Перевозка хлебных грузов
По своему назначению зерновые грузы подразделяют на три основные группы: злаковые (пшеница, рожь, овес, ячмень, рис, гречиха и т.д.); зернобобовые (горох, соя, фасоль, чечевица и т.д.); масличные (семена подсолнечника, льна, конопли, клещевины и т.д.).
К продуктам переработки зерна относятся мука, крупа, отруби и отходы мукомольного производства.
Основными показателями, характеризующими качество зерна являются: объемная масса, влажность, общая стекловидность, клейковина, содержание примесей.
В зависимости от влажности зерновые грузы делятся на четыре группы: сухие, средней сухости, влажные и сырые. Например, пшеница, рожь, ячмень, гречиха считаются сухими при влажности до 14 % включительно, средней сухости от — 14 до 15,5 %, влажными — от 15,5
до 17 %, сырыми — свыше 17 %. Если влажность зерна более 18 %, то начинается прорастание, брожение, сопровождающееся повышением температуры. При температуре 50—55 °С появляется затхлость, гнилостный запах, зерно интенсивно разлагается (горит). Кроме того, повышенная влажность вызывает активное развитие микроорганизмов и вредителей зерна.
Для обеспечения сохранности зерновых грузов при перевозке Правилами перевозок установлена максимально допустимая влажность: для зерна — 16 %, для зернобобовых — 17 %, проса — 15 %, семян масличных культур — 10 %, семян подсолнечника — 8 %.
Засоренность зерна посторонними примесями оценивается в процентах как отношение массы примесей к общей массе зерна. Примеси могут быть сорные и зерновые. Сорные различают двух типов: минеральные (земля, уголь, пыль, камешки) и органические (солома, стебли дикорастущих растений и др.). В свою очередь среди зерновых примесей различают сорные семена, зерна с поврежденным ядром и вредные семена.
Учитывают также степень зараженности зерна амбарными вредителями (клещом, долгоносиком). Ее устанавливают по количеству таких вредителей в 1 кг зерна. Зерно, зараженное долгоносиком и другими вредителями (кроме клеща), можно отгружать только на предприятия,
специально выделенные для его переработки. Основные зерновые культуры (пшеница и рожь) делятся на типы и подтипы, для которых действующими ГОСТ установлены качественные характеристики.
Зерно обладает большой текучестью и требует для перевозок исправного подвижного состава. Зерновые грузы обладают способностью поглощать пары воды и запахи различных веществ и прочно удерживать их.
Продукты переработки зерна обладают повышенной способностью абсорбировать из окружающей среды влагу и посторонние запахи, что необходимо учитывать при организации их перевозки и хранении.
Нормальная влажность наиболее распространенных продуктов переработки зерна составляет от 11 до 16 %. Например, для крупы овсяной — 11 %, крупы ячменной — 15 %, муки всех сортов — 14 %.
При повышении влажности и температуры продукты переработки зерна самонагреваются и плесневеют. Повышение температуры муки и крупы стимулирует усиление процесса дыхания в их массе, что вызывает усушку и значительную потерю массы продукта.
Качественная характеристика каждой партии отгружаемых зерновых грузов и продуктов их переработки приводится в сертификатах качества Государственной хлебной инспекции при Правительстве РК. Их имеется шесть форм. Форма 1 выдается представителями государственной хлебной инспекции на перевозку зерна. В сертификате указывается род зерна, ГОСТ, тип, подтип, цвет, общая стекловидность, клейковина, протеин, примеси (сорная, зерновая, в том числе
минеральная, испорченная, вредная в %) и другие характеристики зерна. Форма 2 выдается для муки, где указывается цвет, вкус, запах, влажность, зольность, белизна, остаток на сите и другие характеристики муки. Форма 3 выдается на крупы, форма 4 — на комбикорма, форма 5 — на зерно в международном сообщении, форма 6 — на комбикорм в международном сообщении.
Зерновые грузы и продукты их переработки перевозятся насыпью в крытых вагонах-хопперах для зерна (вагоны-зерновозы). Мука перевозится насыпью в специализированных вагонах-муковозах, оснащенных системой аэрирования.
Вагоны-зерновозы (рис. 8.7) бывают: с объемом кузова 93 м3 (грузоподъемностью 65,0 т); 94 м3 (70,0 т); 111 м3 (76,5 т). Вагоны-зерновозы имеют на крыше четыре загрузочных люка, а в нижней части кузова шесть разгрузочных люков. Загрузочные люки имеют такую систему запоров
(штангу, регистрирующую верхние загрузочные люки), которая позволяет их пломбировать одним ЗПУ. Каждый разгрузочный люк пломбируется отдельно. Торцевые стены вагонов-зерновозов наклонены под углом. Время разгрузки таких вагонов составляет 5-6 мин.
Вагоны-муковозы (рис. 8.8) бункерного типа имеют четыре емкости по 21,5 м3 (полный объем вагона 86 м3, грузоподъемность 52,0 т). Каждая емкость имеет загрузочный люк диаметром 400 мм. Рабочее давление в емкости при разгрузке 0,2 МПа (2 кгс/см2).
Вагоны-зерновозы, подаваемые под погрузку, должны иметь исправные кузова, крышки загрузочных и разгрузочных люков с резиновыми уплотнениями, исключающими наличие щелей, кроме того, они должны иметь запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков без нарушения запорнопломбировочных устройств. После выгрузки зерновых грузов, зараженных болезнями сельскохозяйственных растений, грузополучатель промывает и обеззараживает вагоны. Грузополучатель предоставляет железнодорожной станции назначения справку о промывке и (или) обеззараживании вагонов.
Рис. 8.7. Крытый вагон-хоппер для перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки (вагон-зерновоз)
Рис. 8.8. Вагон для бестарной перевозки муки (вагон муковоз)
Пригодность вагонов под погрузку зерновых грузов и муки определяется с участием представителей Государственной хлебной инспекции.
В Правилах перевозок грузов насыпью и навалом железнодорожным транспортом установлено, что зерновые грузы, отруби и отходы мукомольного производства перевозятся насыпью в вагонах-хопперах для зерна (вагонах-зерновозах). Кроме зерна в вагонах-зерновозах перевозятся также крупы (гречневая, манная, кукурузная, овсяная, перловая, полтавская), дерть (крупнодробленое зерно), пшено, рис (крупа), сечка (овсяная, рисовая, ячменная и др.), смесь зерновая, толокно, хлопья (кукурузные, овсяные, пшеничные, рисовые) и др.
Зерновые грузы и продукты их переработки, поставляемые на экспорт, в районы Крайнего Севера, города Москву, Санкт-Петербург, военным организациям и приравненным к ним категориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, а также поступающие по импорту, подвергаются государственному контролю с выдачей на них сертификатов качества Государственной хлебной инспекции (формы 1, 2, 3, 4, 5, 6) в зависимости от вида продукции и сообщения.
При отсутствии у грузоотправителя указанных сертификатов зерно и продукты его переработки к перевозке по указанным направлениям не принимаются.
Зерновые грузы, подконтрольные Государственной инспекции по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РК, перевозятся в соответствии с Правилами перевозок подкарантинных грузов на железнодорожном транспорте. К перевозочным документам в этом случае предъявляется сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов.
Прием к перевозке зерна, предназначенного на кормовые цели, производится при наличии у грузоотправителя ветеринарного свидетельства, которое прикладывается к перевозочным документам.
При перевозке семенного зерна грузоотправитель обязан к перевозочным документам приложить удостоверение о кондиционности семян или сертификат на семена зерновых, зернобобовых, крупяных и других культур установленной формы, за подписью и печатью Государственной семенной инспекции района отгрузки.
Массу зерновых грузов и продуктов их переработки, перевозимых насыпью, определяет грузоотправитель и удостоверяет ее подписью в накладной. При отсутствии весов у грузоотправителя груз взвешивается на весах перевозчика самостоятельно грузоотправителем или с помощью его работников.
Зерновые грузы и продукты их переработки взвешивают с остановкой и расцепкой вагонов. Фактическая тара вагона определяется взвешиванием на вагонных весах. При наличии ковшовых или элеваторных весов массу загружаемого зерна определяют в процессе погрузки и
предварительного взвешивания тары вагона не требуется.
Масса зерновых грузов и продуктов их переработки, перевозимых в таре, определяется по количеству и стандартной массе одного места с указанием об этом в накладной.
Прием, хранение и отпуск зерновых грузов осуществляется на специальных складах (зернохранилищах), которые различаются по вместимости, оборудованию и условиям выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Наиболее совершенны зернохранилища-элеваторы большой
вместимости, на которых организована механизированная переработка, сушка и очистка зерна. Они обеспечивают самые лучшие эксплуатационные и экономические условия хранения зерна, приема и погрузки его в вагоны-зерновозы. Загружают зерновые грузы через открытые люки в крыше вагона-зерновоза.
Для зерновых грузов характерно большое распыление погрузки по промежуточным станциям и небольшой объем отправления каждой станцией. Выгрузка, как правило, сконцентрирована на сравнительно малом числе пунктов. Поэтому основной и наиболее эффективной формой организации перевозок зерновых грузов является маршрутизация. В период
массового поступления зерна для его завоза в основные потребляющие районы, а также на мельницы и зерноперерабатывающие предприятия организуют кольцевые маршруты из вагонов-зерновозов.
Зерновые грузы, перевозимые насыпью в вагонах-зерновозах, выдаются за цельностью ЗПУ, наложенных на штангу, фиксирующую верхние загрузочные люки, и на нижние люки.
Значительная часть продуктов переработки зерновых грузов перевозится в мешках в крытых вагонах. Муку и крупу перевозят в мешках стандартной массы 50, 80 кг. Мука восприимчива к посторонним запахам (особенно скипидара), сырости и к различным жирам. Муку всех сортов и крупу укладывают в штабеля. Высота штабеля зависит от температуры и влажности и составляет от 8 до 12 рядов (мешков).
Рис перевозят в одинарных или двойных мешках. Он отличается большим влагосодержанием, способен поглощать ее дополнительно, но может и легко испарять влагу. Рис восприимчив к различным посторонним запахам, поэтому требует активного вентилирования при хранении и перевозке.
Выдача муки и крупы, перевозимых в стандартных мешках, на местах общего пользования производится с проверкой числа мест.
Перевозка зерновых грузов повышенной влажности допускается маршрутами при соблюдении условий, определенных Государственной хлебной инспекцией и согласованных с МТК РК.
Маршруты перевозки влажного зерна оформляются отдельными накладными на каждый вагон, поскольку возможны отцепки в пути следования. Для усиления внимания работников подразделений перевозчика к этим маршрутам отправитель в накладной обязан сделать отметку «Перевозка на особых условиях; разрешена Государственной хлебной инспекцией и МТК», в верхней части накладной красным цветом наносят пометку «Зерно влажное — на просушку».
На досмотровых пунктах государственной хлебной инспекции обнаруженные в поезде вагоны с техническими неисправностями или с греющимся зерном отцепляют и подают на ближайшие хлебоприемные предприятия, которые должны обеспечивать беспрепятственный прием, разгрузку вагонов и привести зерно в состояние, обеспечивающее надежное хранение и перевозку.
Зараженное зерно может перевозиться в адрес организаций, определенных Государственной инспекцией по карантину растений РК для обработки или переработки такого зерна.
Для переработки такого зерна выделяются предприятия, для которых установлены особые правила приемки и переработки зерна, реализации продуктов помола с обязательной очисткой и обеззараживанием вагоновзерновозов и погрузочно-разгрузочных механизмов. После промывки и
обеззараживания вагонов-зерновозов железнодорожной станции назначения выдается справка о промывке и (или) обеззараживании вагонов.