Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление:

  • Как процесс УР — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация;
  • Как явление УР — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.

Лицо принимающее решение (ЛПР) – человек или коллегиальный орган (группа людей) наделенные необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.

ЛПР может быть: 1) индивидуальным (руководитель, директор) 2) коллегиальным (приемная комиссия, Госдума)

С точки зрения методов и подходов к принятию решений в настоящее время существует 3 парадигмы принятия решений: 3 парадигмы принятия решений • интуитивный подход - действуем как всегда ( что "очевидно" для нас); • рациональный подход – четкая упорядоченность, максимальная

формализованность, возможность применения математического расчета;. • интуитивно-рациональный – совмещает оба подхода.

В качестве примеров можно привести: • Индивидуальный предприниматель – обычно интуитивный подход; • Государственные и военные организации – рациональный подход (акцент на рациональную модель); • Коммерческая фирма – рационально-интуитивный.

С указанными парадигмами можно провести близкую аналогию с типологией по характеру и способам выработки управленческого решения. В соответствии с ней можно выделить несколько типов управленческих решений: • интуитивные решения, принимающиеся на основе ощущения, что они верны; • рациональные решения, которые можно обосновать количественно / математически / аналитически, т.е. которые можно просчитать; • решения, основанные на суждениях и здравом смысле и опирающиеся на знания и накопленный опыт; • бинарные решения, предполагающие диаметрально противоположные альтернаты (да/нет, или/или, сделать/не сделать), обычно отражающие поверхностный анализ проблемы и нечеткую проработанность цели.

11. 3-я современная парадигма принятия решений. Особенности и отличия от др парадигм.
В управленческой и экономической науке под парадигмой понимают ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Она отражает систему взглядов и научных результатов ведущих ученых, практиков – управленцев и экономистов. Под влиянием различных факторов, таких, например, как научно-техническая революция, система взглядов менялась. В связи с этим можно говорить о старой и новой парадигмах управления. Каждая из них представлена определенными школами менеджмента.

Старая, классическая парадигма управления была разработана основоположниками научной и административной школ, а также школой человеческих отношений (Ф.Тейлор, Г.Эмерсон, А.Файоль, Э.Мейо, А.Маслоу и другие авторы)В центре внимания этих школ находилась рациональная организация производства и труда на предприятии. Система управления строилась на контроле всех видов деятельности.

Но в современных условиях существенно изменилась система взглядов на условия и факторы развития предприятий. Это касается, прежде всего, места и роли внешней и внутренней среды в развитии организации. Долгое время в классических школах менеджмента ведущее место отводилось внутренней среде. В настоящее время основой развития хозяйствующего субъекта становится не столько его внутренняя среда, сколько его способность адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды. Основные положения новой парадигмы управления были разработаны известными специалистами в области управления (Т.Питерс, Р.Уотерман, И.Ансофф, П.Друкер и другие). Современная мировая концепция управления уже иначе подходит к системе взглядов на предприятие. Оно рассматривается не как закрытая, а как открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внешней и внутренней среды. При этом особое внимание следует уделять внешним изменениям.

Новая парадигма управления связана с существенными изменениями в системе управления компанией в сторону придания ей простоты, гибкости и конкурентоспособности. Современные системы управления должны, прежде всего, иметь:

  • небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом людей, но более квалифицированных;
  • небольшое количество уровней управления;
  • адаптивные структуры, сформированные по типу команд специалистов;
  • максимально ориентированные на потребителя характеристики продукции и услуг.

12. 3 подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный. Понятие и признаки управленческого гос. решения.
В современное время существует несколько подходов к управлению:

• процессный подход, когда принятие управленческих решений представляется непрерывной серией взаимосвязанных управленческих функций: постановка цели, планирование, организация, мотивация, контроль;

• ситуационный подход - применение различных методов определяется ситуацией. Не существует «лучшего» способа управления. Самый эффективный метод в конкретной ситуации – метод, который более всего соответствует данной ситуации;

• системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Из них наиболее часто применяемым и доказавшим на практике свою эффективность является системный подход. Первое научно-опубликованное обоснование показал американский ученый в области социальных, политических и экономических наук Герберт Саймон (1916-2001), которому в 1978 году была присуждена Нобелевская премия по экономике «за новаторские исследования процесса принятия решений в экономических организациях и компаниях». Он предложил в качестве основы поиска и принятия управленческого решения простую 3-х этапную схему из трех пунктов:

• Обдумывание

• Проектирование вариантов решения (генерация альтернатив)

• Выбор

Позднее, Герберт Саймон расширил схему до более усложненной 6-ти этапной, которую уже можно применять на практике:

• Ощутить наличие проблемы

• Сформулировать и уточнить цель

• Определить критерии, которым должно удовлетворять успешное решение

• Проектирование вариантов решения (генерация альтернатив)

• Сравнить варианты с критериями

• Выбрать наилучший вариант

Государственное управленческое решение— это выбор и обо­снование определенного проекта действий государственных ор­ганов, направленных на достижение общественных целей.

Государственное управленческое решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государствен­ной структурой. Это обязательная для исполнения государствен­ная программа, содержащая цели и задачи, а также набор спосо­бов, средств и ресурсов материально-технического, финансово­го, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах общества.

Различают:

  • политические реше­ния — концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп либо всего общества – например, государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции, законодатель­ные акты конституционного характера, указы Президента по общим вопросам деятельности государства и др.
  • административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функцио­нирование отдельных видов текущей практической деятельности отдельных организаций – например, постановления Прави­тельства, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.

Признаки гос. решения:

1. Это документ, носитель определенной управленческой ин­формации;

2. Это официальный акт высокой социально-практической значимости предписываемых управляющих воздействий. Отличается он активной организующей, созидательной ролью. Его глав­ное предназначение - формирование, изменение или отмена действующих социальных норм и отношений, перевод объекта управления из одного качественного состояния в другое;

3. Государственно-управленческие решения в подавляющем большинстве своем носят комплексный характер, преследуют несколько целей и предполагают решение целого пакета задач;

4. Властность - принимается в одностороннем порядке специально уполномоченным для этого государственным органом, порождает соответствующие права, обязанности и предусматри­вают ответственность за последствия их реализации;

5. Публично-правовой характер. Принимаются только государственными органами, обладающими соответствующей компетенцией. Причем в подавляющем большинстве случаев принимаются не на основе договора двух-трех сторон, а в одностороннем порядке. Большинство государственно-управленческих решений носят публичный правовой характер.

6. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д. Оно обладает высокой преобразующей силой, большой со­циальной значимостью предписываемых действий, носит дирек­тивно-обязательный характер. Все предусмотренные в нем меро­приятия обязательны для исполнения, даже в том случае, если они и не нравятся кому-то;
7. Оформляются надлежащим образом в установленном по­рядке, носят обезличенный характер. Государственное решение - продукт коллективного труда, в его подготовке участвует боль­шое число специалистов и должностных лиц. Поэтому его автор­ство не устанавливается. Государственное решение - это соб­ственность государства и не может рассматриваться в качестве чьей-либо личной интеллектуальной собственности;
8. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения; всесторонность и объективность анализа ситуации; правильное применение пра­вовых норм различных отраслей права; высокое качество как са­мого документа, так и процесса его исполнения. Нарушение про­цессуальных правил и технологий превращает решение в фик­цию, в документ ничтожной юридической силы;
9. Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а зна­чит, подконтрольны налогоплательщикам.

13. Общие функции управления в органах ГиМУ. Выделить и пояснить основные и вспомогательные функции управления.
Общие функции управления в органах Гиму:
• Планированиерассматривается как постановка целей, оп­ределяющих перспективы развития и будущее состояние управ­ляемых объектов и процессов, а также способы достижения на­меченных целей.
• Организациянаправлена на установление конкретных пара­метров оргструктуры объекта и субъекта управления и взаимосвя­зей между ними, степени централизации и децентра­лизации управления; разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления; квалификации работающих; и т.д.
• Координацияобеспечивает согласованность работ всех звень­ев системы управления. Благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, струк­тур объекта и субъекта управления.
• Регулированиесоздает отношения упорядоченности и устой­чивости социально-экономической системы и в случае ее откло­нения от заданных параметров приводит в эффективное дейст­вие ее персонал.
• Контрольпризван выполнять обратную связь объектов управ­ления с аппаратом управления; эта функция выполняется, чтобы по­стоянно наблюдать, оценивать и давать информацию о реализации объектом управления решений, относящихся к его компетенции.
• Анализ — разложение управляемых процессов и процессов управления на составляющие их элементы , чтобы получить возможность исключить негативные проявления в объ­екте и субъекте управления, выявить условия и тенденции их воз­никновения, закрепить, даю­щие социально-экономический эффект.

Вспомогательные функции - способствуют осуществлению основной функции управления. Вспомогательные связаны с обеспечением (компьютерное и информационное обеспечение, логистика, контроль качества) и способствуют осуществлению основных функций управления. Квалификационно-управленческие функции по отношению к основным являются вторичными, обес­печивающими.

Наши рекомендации