Технология личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения Ираиды Сергеевны Якиманской, в центре обучения находится ученик — его мотивы, цели, потребности, индивидуальные психологические особенности. При этом особое значение придается такому фактору развития личности, который до этого, как правило, в обучении и воспитании игнорировался — субъектному (индивидуальному) опыту жизнедеятельности.Ученик не становится субъектом обучения в ходе самого обучения, а изначально им является как носитель субъективного опыта, приобретенного ребенком вне школы, в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Субъектность личности проявляется в избирательности к познанию мира (например, в мотивах учебной деятельности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к познаваемым объектам). Исходя из интересов ученика, его знаний и умений, учитель определяет цель занятия и корректирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Иными словами, вектор развития строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
Целевые акценты личностно-ориентированного обучения:
а) развивать индивидуальные способности каждого ученика;
б) максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный (индивидуальный) опыт каждого ребенка;
в) помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.
Принципы личностно ориентированного обучения:
1) доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельност-ного и профессионального развития;
2) акцент на мотивацию достижения успеха;
3) ориентация на внутреннюю активность учащихся, на самопроекти-рование и самоуправление;
4) партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;
5) диалог как обмен информацией, духовными ценностями;
6) свобода выбора и личной ответственности за него всех участников образовательного процесса;
7) эмоциональная сопричастность и «проживание» событий в ходе обучения;
8) моделирование поведения и деятельности как организационная основа проектирования.
Личностно-ориентированный подход связан с феноменом индивидуализа-ции. Индивидуализация обучения рассматривается как психологический механизм превращения педагогических воздействий в фактор развития личностных качеств школьника.
Индивидуализация обучения реализуется в следующих дидактических требованиях:
1. Включение в содержание образования субъектного (индивидуального) опыта учащихся, включая опыт его предшествующего обучения и воспитания.
2. Изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на преобразование индивидуального опыта каждого ученика.
3. В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием учебного материала.
4. Активное стимулирование каждого ученика к самообразованию, саморазвитию, самовыражению в ходе овладения знаниями.
5. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора в процессе выполнении заданий, а также чтобы поощрялось стремление ученика находить свой способ решения задачи.
6. Включение в содержание образования «метазнаний» (т. е. знаний о том, как добывать знания), коммуникативных навыков;
7. Необходимо стимулировать ученика к выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
8. В учебном процессе должна обеспечиваться рефлексия как субъективная деятельность. Ученик должен отрефлексировать наличный, актуальный уровень знания и оценить свой личностный рост.
В организационном плане личностно-ориентированное обучение предусматривает:
а) составление индивидуальной программы обучения для каждого ребенка, учитывающей его особенности;
б) создание атмосферы равноправного общения, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в общей работе класса;
в) обязательное взаимодействие учащихся не только с учителем, но и между собой;
г) стимулирование ученика к высказываниям без боязни ошибиться, опоры на собственный опыт, приведению примеров из собственной жизни;
д) обеспечение ученику возможности выбора наиболее значимых для него вида и формы содержания учебного материала;
е) оценка деятельности ученика не только по результату («правильно — неправильно»), но и по процессу достижения этого результата, т. е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.
ж) создание на уроке педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность; создание обстановки для естественного самовыражения учеников.
Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования,предложенная Е.В. Бондаревской, своим основанием имеет аксиологию — учение о ценностях. Образование, согласно Е.В. Бондаревской,происходит в культуросообразной образовательной среде, в которой ребенку легче всего проявить свою индивидуальность.
Вопрос №9.