Критерии работоспособности и расчета подшипников скольжения
Основные критерии работоспособности подшипников скольжения:
· Износостойкость – сопротивление абразивному изнашиванию, которое возникает вследствие недостаточной несущей способности масляного слоя при установившемся режиме работы, неизбежного трения при пуске и останове, и попадании со смазочным материалом абразивных частиц, соизмеримых с толщиной масляного слоя;
· Сопротивление усталости при пульсирующей нагрузке – в поршневых машинах, машинах ударного и вибрационного действия и т.д.
При низкокачественной заливке вкладышей наблюдаются случаи отслаивания заливки.
Проверочный расчет по допускаемым давлениям в подшипнике
Расчет среднего давления в подшипнике ведется по радиальной нагрузке:
,
где – радиальная нагрузка на подшипник, Н;
– диаметр шейки вала, мм;
– длина вкладыша подшипника, мм;
– допускаемое давление, МПа: в подшипниках большинства стационарных машин при отсутствии особых требований к габаритам =1…4 МПа (в зависимости от условий работы и материалов); в коренных и шатунных подшипниках двигателей внутреннего сгорания =4…20 МПа; В подшипниках прессов, ковочных машин, прокатных станов =10…30 МПа.
Проверочный расчет на нагрев и скорость износа
Расчет выполняют по произведению среднего давления на окружную скорость трения :
,
где – характеристика теплообразования в подшипнике: для большинства стационарных машин =2…10 МПа∙м/сек; в подшипниках быстроходных и тяжелонагруженных машин при хорошем охлаждении и других специальных мероприятиях значения могут быть значительно повышены; в подшипниках автомобильных двигателей =25…35 МПа∙м/сек.
Окружная скорость трения , м/сек:
,
где – частота вращения вала, об/мин.
Допускаемые давления и особенно характеристики подшипников колеблются в очень широких пределах. Это связано с многообразием факторов, влияющих на работу подшипников. К ним относятся в первую очередь материалы, качество изготовления, кромочные давления, смазка, охлаждение, условия пуска, цикл работы и т.д.
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ
Общие сведения
Подшипники качения являются основным видом опор валов и осей. Для снижения сопротивления при вращении используются тела качения.
Подшипники качения состоят из наружного и внутреннего колец с дорожками качения, тел качения (шариков или роликов), сепараторов, разделяющих и направляющих тела качения. В совмещенных опорах одно или два кольца могут отсутствовать. В них тела качения катятся непосредственно по канавкам вала или корпуса.
Подшипниковые узлы, кроме непосредственно подшипников качения, включают корпуса с крышками, детали крепления колец подшипников, защитные и смазочные устройства.
Подшипники качения – группа изделий, наиболее широко стандартизированных в международном масштабе, взаимозаменяемых и централизованно изготовляемых в массовом производстве. В мире ежегодно выпускается несколько миллиардов подшипников нескольких десятков тысяч типоразмеров от 0,5 мм до 2 (и более) метров, массой от нескольких грамм до нескольких тонн.
Основные типы подшипников качения показаны на рис. 7.8.
а | б | в | г |
д | е | ж | з |
Рис. 7.8. Основные типы подшипников качения |
Достоинства подшипников качения (по сравнению с подшипниками скольжения):
· Меньшие моменты сил трения и теплообразование. Малая зависимость моментов сил трения от скорости;
· Значительно меньшие (в 5-10 раз) пусковые моменты;
· Большая несущая способность на единицу ширины подшипника;
· Относительно малая стоимость благодаря массовому производству;
· Значительно меньшие требования по уходу, меньший расход смазочных материалов;
· Меньший расход цветных металлов, меньшие требования к материалу и термообработке валов.
Недостатки подшипников качения:
· Повышенные диаметральные габариты;
· Меньшая способность демпфировать динамические нагрузки;
· Ограниченная быстроходность;
· Повышенный шум при высоких скоростях;
· Высокая стоимость при мелкосерийном производстве.