Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление:
- Как процесс УР — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация;
- Как явление УР — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.
Лицо принимающее решение (ЛПР) – человек или коллегиальный орган (группа людей) наделенные необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.
ЛПР может быть: 1) индивидуальным (руководитель, директор) 2) коллегиальным (приемная комиссия, Госдума)
С точки зрения методов и подходов к принятию решений в настоящее время существует 3 парадигмы принятия решений: 3 парадигмы принятия решений • интуитивный подход - действуем как всегда ( что "очевидно" для нас); • рациональный подход – четкая упорядоченность, максимальная
формализованность, возможность применения математического расчета;. • интуитивно-рациональный – совмещает оба подхода.
В качестве примеров можно привести: • Индивидуальный предприниматель – обычно интуитивный подход; • Государственные и военные организации – рациональный подход (акцент на рациональную модель); • Коммерческая фирма – рационально-интуитивный.
С указанными парадигмами можно провести близкую аналогию с типологией по характеру и способам выработки управленческого решения. В соответствии с ней можно выделить несколько типов управленческих решений: • интуитивные решения, принимающиеся на основе ощущения, что они верны; • рациональные решения, которые можно обосновать количественно / математически / аналитически, т.е. которые можно просчитать; • решения, основанные на суждениях и здравом смысле и опирающиеся на знания и накопленный опыт; • бинарные решения, предполагающие диаметрально противоположные альтернаты (да/нет, или/или, сделать/не сделать), обычно отражающие поверхностный анализ проблемы и нечеткую проработанность цели.
11. 3-я современная парадигма принятия решений. Особенности и отличия от др парадигм.
В управленческой и экономической науке под парадигмой понимают ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Она отражает систему взглядов и научных результатов ведущих ученых, практиков – управленцев и экономистов. Под влиянием различных факторов, таких, например, как научно-техническая революция, система взглядов менялась. В связи с этим можно говорить о старой и новой парадигмах управления. Каждая из них представлена определенными школами менеджмента.
Старая, классическая парадигма управления была разработана основоположниками научной и административной школ, а также школой человеческих отношений (Ф.Тейлор, Г.Эмерсон, А.Файоль, Э.Мейо, А.Маслоу и другие авторы)В центре внимания этих школ находилась рациональная организация производства и труда на предприятии. Система управления строилась на контроле всех видов деятельности.
Но в современных условиях существенно изменилась система взглядов на условия и факторы развития предприятий. Это касается, прежде всего, места и роли внешней и внутренней среды в развитии организации. Долгое время в классических школах менеджмента ведущее место отводилось внутренней среде. В настоящее время основой развития хозяйствующего субъекта становится не столько его внутренняя среда, сколько его способность адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды. Основные положения новой парадигмы управления были разработаны известными специалистами в области управления (Т.Питерс, Р.Уотерман, И.Ансофф, П.Друкер и другие). Современная мировая концепция управления уже иначе подходит к системе взглядов на предприятие. Оно рассматривается не как закрытая, а как открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внешней и внутренней среды. При этом особое внимание следует уделять внешним изменениям.
Новая парадигма управления связана с существенными изменениями в системе управления компанией в сторону придания ей простоты, гибкости и конкурентоспособности. Современные системы управления должны, прежде всего, иметь:
- небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом людей, но более квалифицированных;
- небольшое количество уровней управления;
- адаптивные структуры, сформированные по типу команд специалистов;
- максимально ориентированные на потребителя характеристики продукции и услуг.
12. 3 подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный. Понятие и признаки управленческого гос. решения.
В современное время существует несколько подходов к управлению:
• процессный подход, когда принятие управленческих решений представляется непрерывной серией взаимосвязанных управленческих функций: постановка цели, планирование, организация, мотивация, контроль;
• ситуационный подход - применение различных методов определяется ситуацией. Не существует «лучшего» способа управления. Самый эффективный метод в конкретной ситуации – метод, который более всего соответствует данной ситуации;
• системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Из них наиболее часто применяемым и доказавшим на практике свою эффективность является системный подход. Первое научно-опубликованное обоснование показал американский ученый в области социальных, политических и экономических наук Герберт Саймон (1916-2001), которому в 1978 году была присуждена Нобелевская премия по экономике «за новаторские исследования процесса принятия решений в экономических организациях и компаниях». Он предложил в качестве основы поиска и принятия управленческого решения простую 3-х этапную схему из трех пунктов:
• Обдумывание
• Проектирование вариантов решения (генерация альтернатив)
• Выбор
Позднее, Герберт Саймон расширил схему до более усложненной 6-ти этапной, которую уже можно применять на практике:
• Ощутить наличие проблемы
• Сформулировать и уточнить цель
• Определить критерии, которым должно удовлетворять успешное решение
• Проектирование вариантов решения (генерация альтернатив)
• Сравнить варианты с критериями
• Выбрать наилучший вариант
Государственное управленческое решение— это выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.
Государственное управленческое решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государственной структурой. Это обязательная для исполнения государственная программа, содержащая цели и задачи, а также набор способов, средств и ресурсов материально-технического, финансового, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах общества.
Различают:
- политические решения — концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп либо всего общества – например, государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции, законодательные акты конституционного характера, указы Президента по общим вопросам деятельности государства и др.
- административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов текущей практической деятельности отдельных организаций – например, постановления Правительства, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.
Признаки гос. решения:
1. Это документ, носитель определенной управленческой информации;
2. Это официальный акт высокой социально-практической значимости предписываемых управляющих воздействий. Отличается он активной организующей, созидательной ролью. Его главное предназначение - формирование, изменение или отмена действующих социальных норм и отношений, перевод объекта управления из одного качественного состояния в другое;
3. Государственно-управленческие решения в подавляющем большинстве своем носят комплексный характер, преследуют несколько целей и предполагают решение целого пакета задач;
4. Властность - принимается в одностороннем порядке специально уполномоченным для этого государственным органом, порождает соответствующие права, обязанности и предусматривают ответственность за последствия их реализации;
5. Публично-правовой характер. Принимаются только государственными органами, обладающими соответствующей компетенцией. Причем в подавляющем большинстве случаев принимаются не на основе договора двух-трех сторон, а в одностороннем порядке. Большинство государственно-управленческих решений носят публичный правовой характер.
6. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д. Оно обладает высокой преобразующей силой, большой социальной значимостью предписываемых действий, носит директивно-обязательный характер. Все предусмотренные в нем мероприятия обязательны для исполнения, даже в том случае, если они и не нравятся кому-то;
7. Оформляются надлежащим образом в установленном порядке, носят обезличенный характер. Государственное решение - продукт коллективного труда, в его подготовке участвует большое число специалистов и должностных лиц. Поэтому его авторство не устанавливается. Государственное решение - это собственность государства и не может рассматриваться в качестве чьей-либо личной интеллектуальной собственности;
8. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения; всесторонность и объективность анализа ситуации; правильное применение правовых норм различных отраслей права; высокое качество как самого документа, так и процесса его исполнения. Нарушение процессуальных правил и технологий превращает решение в фикцию, в документ ничтожной юридической силы;
9. Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а значит, подконтрольны налогоплательщикам.
13. Общие функции управления в органах ГиМУ. Выделить и пояснить основные и вспомогательные функции управления.
Общие функции управления в органах Гиму:
• Планированиерассматривается как постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей.
• Организациянаправлена на установление конкретных параметров оргструктуры объекта и субъекта управления и взаимосвязей между ними, степени централизации и децентрализации управления; разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления; квалификации работающих; и т.д.
• Координацияобеспечивает согласованность работ всех звеньев системы управления. Благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, структур объекта и субъекта управления.
• Регулированиесоздает отношения упорядоченности и устойчивости социально-экономической системы и в случае ее отклонения от заданных параметров приводит в эффективное действие ее персонал.
• Контрольпризван выполнять обратную связь объектов управления с аппаратом управления; эта функция выполняется, чтобы постоянно наблюдать, оценивать и давать информацию о реализации объектом управления решений, относящихся к его компетенции.
• Анализ — разложение управляемых процессов и процессов управления на составляющие их элементы , чтобы получить возможность исключить негативные проявления в объекте и субъекте управления, выявить условия и тенденции их возникновения, закрепить, дающие социально-экономический эффект.
Вспомогательные функции - способствуют осуществлению основной функции управления. Вспомогательные связаны с обеспечением (компьютерное и информационное обеспечение, логистика, контроль качества) и способствуют осуществлению основных функций управления. Квалификационно-управленческие функции по отношению к основным являются вторичными, обеспечивающими.