Непосредственная работа с конкретной семьей
• Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:
обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;
старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;
интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тог достиг школьного возраста);
отвечает на вопросы родителей;
наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.
• Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его:
наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);
специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию;
специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком;
специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;
демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.
• Социальный работник:
организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);
предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка.
самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;
организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана;
предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания;
передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке;
приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.
2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает следующее:
запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю); . анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;
представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;
письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;
контакты по телефону;
выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;
выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;
заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка;
проведение родителями на дому игр и занятий;
занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;
предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;
выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;
перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
3. Непосредственная работа с группой родителей предусматривает следующее:
встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;
организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;
организация специального курса для родителей по той иди иной тематике;
показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;
организация открытого урока или занятия со специалистом;
открытый день или вечер в реабилитационном центре;
организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов;
привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий — праздников, фестивалей;
помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.);
интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
4. Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее:
предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;
рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;
подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;
организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей;
подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;
выдача родителям книг .чадом или копирование для них нужных фрагментов;
рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах;
подготовка видеопрограммы для родителей;
организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;
составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет;
подготовка учебного пособия или руководства для родителей.
5. Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы:
способствовать развитию сети нянь среди группы родителей;
организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;
помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;
участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;
привлекать отцов к починке или наладке оборудования;
добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;
добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией;
помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:
• работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;
• обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев;
организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи. находить совместное решение проблемы;
• использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям 1.
Существуют шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:
• регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель);
• подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;
• использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;
• внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье);
• организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).
1. Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых/Под ред. В.К. Степанова. М.: Стройиздат, 1989. – 213 с.
2. Баранова М.Н., Черносвитов Е.В. Неврозоподобные состояния в общесоматической практике. Тбилиси, 1990. – 240с.
3. Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. – М., 1999. – 75 с.
4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан – М.: ЦИЭТИН, 1991. – 135 с.
5. Дешенко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами – М – Бесегород. – 1993.
6. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире – Н. Новгород– 1996.
7. Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. Т. 7. – СПб, 1987. – 350 с.
8. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Общая теория реформ. Теория и практика организации проведения реформ – М., 1995. – 123 с.
9. Лекции по технологии социальной работы под. ред. Холостовой, ч. 1. – Соц.-Технология. Институт. – 1998.
10. Материалы семинара по категоральному аппарату социальной работы. – Институт Социальной работы XII. – 1994.
11. Работник социальной службы. – Москва. –1997.
12. Социальная работа с пожилыми. – Институт социальной работы. – Москва. – 1995.
13. Российский журнал социальной работы.–№1.–Москва.–1995.
14. Принципы и концепция развития медико-социальной реабилитации больных, инвалидов и лиц пожилого возраста.–Методические рекомендации.– Москва.–1990.
15. Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России – М., 1995 г.
16. Социальная работа с пожилыми. – Институт социальной работы. – М., 1995. – 334 с.
17. Теория и методика социальной работы / под ред. В.И. Жукова, М., Аспект – Пресс, – 1995 .
18. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.
Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА - М, 2002. – 400 с.
19. Толстой Л. О старости СПб., 1906. – 180 с.
20. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально- технологический институт, 1999. – 320 с.
21. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296 с.
22. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340 с.
23. Человек и труд, 1996, №11. – 55 с.
24. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991.
2. Астапов В.М., Лебединская О.И„ Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологическиеаспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М.,1995.
3. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество// Дополнительное образование, 2001, №1.
4. Васин С.А., Сороко Е.Л., Богоявленский Д.Д. социальный портрет инвалидности и социальная ущемленность инвалидов. Независимый институт социальной политики. http// www.socialpolicy.ru/programs/ grant/reports/vassin.shtml
5. ГостюшинА.В., Шубина С.И. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. – М., 1995.
6. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». — М., 1995.
7. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. –М., 1992.
8. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. – М., 1995.
9. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция// Социс. 1991. №5.
10. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшиство?// Социс. 1992. №5.
11. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000.
12. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальные проблемы инвалидности// Социологические исследования. – 1988. - № 4.
13. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М., 1995.
14. Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Метериалы всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. – М., 2002.
15. Жилая среда для инвалидов. — М., 1990.
16. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов/ Под ред. С.И. Реутова. – Пермь: РИЦ «Здравствуй», 1994.
17. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики/Проблемы семьи и детства в современной России. — Ч. 2. — М., 1992.
18. Комплексные методики активизации социальной работы с семьёй: Научно-методическое пособие / Под ред. В.Ю. Меновщикова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.
19. КузнецоваВ.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам//Социальная работа. – 1992. – Вып. 1.
20. Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М., 1996.
21. Основы социальной работы. Учеб. пособие., Изд. 2-е, испр. и доп.М., 2004.
22. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов / Сб. норм. актов / Сост. О.В. Павленко, Д.А. Туболев, Л.К. Грачев. - М., 1996.
23. Профессионализация социальной работы / Отв. ред. Л.С. Малик. – Архангельск: Прморсеий госуниверситет, 2001. 26. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2004.
24. Сделать доступными для инвалидов/Пресс-клуб для инвалидов//Социальное обеспечение. - 1993. - № 2.
25. Социальная защита инвалидов. Норм, акты и док-ты /Под ред. П.М. Маргиева. — М., 1994.
26. Социальная защита населения: опыт органазационно-административной работы: Учеб. пособие.; Изд. 4-е, доп. И перераб.од ред. В.С. Кукушина. – М.-Ростов-на-Дону, 2004.
27. Социальная поддержка инвалидов, ветеранов войны и труда / Библиотечка «Российской газеты». — М., 1995.
28. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992.
29. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста/Под ред. Е.И. Холостовой, А.И, Осадчих. —М.: Ин-т социальной работы, 1996.
30. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. – Минсоцзащиты, 1992. - Вып. 4.
31. Социальные технологии: теория и практика / Межвузовая научно-практическая конференция 13,14 июня 2003 г.: Тез. доклад / отв. ред. К.М. Оганян, С.С. Бразевич, С.Н. Войцеховский. – СПб.: СПБ ГИ ЭУ, 2003.
32. Теоретико-методологические аспекты подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Под общ. ред. В.М. Астапова. – М., 1996.
33. Технология социальной реабилитации инвалидов: Метод. рекомендации. – М., 2000.
34. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. — М., 1996.
35. Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева Социальная реабилитации: Учеб. пособие. – 3-е изд. - М., 2004.
36. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. №4.