Интенсивные методы обучения

Группа методов обучения иностранному языку, ведущая свое начало от разработанного в 60-е гг. болгарским ученым Г. Лозановым суггестопедического* метода и включающая в настоящее время следующие методы:

  1. метод активизации резервных возможностей обучаемого (Г. А. Китайгородская),
  2. эмоционально-смысловой метод (И. Ю. Шехтер),
  3. суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых (В. В. Петрусинский),
  4. метод погружения (А. С. Плесневич),
  5. курс речевого поведения (А. А. Акишина),
  6. ритмопедия (Г. М. Бурденюк и др.),
  7. гипнопедия и др.

Названные методы направлены главным образом на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки и при значительной ежедневной концентрации учебных часов. И. м. о. опираются на неиспользуемые в обычном обучении психологические резервы личности учащегося. Для И. м. о. характерно широкое привлечение коллективных форм работы, использование суггестивных средств воздействия (авторитет, инфантилизация, двуплановость поведения, интонация и ритм, концертная псевдопассивность). От традиционного обучения И. м. о. отличаются способами организации и проведения занятий: уделяется повышенное внимание различным формам педагогического общения, социально-психологическому климату в группе, созданию адекватной учебной мотивации, снятию психологических барьеров при усвоении языкового материала и речевом общении. Применение И. м. о. наиболее целесообразно в условиях краткосрочного обучения языку и при установке на развитие устной речи в сжатые сроки.

* Суггестопедия [< лат. suggestio - внушение + гр. paideia - обучение] - пед. система приемов и методов обучения, при которых создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала; с. предполагает веру учащегося в свои способности, в авторитет педагога и изучаемого текста; вводятся элементы игры (в частности, при изучении иностранных языков), параллельно используется музыкальное воздействие, создающее эффект готовности восприятия материала. Разработана болгарским педагогом Г. Лозановым в 70-е годы XX в.

1) Метод активизации резервных возможностей личности учащегося Метод разработан в конце 70-х— начале 80-х гг. XX в. Г.А. Китайгородской. Метод ориентирован прежде всего на обучение общению. Теоретические положе­ния метода базируются на достижениях российской психологиче­ской школы и в первую очередь на психологии общения в рамках теории речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский), а также использовании резервов сферы бессоз­нательного в обучении (Г. Лозанов).

На основе названных психологических теорий формулируются следующие принципиальные положения метода: а) создание на занятиях определенных взаимоотношений в коллективе и органи­зация управляемого речевого общения; б) раскрытие творческих резервов личности обучаемого.

Общение создателями метода понимается в широком плане как групповое взаимодействие, осуществляемое в период образования коллектива, с установкой на раскрытие творческих резервов каж­дого учащегося. Приемом реализации указанной деятельности яв­ляется непосредственное общение в форме игры. Таким образом, игровая деятельность, отличающаяся высокой мотивированно­стью, становится основным средством организации учебного про­цесса.

2) эмоционально-смысловой метод (И. Ю. Шехтер)Метод опирается на те возможности человека, которые обеспечивают его речевую деятельность независимо от знания системных особенностей языка. Метод включает обучающихся в непосредственный акт общения между собой для решения жизненных задач, обусловленных динамикой общения в условиях изменяющейся действительности.

Обучение проходит в активной деятельности, отмеченной личностным смыслом, эмоционально окрашенной, в привычных для личности психологических нормах речевого поведения.

Порождение речи для выражения личных помыслов, а не воспроизведение и конструирование по образцам - главное отличие курса эмоционально-смыслового освоения языка от всех других подходов.

Для разрешения этой задачи разработана специальная технология проведения занятий, которая использует современные взгляды психологии и социологии, по-новому рассматривающие такие явления как память, эмпатия, воображение, творчество и др.

Подобный подход привел к новым этапам обучения, более соответствующим естественным фазам развития языковой компетенции человека. Сюда относятся: предъявление материала на уровне смысла, актуализация, импровизация, вариантность событий (этюды - в отличие от ролевой игры) и многое другое.

Созданы новые типы учебных средств и материалов - комплексный учебник, куда входят новые типы текстов, картотека для решения мыслительных задач, видео- и кинофильмы. Метод не предусматривает обучение в отдельности грамматике, лексике, фонетике и пр. в качестве аспектов языка. В нем отсутствует система упражнений и домашних заданий, нет экзаменов и зачетов, вместо них для определения динамики успешности обучения введена система тестов.

3) СУГГЕСТОКИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ. Интенсивный метод обучения, разработанный под руководством В. В. Петрусинского (1977). Его основу составляет суггестивное управление обучаемым с помощью кибернетических средств, обеспечивающих активизацию неосознаваемых компонентов мнемонической* деятельности. Учебный материал предъявляется однократно большими дозами для целостного запоминания во время сеанса, который повторяется в разное время занятий. Курс обучения позволяет автоматизировать лексику и модели предложений, входящих в объем учебного материала для начального этапа за ограниченный отрезок учебного времени при использовании функциональных резервов мозга. (*Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.)

4) МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ основная задача – это помещение студента в такие условия, когда он будет вынужден общаться на английском языке. Наиболее распространенный способ – это организация занятий в стране изучаемого языка. Если такой возможности нет, то преподаватель может просто ограничить или запретить общение на родном языке на уроках. А в некоторых случаях для этого лучше использовать носителя языка в качестве преподавателя, который не владеет языком студентов. Но когда имеет смысл прибегнуть к этому методу изучения иностранного языка? Все очень просто, если Вы хотите достичь хороших результатов за короткий промежуток времени, то это Ваш шанс.

5) КУРС РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ -курс по развитию устной речи в сфере повседневного общения с учетом коммуникативного принципа. Цель — выработка адекватного речевого поведения в ситуациях устного обиходно-бытового общения.

Ритмопедия представляет собой методику интенсивного ввода иноязычной информации, ее закрепления и активизации с исполь­зованием ритмостимуляции в процессе группового общения. Рит-мостимуляция понимается создателями метода как воздействие на биоритмику человека монотонными низкочастотными импульса­ми звука, света, цвета и музыкального сопровождения через слу­ховой и зрительный анализаторы. Это способствует образованию благоприятных условий для работы механизмов памяти и долго­временного хранения учебного материала в объеме, превышающем в 2—3 раза традиционные нормы: 75 фраз за 15 минут.

Гипнопедия (др.-греч. ὕπνος — сон, παιδεία — обучение), обучение во сне — методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи.

В методике интенсивные методы рассматриваются как специ­фическая система обучения, которая по ряду параметров отлича­ется от существующих так называемых традиционных методов. По целям интенсивные методы направлены на достижение мак­симального объема усвоения материала в минимальный срок. Со­держание обучения включает овладение комплексом знаний, на­выков и умений, достаточных для осуществления деятельности в определенной сфере общения.

Отличительными особенностями всех интенсивных методов, составляющими их суть, являются:

а) максимально возможная ак­тивизация учащихся в ходе занятий (с этой целью предлагаются специальные задания в форме этюдов, широко используются ро­левые игры, аудиовизуальные средства обучения);

б) мобилизация скрытых психологических резервов личности учащегося (это, в частности, способствует значительному увеличению объема ус­ваиваемого материала);

в) глобальное использование всех средств воздействия на личность учащегося (опора не только на зритель­ное и слуховое восприятие, что характерно для традиционных ме­тодов, но и на подсознательную сферу восприятия).

ВОПРОС 17 Еще одна разновидность контроля – самоконтроль. Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Четкая формулировка требований к знаниям и критериев их оценки воспитывает сознательное отношение школьников к учению, способствует осознанию и правильной оценке учащимися уровня своей учебной подготовки.

Функции самоконтроля:
1) вызывает критическое отношение к своей деятельности
2) позволяет сознательно оценить свою деятельность
3) способствует стабилизации деятельности, ее коррекции в соответствии с мотивами

В процессе учебно-познавательной деятельности многие исследователи выделяют различные формы самоконтроля:

1) Самым простым по форме является итоговый самоконтроль по результату деятельности, он предусматривает сличение результата с заданным образцом. Этот вид не затрагивает самого процесса деятельности, т.е, последовательности и полноты операций, не помогает заблаговременно избежать ошибки и достичь заметных успехов.
2) Одной из основных форм считается текущий пошаговый, пооперационный самоконтроль. Он состоит в выяснении полноты, правильности и последовательности производимых операций. Это более зрелая форма самоконтроля, позволяющая скорректировать ошибки до завершения учебной деятельности.
3) Самой развитой и сложной формой всеми признается планирующий самоконтроль. Он несет на себе функцию определения общей стратегии учебной деятельности (этапов работы), ее планировании, предвосхищении результату еще не выполненного действия. Ведущую роль при этом играет прогнозирование, когда делается анализ прошлого опыта, оценка достигнутого уровня развития в настоящем, выявление на этой основе зон трудности и уже затем выбор пути для осуществления указанной деятельности.

Необходимым условием успешного освоения нового знания и соответствующего приема является правильное выполнение обучаемыми действий в той форме, которая соответствует данному этапу его формирования. Для обеспечения этого условия необходим систематический пооперационный контроль, постепенно переходящий в самоконтроль.

П. Я. Гальперин подчеркивал, что в состав человеческого действия входит не только основное рабочее действие, но и действие самоконтроля [47]. Это два элемента одного действия, но внешне они выступают как два самостоятельных. Их формирование происходит не одновременно. Самоконтроль образуется гораздо быстрее, чем рабочее действие. Средства контроля, в основном, остаются постоянными, поэтому в процессе применения они довольно быстро усваиваются. Действие контроля становится идеальным, первое время оно выполняется с четким разделением операций, но постепенно происходит его сокращение. На основе такого рассмотрения эволюции самоконтроля П. Я. Гальперин выделяет следующие стадии его развития:

1) вначале действие самоконтроля следит за основным, опираясь на внешние опоры, образцы;

2) действие самоконтроля начинает сливаться с основным, отрываясь временами от внешних опор;

3) действие самоконтроля осуществляется без внешних опор, т, е. уже сливается с основным действием;

4) самоконтроль начинает опережать само действие, упреждать его.

5)

Наши рекомендации