Поставка оборудования на монтажную площадку
6.1 Доставка оборудования
Состояние оборудования и его готовность к установке на фундамент во многом определяют сроки монтажа, поэтому, согласно действующим техническим условиям, во всех случаях, когда это не ограничивается возможностями транспорта, завод-изготовитель поставляет оборудование полностью собранным и испытанным.
По размерам (длина, ширина, высота) оборудование делится на габаритное и негабаритное. Под габаритным понимается такое оборудование, размеры которого не выходят за пределы габаритов железнодорожного подвижного состава. Габаритное оборудование можно перевозить по железной дороге без всяких ограничений.
Негабаритное оборудование делят на следующие категории:
1) оборудование, которое можно перевозить по железной дороге при соблюдении определенных, согласованных с руководством железных дорог условий и мероприятий;
2) оборудование, которое можно перевозить по шоссейным или водным путям;
3) оборудование, не пригодное по габаритам для перевозки любым видом транспорта.
В последнем случае оборудование поставляется в виде отдельных узлов и деталей. Если оборудование (в частности, колонные аппараты) является габаритным по диаметру, но по длине выходит за пределы габаритов подвижного состава, его перевозят по железной дороге частями максимально допустимой длины. При этом на заводе-изготовителе все части оборудования должны быть подвергнуты контрольной сборке с нанесением на них маркировки, по которой на монтажной площадке производится окончательная сборка.
Негабаритное оборудование, поставляемое крупными блоками или отдельными узлами и частями, на монтажной площадке доизготавливается заводом-поставщиком или подрядной монтажной организацией по особому соглашению с ней. Заказчик обеспечивает комплектную поставку оборудования для монтажа строго по графику поставки, составленному одновременно с графиком производства всех строительно-монтажных работ.
Транспортные средства, применяемые для перевозки оборудования, выбирают в зависимости от габаритных размеров и веса оборудования, расстояния до монтажной площадки, наличия железнодорожных и водных путей сообщения, а также конструкции и технического состояния шоссейных дорог.
По согласованию с Министерством путей сообщения железнодорожным транспортом можно перевозить оборудование (например, колонны) весом до 240 т., длиной до 21 м и диаметром до 3980 мм. Для этой цели применяются транспортеры сцепного типа. На рис. 1.1 показан общий вид колодцеобразного транспортера грузоподъемностью 110 т. Несущая рама транспортера состоит из двух продольных балок, на которых крепятся съемные поперечны опорные балки, расположенные в соответствии с формой перевозимого оборудования. На некоторых транспортерах, сцепного типа перевозят аппараты длиной до 34 м. и диаметром до 4050 мм.
Рисунок 1.1 – Колодцеобразный железнодорожный транспортер, грузоподъемностью 110 т.
Если завод-поставщик и заказчик имеют общие водные пути и специальные погрузочно-разгрузочные средства то крупногабаритное оборудование удобно транспортировать на баржах или морских грузовых судах.
Представляет интерес транспортирование крупных аппаратов на плаву с помощью буксирных судов. Транспортируемый аппарат при этом должен быть надежно загерметизирован.
Оборудование от мест выгрузки с железнодорожного или водного транспорта до места укрупненной сборки и места монтажа перевозят по шоссейным и грунтовым дорогам. Иногда может оказаться целесообразной перевозка по таким дорогам на большое расстояние и готового оборудования или отдельных крупных узлов, непосредственно с завода-изготовителя. Для этого используют колесные или гусеничные прицепы-платформы, которые принято называть трейлерами. Грузоподъемность выпускаемых трейлеров колеблется от 18 до 300 т., длина от 10 до 25 м., ширина от 2,5 до 4 м, высота от 1,7 до 3 м. Трейлеры буксируются специальными тягачами различных марок, автомобилями, а также тракторами. При необходимости в большой тяговой силе тягачи спариваются. Для перевозки длинных аппаратов применяются спаренные трейлеры. На рис. 1.2 приведены наиболее часто встречающиеся схемы перевозки колонных аппаратов различной длины веса.
Рисунок 1.2 – Схемы перевозки колонных и особо тяжелых аппаратов:
а, б – на одном трейлере; в – на двух трейлерах; г – с использованием жесткости самого аппарата.
1 – аппарат; 2 – салазки; 3,4 – соответственно подвижный и неподвижный блоки полиспаста; 5 – якорный трос; 6 – сбегающая ветвь троса полиспаста; 7 – направляющий трактор
Пользоваться трейлерами на монтажной площадке не всегда удобно. В некоторых случаях для перемещения оборудования на короткие расстояния применяются стальные листы и сани изготовленные из труб или профильной стали. Небольшая высота листов и саней позволяет предельно упростить погрузку и разгрузку оборудования. Однако при таком методе перевозки требуется значительная тяговая сила и, кроме того, возникает опасность повреждения верхнего покрытия дороги.
Особо тяжелые аппараты перевозят с помощью тягового полиспаста блоки которого размещают на салазках. Неподвижный блок растянутого полиспаста закрепляют за якорь или несколько тракторов. После подтягивания подвижного блока с аппаратом до предела полиспаст снова растягивают, перемещая салазки с неподвижным блоком по ходу движения. Сбегающую ветвь троса полиспаста подтягивают лебедкой или трактором. Подбирая полиспаст, можно уменьшить тяговое усилие до желаемой величины, а неподвижный блок в каждом новом положении надежно фиксируют.
Практикуется также перевозка тяжеловесного оборудования на катках, подкладываемых под его опорную поверхность. Цилиндрические аппараты можно перемещать перекатыванием. Для этого один конец троса наматывают на аппарат так, чтобы при подтягивании другого конца в сторону перемещения трос сходил с верхней образующей.
Оборудование или его блоки ограниченных габаритов и веса удобнее всего перевозить самоходными стреловыми кранами или трубоукладчиками (рис. 1.3).
6.2 Погрузка и разгрузка оборудования
Рисунок 1.3 – Трубоукладчик |
Способ погрузки и разгрузки оборудования зависит от вида транспортирования, высоты платформы, размеров и веса оборудования, ситуации на территории, где производятся эти операции, а также от наличия погрузочно-разгрузочных средств. На базах с большим оборотом оборудования для этих целей должны быть стационарные краны (мостовые, козловые, портальные) большой грузоподъёмности. На монтажных площадках наиболее простой способ разгрузки с помощью самоходных кранов или специально оснащенных для монтажных работ подъемных мачт, шевров, порталов и т.д.
При отсутствии специальных средств погрузку и разгрузку производят по способу накатывания или скатывания (рис, 1.4). Для этого платформу соединяют, с отметкой на которой находится или должно находиться оборудование, наклонной плоскостью, составленной из бревен, труб, профильной стали или железобетонного каркаса. Платформа при погрузке или разгрузке будет подвергаться действию силы, смещающей ее, и опрокидывающего момента, поэтому нагружаемую платформу удерживают надежными подпорками. Наилучшим решением является сооружение каменных или земляных дамб.
Рисунок 1.4 – Погрузка и разгрузка способом накатывания или скатывания:
а – схема; б – конструктивное исполнение;
1 – платформа трейлера; 2 – наклонная рама; 3 – ограничитель; 4 – подпорка
По схеме, приведенной на рис. 1.4а, можно определить тяговое усилие S, которое испытывает рабочий трос, наматываемый на барабан или прикрепленный к движущемуся трактору. Из условия равновесия аппарата относительно точки перекатывания можно записать:
, (1.2)
где S – тяговое усилие, кгс; l – расстояние от точки соприкосновения аппарата с плоскостью накатывания, до тягового троса, м; Т – составляющая веса G по направлению наклонной плоскости кгс; R – радиус наружной поверхности аппарата, м; Мтр – момент трения качения.
, (1.3)
где α – угол наклона плоскости накатывания к горизонту (обычно α<30о).
, (1.4)
где k – коэффициент трения качения, при перекатывании по металлическим поверхностям k=0,2-0,02 м; по деревянным k от 0,03 до 0,05 м; Р – составляющая веса G по направлению, перпендикулярному плоскости накатывания, кгс. Окончательно получаем:
. (1.5)