Технология модульного обучения

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;

2. изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

3. ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

4. отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление

Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ и Платон, их обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи.

Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения.

Коллективным способом обучения является Коллективным способом обучения такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Внедрение в практику КСО позволяет модернизировать традиционные способы обучения. Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов учащихся.

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, и др.

Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных.

Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

Выделенные технологии, на наш взгляд, являются наиболее эффективными и применяемыми в учебном процессе и других сферах.

2.3 Педагогические технологии способствующие развитию профессионально – педагогической компетентности

В данном параграфе мы рассмотрим технологию модульного обучения как становление профессионально – педагогической компетентности.

Чтобы формировать профессионально – педагогическую компетентность, в рамках изучаемой дисциплины, преподавателю необходим инструмент. Таким инструментом является технология модульного обучения.

Модульное обучение зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности учащегося в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности. Сущность модульного обучения изложена П.И.Третьяковым. К его ведущим принципам относятся принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования Модульное обучение преследует формирование общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию.

Цель технологии модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Технология модульного обучения основывается на специально созданной учебной программе. Которая состоит из целевого плана действий, банка информации и методического руководства по реализации дидактических целей предоставляет возможность самостоятельно работать с этой программой, используя ее полностью или заменяя отдельные элементы в соответствии с потребностями обучаемого. Так как основой обучения является осознанное самостоятельное выполнение действия, поэтому необходимо чётко определять, что такое самостоятельность?

Термин "самостоятельность" обозначает такое действие человека, которое он совершает без непосредственной или опосредованной помощи и указаний другого человека, руководствуясь лишь собственными представлениями о порядке и правильности выполняемых операций. Например, педагог, только что объяснивший некоторый метод деятельности, предлагает учащимся проделать ряд упражнений для его усвоения. Учащиеся работают под наблюдением педагога, который проверяет результаты деятельности, указывает на ошибки. Самостоятельна ли эта работа? Очевидно, что ответить на данный вопрос можно только после того, как будет найден способ строгого соотнесения понятия "самостоятельность" и выполняемой учащимися деятельности путем рассмотрения процесса усвоения знаний в данном конкретном случае. Информация о способах деятельности усваивается учащимся, и он становится способным к выполнению деятельности с определенным успехом. Учащийся может осуществлять познавательную деятельность по собственной инициативе, направляемой познавательной потребностью или интересом, но может выполнить ее и по "принуждению", из опасения получить плохую оценку или какие-либо другие неприятности. И в том и в другом случае мы, очевидно, имеем дело с вариантами мотиваций в познавательной деятельности учащихся.

Известно, что учащийся может выполнять свою познавательную деятельность по строго предписанным ему правилам (алгоритмам), регламентирующим исполнение каждой операции и контроль ее правильности. Эта регламентация, т.е. установление определенного порядка функционирования, либо осуществляется самим педагогом, либо записывается в виде специально подготовленных рекомендациях. В обоих случаях учащийся несамостоятелен. Его деятельность управляема. Если учащийся работает по учебным материалам и разработанным программам, в которых предусмотрено право выбора содержания, способов деятельности, контроля качества, он самостоятелен. Если учащийся, прослушав лекцию или пронаблюдав за деятельностью другого человека, затем сам пытается воспроизводить ее, он не самостоятелен, а если его деятельность осуществляется в новых условиях с уже приобретённые знания и умения совершенствуются, то обучающийся осуществляет свою деятельность самостоятельно. Именно такой подход к осуществлению деятельности и предусмотрен в системе модульного обучения.

Модульная технология позволяет, через систему целеполагания и анализа результатов достижения цели, переход учащихся к продуктивной деятельности, имея возможность изменить алгоритм действий. Таким образом происходит формирование ключевых компетентностей.

Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами.

Преподаватель, в условиях модульной технологии, ставит перед собой и учащимися цели их совместной деятельности, обеспечивая тем самым мотивацию их работы. Ставя цель, учитель определяет, не только объем содержания, но и уровень усвоения на диагностической основе.

Согласно теории деятельности, обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Поэтому новая парадигма образования состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а преподаватель — осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила учащемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Реализация технологии модульного обучения в условиях компетентностного подхода предполагает разработку:

- модульной программы, отражающей основные требования образовательного стандарта по учебному предмету и способы формирования ключевых компетенций;

- пакет методического, дидактического, учебного материала на основе структуры модуля с дифференцированными и компетентностно-ориентированными заданиями, разработанными в строгом соответствии с требованиями к содержанию деятельности учащихся (по уровням сформированности ключевых компетентностей), разработана система оценивания

· системы оценивания качества предметных знаний и умений.

· системы оценивания уровня компетентности студентов.

Модульная система обучения, основанная на компетентностном подходе, позволяет разрабатывать модульные программы разного направления и содержания: обучающие по отдельным предметам (дисциплинам); специальные (по ключевым навыкам); интегрированные; оценочные (оценка деятельности на конкретном рабочем месте). Такая система позволяет обучающемуся самостоятельно выбирать индивидуальный темп продвижения по программе и проводить самооценку своих достижений.

При реализации технологии модульного обучения рекомендуется использовать несколько правил:

- перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю и уровне сформированности ключевых компетенций;

-при обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию;

-обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы, и наблюдать за процессом формирования ключевых компетенций;

- после завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля и динамику формирования ключевой компетентности;

-если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения учебного материала и отсутствие положительной динамики в формировании ключевых компетенций, необходимо выявить причину и провести доработку или реконструкцию учебного модуля;

- введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.

Технология модульного обучения в рамках компетентностного подхода имеет массу преимуществ и вместе с этим трудностей, как для учащихся, так и для преподавателей: учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля, могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности, а преподаватель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся, своевременно идентифицирует проблемы в обучении, учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Однако ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей, выполнять большой объем самостоятельной работы и нести ответственность за свое обучение, а преподавателям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей, изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого учащегося.

Таким образом, в условиях технологии модульного обучения учащийся - субъект, имеет возможность овладеть целым классом обобщенных способов действий на высоком уровне, в результате чего происходит становление профессионально-педагогической компетентности.

3. Обоснование и разработка занятий по дисциплине «Управление образовательными системами».

В данном параграфе мы представляем разработку лекции и практического занятия по теме «Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях» с использованием модульной технологии обучения.

3.1 Разработка лекции по теме «Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях»

Тема лекции: УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

Данная лекция предназначена для студентов 3 курса, специальности Профессиональное обучение и рассчитана на 4 учебных часа.

Вид лекции: Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете.

Цель лекции: изучить конкретные образовательные технологии; усвоить их особенности, положительные и отрицательные характеристики; сформировать (скорректировать) свои подходы к организации образовательного процесса.

Задачи лекции:

1. уметь характеризовать типы обучения

2. уметь выводить определение на основе анализа — синтеза педагогической действительности;

3. соотносить свою педагогическую деятельность с требованиями науки;

4. изучить сущность, содержание, назначение технологий образовательного процесса;

5. уметь использовать различные технологии образовательного процесса

Функции лекции:

Обучающая – заключается в понимании общей характеристики образовательных систем.

Организующая - предусматривает управление самостоятельной работой учащихся, как в процессе лекции, так и после неё.

Наши рекомендации