращение эксплуатационных расходов и времени, необходимого для начала работы, возможность пользоваться консультационными услугами, что само по себе может оказаться решающим для их жизнеспособности и роста;
- более низкая стоимость и гибкие условия аренды помещений БИ;
- значительное упрочнение авторитета фирмы, что облегчает поиск средств и потребителей;
- наличие удобной обстановки для личного общения и обмена опытом.
К сожалению, функционирование инкубаторов в России наталкивается на ряд трудностей.
Важнейшими из них являются:
- кадровые проблемы;
- финансовые проблемы — недостаточное начальное финансирование, высокая себестоимость содержания площадей, оборудования и проч.;
- недостаточное количество площадей и оборудования;
- отсутствие поддержки со стороны федеральных и региональных властей;
- юридические проблемы — непроработанность законодательства в сфере малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- информационно-методические проблемы.
К числу внутренних причин можно отнести:
- отсутствие детально разработанного плана развития инкубаторов, отвечающего экономическим стандартам, а также низкий уровень текущего и краткосрочного планирования;
- однобокость и неполноту маркетинговых исследований, незнание целевых аудиторий;
- отсутствие стратегии в работе по связям с общественностью, инвестиционными программами, клиентами, администрацией;
- неотработанность технологии инкубирования.