Перевозка грузов в транспортных пакетах
Транспортный пакет —укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест груза в таре или без нее, скрепленных между собой с помощью универсальных или специальных средств пакетирования разового или многоразового пользования, позволяющих обеспечивать
безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ при перевозке грузов, соответствующих установленным стандартам, техническим условиям на продукцию, ее тару и упаковку и иным актам.
Пакеты грузов и средства пакетирования должны удовлетворять следующим требованиям: обеспечение безопасности выполнения транспортных, складских и погрузочно-разгрузочных работ и соблюдение экологических нормативов; рациональное использование вагонов и контейнеров по грузоподъемности и вместимости; возможность выполнения механизированной
погрузки (выгрузки) транспортных пакетов; обеспечение устойчивости, возможности крепления транспортных пакетов от продольных и поперечных смещений в вагонах и контейнерах в процессе перевозки.
Пакетирование грузов осуществляется силами и средствами грузоотправителей до предъявления их к перевозке. Грузоотправитель обязан сформировать транспортные пакеты согласно требованиям стандартов или технических условий на перевозимые грузы.
В каждом пакете разрешается укладывать только однородный груз в одинаковой упаковке или без нее, следующий в адрес одного грузополучателя. Ответственность за надежность конструкции транспортного пакета, средств пакетирования, контрольных знаков, средств крепления несет грузоотправитель.
При перевозке в крытых вагонах параметры транспортного пакета, сформированного из грузов с применением многооборотного поддона размерами 800 × 1200, не должны превышать 840 × 1240 мм. На транспортном пакете грузоотправители указывают количество находящихся в
нем грузовых единиц.
Пакетированные грузы перевозятся без переформирования пакета в пути следования.
Средства крепления груза и транспортные пакеты должны иметь контрольные знаки и исключать возможность изъятия отдельных грузовых мест из транспортного пакета без нарушения средств крепления и контрольных знаков. Контрольными знаками являются: пломба с указанием
наименования грузоотправителя; контрольная лента, скрепленная в замок; усадочная пленка и другие.
На транспортные пакеты перед предъявлением их к перевозке грузоотправителем наносится транспортная маркировка. При этом на транспортном пакете указывается номер пакета и количество находящихся в нем мест.
Железнодорожная маркировка указывается в виде дроби числа. В числителе указывается сообщаемый станцией порядковый номер из Книги приема грузов к отправлению и через тире количество пакетов в отправке. В знаменателе — код станции отправления. Например, ,
где в знаменателе — код станции Ярославль Северной железной дороги. Масса транспортного пакета, предъявляемого к перевозке в крытых и изотермических вагонах и крупнотоннажных контейнерах, не должна превышать 1,5 т, в среднетоннажных — 1 т.
Если транспортные пакеты, предъявляемые к перевозке в открытом подвижном составе, планируется выгружать на местах общего пользования, то их масса не должна превышать грузоподъемности погрузочно-разгрузочных машин, имеющихся на станции выгрузки, а если транспортные пакеты планируется выгружать на местах необщего пользования, то их массу следует согласовывать с грузополучателем.
Перечень станций, имеющих погрузочно-разгрузочные машины в местах общего пользования с указанием их грузоподъемности, утверждается МТК.
Транспортными пакетами целесообразно перевозить все тарно-упаковочные грузы (в ящиках, мешках, бочках, кулях, рулонах и др.), лесные материалы (круглый лес, короткомерные лесоматериалы, доски, шпалы, тарная дощечка, паркет и др.), строительные материалы (кирпич, шифер, асбестоцементные и керамические трубы, стекло, керамическая плитка и др.), черные и цветные металлы (чугун, цинк, свинец, бронза, алюминий и др.), различные запасные части, оборудование, механизмы, картофель, овощи и другие продовольственные грузы.
При пакетировании скоропортящихся грузов, кроме общих требований к пакетированию грузов, возникают дополнительные требования. Внутри сформированного пакета из замороженных продуктов не должно быть никаких пустот между отдельными местами. Он должен быть
плотным, чтобы лучше сохранялся аккумулированный продуктом холод. Наличие пустот, воздушных каналов в пакете может вызвать повышение температуры или оттаивание груза. В пакете из охлажденных грузов между отдельными местами необходимо оставлять воздушные зазоры для прохода воздуха.
При пакетировании свежих фруктов, ягод, овощей в таре необходимо предусматривать воздушные каналы внутри пакета. Через них отводится тепло, водяные пары и углекислый газ, выделяемый свежими плодоовощами при дыхании. Каналы в пакете предотвращают местный перегрев и увлажнение груза при хранении и перевозке.
Переход на пакетный способ перевозки грузов обеспечивает сокращение ручного труда, ускоряет процесс погрузочно-разгрузочных и перегрузочных операций, сокращает простой транспортных средств под грузовыми операциями. При пакетном способе перевозки исключаются
потери качества продукции, сокращается ее бой, поломка, повреждение (в особенности это относится к таким грузам, как кирпич, огнеупорные керамические изделия, стекло, картофель, овощи и другие).
Перевозка грузов в транспортных пакетах по сравнению с перевозкой тех же грузов в непакетированном виде позволяет по многим массовым грузам повысить статическую нагрузку (от 2 до 15 т на физический вагон); улучшить использование складских площадей за счет повышения высоты складирования (в 1,5-2 раза), на 20-25 % увеличить перерабатывающую
способность мест погрузки и выгрузки; ускорить доставку груза; уменьшить потребность в материалах на изготовление тары и упаковки; в 3-4 раза повысить производительность труда и в 1,5-2 раза снизить трудоемкость и себестоимость погрузочно-разгрузочных и складских работ.
Перевозка грузов транспортными пакетами позволяет поднять культуру производства, улучшить товарный вид продукции (что немаловажно в рыночных условиях), облегчает прием и выдачу грузов, их учет, способствует переходу на новые информатизационные технологии и ав-
томатизацию складских и погрузочно-разгрузочных операций (автоматизированные складские комплексы).
Планируется рост объема грузов в транспортных пакетах, особенно в международных сообщениях, предусматривается применение эффективных методов пакетирования штучных грузов и скрепления пакетов, использование современных погрузчиков при механизации погрузочно-разгрузочных работ. При реконструкции и строительстве новых промышленных предприятий и баз предусматривается создание современных технологических линий по изготовлению и упаковке продукции с применением средств пакетирования, пакетоформирующих машин и устройств, автоматизированных складов.
К средствам пакетирования относятся технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу (транспортный пакет). Согласно ГОСТ 21391-84 «Средства пакетирования. Термины и определения» их объединяют по
конструктивным признакам в шесть групп: поддоны, кассеты, стропы, стяжки, связки и подкладные листы. Каждое из средств пакетирования может быть многооборотным или разового использования, разборным или складным, жестким, полужестким или мягким и т.д.
К средствам пакетирования не относятся пакетоформирующие и пакетоскрепляющие машины и механизмы.
Пакетирование тарно-упаковочных и штучных грузов чаще всего производят на поддонах.
Поддон — это средство пакетирования, имеющее один или два настила и при необходимости надстройку для размещения и крепления грузов. Поддон с надстройкой из свободных или скрепленных стоек на настиле называется стоечным, а с надстройкой из сплошных, решетчатых или сетчатых стенок — ящичным.
Конструкция и параметры плоских универсальных поддонов определяются ГОСТ 9078-84 «Поддоны плоские. Общие технические условия». Плоские поддоны бывают двухнастильные (рис. 6.2, а) и однонастильные (имеют настил только со стороны груза, рис. 6.2 б). Настил может быть как сплошным, так и решетчатым (с зазором между досками). В зависимости от числа сторон, с которых можно вводить грузозахватные вилки погрузчика, плоские поддоны бывают двухзаходные или четырехзаходные. Для изготовления поддонов, кроме дерева, применяют легкие сплавы, синтетические материалы, картон, древесноволокнистые плиты и др. (рис. 6.2 в, г, д, е).
Наибольшее распространение получили многооборотные поддоны из древесины. Основной из них — это плоский деревянный четырехзаходный
Рис.6.2. Поддоны плоские: а, б — деревянные двух- и однонастильные; в, г — металлические; д — пластмассовые; е — из гофрированного картона
поддон, высотой 150 мм. Условное обозначение его 2П4—800×1200—1,0Д, что означает: двухнастильный поддон, четырехзаходный, размером в плане 800×1200 мм, грузоподъемностью 1 т, изготовлен из дерева.
Для перевозки груза водным и автомобильным транспортом, а также внешнеторговых перевозок применяют поддоны размерами в плане 1200×1600 и 1200×1800 мм, грузоподъемностью соответственно 2,0 и 3,2 т, высотой 180 мм.
Плоские деревянные поддоны одноразового использования предназначены преимущественно для перевозок грузов в районы Крайнего Севера и другие районы Казахстана, откуда их возврат экономически нецелесообразен. Используются они также для перевозки грузов на экспорт. Поддоны маркируют. При этом на шашках с продольной стороны указывают: на первой — товарный знак предприятия-изготовителя; на второй — массу брутто поддона в тоннах; на третьей — год изготовления поддона.
Стоечные и ящичные поддоны в зависимости от назначения разделяют на универсальные и специализированные. Основные параметры, размеры и технические требования, которые должны соблюдаться при разработке и изготовлении универсальных поддонов, предусмотрены ГОСТ 9570-84 «Поддоны ящичные и стоечные. Общие технические условия». Стандартом установлено, что универсальные поддоны делятся на два основных типа: ящичные (рис. 6.3) с крышкой или без нее, имеющие не менее трех вертикальных закрепленных, съемных или складных стенок
(цельных, решетчатых или сетчатых); стоечных со съемными стойками и съемной обвязкой или несъемными стойками и обвязкой (рис. 6.4).
Рис.6.3. Решетчатый ящичный поддон: а — в сборном виде;б — в сложенном виде
Ящичные поддоны используют для транспортирования и хранения мелких штучных грузов, не имеющих внешней упаковки и тары, картофеля, плодов и других грузов.
Стоечные поддоны имеют над верхним настилом выступающие стойки (см. рис. 6.3), которые могут быть жестко закрепленными (несъемными), шарнирными (или складными). Стойки служат для удержания расположенного на поддоне груза, а также для восприятия нагрузки от
вышележащих поддонов при штабелировании в несколько ярусов.
Стоечные поддоны так же, как и плоские и ящичные, имеют условные обозначения. Верхние части ящичных и стоечных поддонов оборудуются фиксирующими устройствами, которые позволяют устанавливать поддоны друг на друга в несколько ярусов, минуя уложенные в них грузы.
Рис.6.4. Стоечные поддоны
Специализированные поддоны отличаются большим разнообразием, они предназначены для лучшего удовлетворения специфических требований при перевозке и хранении отдельных групп и наименований грузов. Стандарты регламентируют конструкции и параметры поддонов для строительного и силикатного кирпича, огнеупорных материалов, рулонных, кровельных, продовольственных грузов. Все специализированные ящичные поддоны, включенные в государственный стандарт, являются складными или разборными, оборудованы запорными и соединительными устройствами различных конструкций.
В качестве средств скрепления пакетов применяются стропы, обвязочные пояса, стяжки, обвязочные ленты, склеивающие ленты, проволока, пакетирующая усадочная пленка.
Стропы из синтетических лент являются характерным типом гибких пакетирующих средств и наиболее полно отвечают требованиям, предъявляемым к средствам пакетирования мешковых и киповых грузов. Они обеспечивают как сохранность пакетов, так и возможность их механизированной переработки.
Круглые лесоматериалы и пиломатериалы длиной до 8 м перевозят в пакетах, увязанных многооборотными полужесткими стропами (ГОСТ 19041-85).
Пакетирующая усадочная пленка, обычно полиэтиленовая, охватывает не только пакетированный груз, но и сам поддон и имеет достаточную прочность. Сжимающее усилие пленки, равномерно распределено по всем граням пакетируемого груза, хорошо удерживает от смещения, а прозрачность пленки позволяет наблюдать за состоянием груза во время перегрузки, хранения и перевозки. Эта упаковка дает оптимальную защиту против дождя, грязи, пыли, позволяет хранить пакетированный груз на открытых площадках.
Формирование пакетов осуществляется в соответствии с ГОСТ 26663-85 «Пакеты транспортные . Формирование на плоских поддонах. Общие технические требования». Для обеспечения этих требований применяют различные способы укладки груза на поддоны и средства их скрепления.
Грузы в пакетах можно укладывать блоками в виде стопок (рис. 6.5, а, б, в, г, д) или в перевязку с поворотом на 90 °С (рис. 6.5, ж).
Рис.6.5. Схемы укладки и крепления тарно-штучных грузов на плоских поддонах
В последнем случае обеспечивается большая устойчивость пакета при транспортировании и перегрузке. Грузы цилиндрической формы располагают на поддонах либо вертикально (рис. 6.5, е, з), либо горизонтально со специальными прокладками между рядами (рис. 6.5, и). Обвязочные пояса могут быть расположены вертикально и горизонтально. При формировании пакетов в картонных ящиках перед установкой вертикальных обвязок необходимо выполнить подпрессовку. Чтобы исключить повреждение ящиков обвязочными лентами, под них устанавливают шины
в виде уголков из металла, древесины, картона, полимеров и других материалов или их комбинаций. Кроме шин для создания прочности пакета в отдельных случаях устанавливают по верхнему ряду и между рядами вспомогательные приспособления (рамки, прокладки, лотки), из-
готовленные из тех же материалов, что и шины. Для этих же целей применяют клей и склеивающие ленты, которыми склеивают между собой ряды картонных ящиков в пакете.
Формируют пакеты при помощи пакетирующих машин отечественного и импортного производства. Расформировывают пакеты при помощи пакеторазборных машин.