Монтажные мачты и подъемники
3.1 Монтажные мачты
Рисунок 1.14 –Грузоподъемная мачта: 1 – решетчатая мачта; 2 – полиспаст; 3 – паук для крепления вант; 4 – вант; 5 – отводной блок; 6 – сбегающая ветвь полиспаста; 7 – страхующий трос; 8 – оттяжной трос |
Грузоподъемные краны имеют ограниченные грузоподъемность и высоту подъема. Кроме того, при насыщенности технологической установки оборудованием и трубопроводами краны, габаритные размеры которых сравнительно велики, не всегда могут заходить на территорию монтажной площадки. В таких случаях для монтажа тяжелых и высоких аппаратов или металлоконструкций применяют мачты.
Мачты значительно дешевле кранов, однако их подготовка к работе, т.е. перемещение, стыковка, наращивание, оснастка, подъем и закрепление, представляют собой чрезвычайно трудоемкие операции, требующие для своего производства продолжительного времени.
Схема грузоподъемной мачты показана на рис. 1.14. В вертикальном положении мачту удерживают четыре расчалки (ванты), которые одним концом крепятся к оголовку (верхушке) мачты, а другим — к устойчиво неподвижным якорям или мертвякам. К оголовку мачты крепится также неподвижный блок грузового полиспаста. Сбегающий с него трос направляется вниз к основанию мачты; к тросу прикреплен отводной блок, сообщающий тросу горизонтальное направление до барабана лебедки.
Якоря бывают свайные, заглубленные (закладные) и инвентарные. Свайные якоря состоят из нескольких свай, вбитых в землю на глубину более 1,5 м., они могут работать на усилие до 10 тс. Закладные якоря представляют собой зарытые в землю или заключенные в бетон пакеты из стальных труб. Удобнее применять переносные, или инвентарные, якоря – тяжелые железобетонные призмы весом до 7,5 т, складываемые друг на друга по несколько штук. Они могут создать очень большую силу трения и, следовательно, обеспечить надежную неподвижность. Иногда призмы зарывают неглубоко в землю, что еще более увеличивает их устойчивость.
На действующих предприятиях часто вместо якорей используют фундаменты под различные сооружения и оборудование.
Инвентарные монтажные мачты являются наиболее простым грузоподъемным приспособлением.
Мачты высотой до 30 м изготовляют трубчатой и решетчатой конструкции, выше 30 м – только решетчатой конструкции. Состоят мачты из отдельных секций. Стыки трубчатых мачт, состоящих из секций, выполняют на фланцах. Сварные стыки трубчатых мачт усиливают накладками.
Фланцевые соединения трубчатых мачт выполняют на черных или получистых болтах; стыки решетчатых мачт – на чистых двухсрезных болтах.
В вертикальном или наклонном положении мачты удерживают с помощью гибких расчалок – вант, выполненных из троса. Количество вант определяется условиями работы мачты, но не может быть меньше трех (обычно применяют четыре – шесть). Для уменьшения подвижности мачты ванты предварительно натягиваются усилием, равным 1-3 тс, с помощью винтовых стяжек или рычажных лебедок. Угол заложения вант обычно принимают 30-45°. Ванты к оголовку мачты крепят наглухо или через «паук» (последний вид крепления применяют для поворотных мачт).
Для подъема груза мачты оснащают одним, двумя или четырьмя полиспастами. Сбегающая нитка грузового полиспаста отводится на грузовую лебедку через отводной блок, встроенный в основание мачты.
Основанием вертикально работающих мачт является опорный башмак, выполненный из листа с загнутыми краями. Мачта соединяется с основанием с помощью одноплоскостного шарнира, позволяющего производить наклон мачты в плоскости подъема, или с помощью шаровой опоры, обеспечивающей поворот мачты и ее наклон в любой плоскости. Основание мачты расчаливают тросами во избежание его сдвига усилиями в отводных блоках и горизонтальной составляющей усилия от веса груза при наклонной мачте. Фундаменты (или постаменты) тщательно проверяются на устойчивость
Характеристика решетчатых мачт приведена в табл. 1.11.
Таблица 1.11 – Характеристика решетчатых мачт
Грузоподъемность, т | Высота мачты, м | Размер сечения мачты в мм | Размер пояса в мм | Размер раскосов в мм | Эксцентриситет, мм | Ориентировочный вес, т | |||
У основания мачты | В среднем сечении | У оголовка | |||||||
500х500 | 800х800 | 500х500 | Уголок 75х75х8 | Уголок 63х63х5 | 2,7 | ||||
3,5 | |||||||||
4,5 | |||||||||
Якоря рассчитываются на устойчивость под действием сил, стремящихся сдвинуть якорь до горизонтали, сил, стремящихся вырвать якорь из земли или оторвать его от земли (при незаглубленных якорях), и сил, стремящихся опрокинуть якорь. Величину, этих активных сил определяют разложением сил натяжения расчалки по соответствующим направлениям, Величину противодействующих сил находят из уравнений статики с учетом трех-четырех кратного запаса устойчивости. По величине противодействующих сил (вес якоря, вес бетона и грунта, сопротивление грунта вырыванию, сила трения и пр.) легко установить конструктивные размеры якоря. Размеры закладных элементов определяют в результате расчета на прочность.
Наиболее просты по конструкции трубчатые мачты. Их изготовляют непосредственно на монтажной площадке из катаных труб, при необходимости стыкуемых, сваркой или соединенных на фланцах, которые закрепляют болтами с контргайками. Сварные стыки усиливаются накладками из листовой стали или стальными уголками. При грузоподъемности до 25 т применяют однотрубчатые мачты диаметром до 600 мм; при грузоподъемности от 25 до 80 т – трехтрубчатые и четырехтрубчатые сигарообразные мачты. Трубы соединяют обручами из полосовой (листовой) стали и дополнительно укрепляют уголками. В четырехтрубчатых мачтах три трубы концы которых плотно прилегает друг к другу, на среднем участке охватывают четвертую, короткую, трубу.
Опорная часть мачт выполняется в виде жесткой плиты, усиленной косынками, или в виде шарнира. Шарнир позволяет наклонять мачту, что необходимо при проведении такелажных работ. На рис. 1.15 приведены общий вид и наиболее важные узлы однотрубчатых, трехтрубчатых и сигарообразных мачт.
Решетчатые мачты более сложны в изготовлении, однако при одинаковых грузоподъемности и высоте они легче трубчатых. Такие мачты изготавливаются из прокатных уголков сваркой и имеют по высоте переменное сечение (уменьшающееся на концах). Отдельные секции мачты длиной 5-10 м стыкуются с помощью накладных стальных листов, к которым они крепятся на чистых болтах. Для большей жесткости каждая секция по краям, а иногда и посредине снабжается диафрагмами.
Решетчатые мачты бывают полноповоротными вокруг своей оси и наклоняющимися во все стороны, что значительно увеличивает радиус их действия при выполнении такелажных работ. С этой целью участок оголовка решетчатой мачты, предназначенный для крепления расчалок, соединен с мачтой шарнирно, а опора мачты изготовлена шаровой.
Грузоподъемность одной мачты высотой 62 м конструкции Таллинского машиностроительного завода достигает 100 т. С помощью двух таких мачт можно поднимать аппараты весом до 200 т. на высоту до 100 м.
Рисунок 1.15– Трубчатые мачты: а – однотрубчатая; б – трехтрубчатая; в – сигарообразная; г – укрепление трубы ребрами жесткости; 1 – мачта; 2 – полиспаст; 3 – поперечная труба; 4 – штырь для удержания вант; 5 – ванты; 6 – паук для вант; 7 – отводной блок; 8 – штырь для крепления отводного блока; 9 – неподвижная опора; 10 – поворотная опора |
Мачты рассчитываются на прочность под действием сжимающих (под действием этих сил мачта подвергается продольному изгибу) и изгибающих сил. Расчет заключается в подборе размеров элементов мачты, обеспечивающих надежную работу конструкции с учетом возможных перегрузок от динамических факторов. Коэффициент динамичности принимается равным 1-1,3.
При работе мачта испытывает деформации от следующих нагрузок: веса поднимаемого груза; веса оснастки мачты (полиспастов, тросов, блоков); собственного веса мачты; тягового усилия на сбегающем конце троса полиспаста, направленного вдоль мачты; силы натяжения вант; силы ветра на мачту и поднимаемый груз. Определение этих величин трудности не представляет; силу натяжения вант находят, приравнивая к нулю сумму моментов всех сил относительно опоры мачты.
Каждая мачта должна иметь паспорт, в котором приводится ее подробная эксплуатационная характеристика. Особенно важна допустимая грузоподъемность мачты в зависимости от ее длины и предельного наклона. Если условия эксплуатации отличаются от указанных в паспорте, следует провести тщательный проверочный расчет мачты применительно к тем нагрузкам, которым она будет подвержена при выбранной, схеме подъема.
3.2 Портальные подъемники
Портальный подъемник представляет собой однопролетную П-образную конструкцию. Он состоит из двух ног, соединенных вверху ригелем. Внизу ноги портала опираются на башмаки. Соединение ног с башмаками, осуществляемое при помощи горизонтальных осей, обеспечивает поворот портала относительно этих осей.
Ригель соединяется с ногами портала при помощи листовой подвески или сферическим шарниром. В последнем случае возможен поворот ригеля не только относительно его продольной оси, но и на некоторый угол относительно ноги портала. Эти условия необходимы при изменении угла наклона портала, а также в случае небольших отклонений от вертикали ног портала.
Портал удерживается наземными якорями, соединенными вантами с верхними оголовками ног, и оснащен двумя грузовыми полиспастами. Портальный подъемник инвентарный и состоит из пространственных секций, выполненных из четырехпоясных уголков, соединяемых решеткой из угловой стали. Секции соединяются на чистых двухсрезных болтах при помощи стыковых уголков и накладок.
Портальные подъемники новой конструкции снабжены инвентарными подъемно-опорными обоймами, предназначенными как для монтажа и демонтажа портала в вертикальном положении, так и для опирания на них смонтированной части портала.
Подъемно-опорная обойма представляет собой пространственную решетчатую сварную конструкцию. В трех вертикальных плоскостях обоймы располагаются решетки, соединяющие пояса обоймы, четвертая – открыта для установки в обойму монтируемых секций портала. Внизу каждая обойма опирается на башмак. Соединение обоймы с башмаками при помощи осей обеспечивает возможность поворота обойм и смонтированного портала относительно этих осей.
Для удержания обойм и опирающейся на них смонтированной части портала служат четыре балансира-противовеса, представляющих собой наземные якоря, загруженные железобетонными блоками. На двух балансирах-противовесах расположено по две лебедки, из которых одна предназначена для заводки секций ног в обоймы, а другая для подъема и опускания портала при его монтаже и демонтаже. Для этой же цели в каждой обойме имеются полиспасты грузоподъемностью 25 тс, верхние блоки которых закреплены вверху обоймы, а нижние соединены с рамкой, служащей для подъема и опускания монтируемого портала и его секций.
Рисунок 1.16 – Подъемник портальный 1 – передние ванты; 2 – задние ванты; 3 – боковые ванты; 4 – вантовые полиспасты; 5 – тяга; 6, 11 – якоря наземные; 7, 12 – лебедки; 8 – расчалки; 9 – полиспасты грузовые; 10 – блоки отводные |
Порталы (рис. 1.16) имеют следующие преимущества по сравнению с мачтами.
1. Ригель портала, соединяющий обе ноги, обеспечивает центральную передачу нагрузок на ноги портала. В то же время при использовании мачт вследствие подвески грузовых полиспастов с большим эксцентриситетом (0,6-0,8 м) создается значительный дополнительный изгибающий момент, что вызывает резкое увеличение веса мачты. Следует также отметить, что горизонтальные усилия, возникающие в портале при работе двух наклонно расположенных грузовых полиспастов, воспринимаются ригелем и не передаются на ванты и удерживающие их якоря – это позволяет облегчить оснастку портала.
2. При работе наклонными мачтами, а также при работе с оттяжкой возникают горизонтальные усилия, создающие крутящий момент. Кручение вызывает необходимость увеличения сечений решетки и поясов мачт, а также необходимость изготовления шаровых литых опор. При работе наклонным порталом кручения не возникает, поскольку нагрузка приложена центрально без эксцентриситета.
3. Применение порталов позволяет производить как вертикальный подъем, так и горизонтальное перемещение груза в двух взаимно перпендикулярных направлениях, что невозможно осуществить монтажными мачтами. Кроме того, с одной установки портала без его передвижения можно смонтировать несколько аппаратов.
4. Использование порталов (по сравнению с применением мачт) упрощает производство монтажных работ и повышает их безопасность.
5. Вес порталов, предназначенных для подъема аппаратов колонного типа, в ряде случаев меньше веса мачт, необходимых для подъема тех же аппаратов.
Характеристика портальных подъемников приведена в табл. 1.12.
Таблица 1.12 – Характеристика портальных подъемников
Грузоподъемность, т | Размеры портального подъемника | ||
Высота, м | Сечение, мм | Поясной уголок | |
800х800 | 75х8 | ||
800х800 | 75х8 | ||
900x900 | 100х10 | ||
900x900 | 100х10 | ||
900x900 | 100х10 | ||
1200х1200 | 150х12 | ||
1000х1000 | 130х12 | ||
1200х1200 | 150x12 | ||
1200x1200 | 150x12 | ||
Примечание. Пролет портального подъемника составляет от 6 до 10 м |