Свет – одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля
Технические средства
Социо-культурной деятельности
Раздел: Свет и светотехническое оборудование
Методические рекомендации
для специалистов культурно-досуговых учреждений
Ульяновск
Свет и светотехническое оборудование – это целая наука в создании художественного света для сценических площадок клубов, домов и дворцов культуры, а также профессиональных театров.
Автор методического пособия очень подробно и квалифицированно представляет нам всё многообразие светового сценического оборудование.
Методическое пособие выстроено в последовательном освоении материала, начиная с характеристики света, классификации светового оборудования и его технических характеристик и функциональности.
Собранный материал с полным правом можно называть не только методическим, но и учебным пособием для студентов средних и высших учебных учреждений, в программу обучения которых входит предмет, изучающий технические средства учреждений социо-культурной деятельности. Методические рекомендации также дают возможность обновить знания уже работающим на местах руководителям учреждений клубного типа.
Данный материал не претендует на овладение студентами навыками практической работы на осветительной аппаратуре, но даёт полноценный информационный ресурс для теоретического изучения характеристик светотехнического оборудования и проекционной техники.
Художник по свету Большого зала
ОГАУК «Ленинский мемориал»
Заслуженный работник культуры Российской Федерации
Алексей Петрович Кузоватов
В методическом издании собрана информация обо всех основных и наиболее часто использованных специальных световых приборах и проборах спецэффектов. Грамотно даны их технические характеристики, определена их функциональность и обозначены их особенности при эксплуатации. Знание профессиональной терминологии даёт возможность грамотно поставить задачи для подбора необходимого светового оборудования под индивидуальные проекты.
Методический сборник будет полезен и в качестве учебного пособия и в качестве информационного каталога для специалистов культурно-досуговых учреждений.
Ведущий консультант-техник
специализированного салона
Свето-звукотехнического оборудования
ООО «Ария» и.п. Лавров
Валерий Юрьевич Истомин
Свет. Характеристика света.
Три самых важных характеристики света - это яркость, цвет и температура. Яркость не требует особых объяснений, но цвет и температура несколько более тонкие понятия.
Свет - это электромагнитное излучение, видимое человеческому глазу. Оно состоит из волн разной длины, воспринимаемых как разные цвета. Очень длинные волны -воспринимаются как красный, а очень короткие как фиолетовый. Между ними находятся оранжевый, жёлтый, зелёный, синий и индиго. Ниже красного находятся инфракрасные, микро- и радиоволны; выше фиолетового находятся ультрафиолет, рентгеновское и гамма-излучение.
Свет, у которого есть определённый цвет, испускается в пределах узкой полосы длин волн. Например, жёлтый свет натриевых уличных фонарей содержит волны только одной длины - той, что излучается возбуждёнными атомами натрия. Это справедливо и для большинства других цветных источников света, таких как разноцветные фейерверки, неоновые знаки, новогодние огоньки, и так далее. Цветной свет может создавать тональность (то есть переход тёмное - светлое) только на тех объектах, которые отражают свет данного цвета. Например, синий объект в свете натриевых фонарей будет полностью чёрным: проверьте это сами, если не верите. Однако зелёный объект также отражает жёлтый свет, так что он не будет выглядеть чёрным — и объект цвета в точности такого, как и натриевый фонарь, будет выглядеть идентично белому объекту.
Белый свет — это комбинация многих длин волн. Он может создавать тональность на любых цветах. Однако длины волн могут быть распределены неравномерно, то есть у света может быть цветной оттенок. Например, обычное освещение от лампочек накаливания сильно сдвинуто к красно-оранжевой части спектра, а флуоресцентные светильники имеют зелёный оттенок. Здесь начинается работа баланса белого: распределение длин волн в доступном свете корректируется, и объектам возвращается их «настоящий» цвет. Человеческое зрение осуществляет баланс белого автоматически - вот почему мы воспринимаем белый лист бумаги как белый, даже если он освещён оранжевым светом ламп накаливания... но если мы сфотографируем его с дневным балансом белого, то он получится оранжевый. (Или наоборот: если мы сделаем снимок белого листа бумаги в дневном освещении, используя баланс белого для ламп накаливания, то он получится синим.)
Цветовой оттенок белого света может быть недвусмысленно выражен в виде температуры, обычно по шкале Кельвина. Это физический факт - если вы нагреете объект до определённой температуры, он будет испускать свет с определённым цветовым оттенком, без отношения к тому, из какого материала сделан объект. Однако этот свет всё же «белый» в том смысле, что содержит свет всех длин волн: таким образом, он может показывать тональность во всех цветах, и его оттенок возможно скорректировать путём баланса белого.
Вкратце: вы можете применять баланс белого, чтобы исправить цветовой оттенок белого света, но не цветного света. Не существует способа получить натурально выглядящий цвет в сцене, освещённой натриевыми фонарями: там просто нет синих или зелёных фотонов, несущих информацию.
Источники света
Свет всегда начинает своё путешествие от светового источника. Источники можно разделить на три типа: прямой или точечный, размытый, и окружающий. Каждый из этих типов придаёт специфические свойства. Легендарный «хороший свет» в основном означает сбалансированное смешение этих трёх.
Прямой (точечный)
Прямой свет испускается маленьким, ярким и точечным источником, и светит прямо на объект. Некоторые важные точечные источники — солнце, вспышка, и некоторые виды интерьерного освещения. Прямой свет порождает чётко очерченные, глубокие тени и делает трёхмерные детали плоскими. Цилиндр, освещённый прямым светом, будет выглядеть очень похоже на ящик рядом с ним: линия, разделяющая свет и тень, резкая, и очень мало градаций между полностью освещённым и полностью затенённым. Множественные точечные источники отбрасывают множественные тени и создают множественные зоны переменной яркости.
Размытый
Размытый свет исходит от обширной светоизлучающей или светоотражающей поверхности. Он создаёт мягкие тени и плавные переходы от света к тени, подчёркивая трёхмерность и форму. Цилиндр в размытом свете выглядит явно цилиндрическим, полностью затемнённые области чёрные, сторона, напрямую обращённая к свету — полностью белая, а всё остальное — различные оттенки серого. Размер и мягкость теней зависят от размера источника света и дистанции до него: источник размытого света, находящийся очень далеко, превращается в точечный источник.
Окружающий
Окружающий свет — это обычно что-то вроде теоретического понятия: сумма всего света, который отражается по всей сцене. Например, даже в самый ясный день в тенях всегда есть немного света, из-за отражений от окружающих объектов. Окружающий свет не отбрасывает теней; вместо этого он заполняет их. Цилиндр, освещённый чисто окружающим светом (вам для этого понадобилось бы поместить его в молочно-белую сферу, ровно освещённую снаружи) будет казаться полностью бесформенным и плоским — так же как и куб.
Цвет. Длина волн.
Свет - видимая часть электромагнитного спектра, разновидность электромагнитного излучения, имеющая такую же природу, как рентгеновские лучи, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение и радиоволны. Все эти виды излучений различаются длиной волны – расстоянием между её гребнями. Если рентгеновские лучи обладают свойством создавать изображение на покрытой серебром плёнке, радиоволны помогают передавать звук на расстоянии, то световые волны обладают свойством восприниматься человеческим глазом.
Глаз способен воспринимать волны длиной от 400 до 700 нанометров (нанометр – одна миллиардная метра, единица измерения длины световых волн). С двух сторон от видимой части спектра находятся ультрафиолетовые и инфракрасные области, которые не воспринимаются человеческим глазом, но могут улавливаться специальным оборудованием.
С помощью инфракрасного излучения работают камеры ночного видения, а ультрафиолетовое излучение хоть и невидимо человеческому глазу, но может нанести зрению значительный вред.
Световые волны попадают на сетчатку глаза, где воспринимаются светочувствительными рецепторами, передающими сигналы в мозг, и уже там складывается ощущение цвета. Это ощущение зависит от длины волн и интенсивности излучения. Длина волны формирует ощущение цвета, а интенсивность – его яркость. Каждый цвет имеет определённый диапазон длины волн. Самые короткие волны – фиолетовые, самые длинные – красные. А все предметы, которые окружают нас, могут или излучать свет (цвет), или отражать, или пропускать падающий на них свет частично или полностью. Например, если трава зелёная, это значит, что из всего диапазона волн она отражает в основном волны зелёной части спектра, а остальные поглощает. Способность прозрачных предметов задерживать волны какой-либо длины применяется, например, в фотографии при использовании светофильтров.
Таким образом, если мы говорим, что какой-нибудь объект имеет какой-то цвет, это значит что на самом деле этот объект (или его поверхность) имеет свойство отражать волны определённой длины, и отражённый свет воспринимается как цвет предмета. Если предмет полностью задерживает падающий свет, он будет казаться нам чёрным, а если отражает все падающие лучи – белым. Правда, последнее утверждение будет верным только в том случае, если свет будет белым, неокрашенным. Если же свет приобретает какой-то оттенок, то и отражающая поверхность будет иметь такой же оттенок. Это можно наблюдать на закатном солнце, которое делаетвсё вокруг багровым, или в сумеречный зимний вечер, когда снег кажется синим.
Инфракрасные – невидимые длинные волны 595 - 770 Желтовато-красный 585 - 595 Желто-красный 580 - 585 Красновато-жёлтый 575 – 580 Жёлтый 565 – 575 Зеленовато – жёлтый 555 – 565 Желтовато – зелёный 495 – 535 Зелёный 485 – 495 Синевато – зелёный 480 – 485 Сине – зелёный 475 – 480 Зеленовато – синий 470 - -475 Синий 380 – 470 Красновато – синий Ультрафиолетовые – невидимые короткие волны |
Свет – одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля.
Если посмотреть на историю развития света в театре от свечек, газа до реостатных регуляторов и т.п., то можно увидеть, что реализация художественных идей света в спектакле всегда «спотыкалась» о возможности существовавшей на конкретный исторический период техники. В классическом театре декорации красиво освещались так, чтобы поразить зрителя на момент открытия занавеса. А на протяжении спектакля наблюдалась статичная ситуация в развитии визуального ряда с точки зрения эмоционального восприятия. В лучшем случае картинка раскрашивалась: «закатами», «восходами», «рассветами», «молниями», «грозами» и т.п. Все перипетии эмоциональной структуры спектакля выражались через музыку, игру актёров, а декорации, оформление, свет (среда, в которой происходило действо) оставались статичными.
К концу 19 века такое положение стало абсолютно кризисным. Драматургия и театр того времени начинали формироваться как театр образов, идей, и стали требовать от сценической атмосферы подвижности, изменений, определённой среды. Так, Генри Ирвинг утверждал: «Обстановка не должна сама по себе привлекать внимание зрителя, а должна быть подчинена впечатлению, исходящему от пьесы. Она окружает актёров атмосферой, в которой они могут дышать, переносит их в соответствующую среду…». И эта среда должна быть настолько динамична и подвижна, чтобы в каждый момент действия соответствовать тому эмоциональному настрою, который имеет место быть на сцене.
Реализовать такую динамику с помощью исключительно декораций очень сложно. Сделать это при помощи светового оборудования конца 19 века, тем более было невозможно. Именно в это время появляются творческие лаборатории и экспериментальные театры, которые пытаются создать инструменты, работающие на эмоциональную структуру спектакля.
Ещё в 1913 году Александр Зальцман определил главное в том, что является светом в спектакле. И сегодня его мысли звучат актуально: «Господствующая сегодня система театров может быть сравнима с темным погребом и если она создает иллюзию солнечного света, то только благодаря контрасту между темным зрительным залом и освещенной сценой. Но при этом приносятся в жертву все оттенки, т.к. слишком резкие контрасты сглаживают детали, фон и краски…. Кроме «высвечивания» прожекторами (имитация освещения солнцем) в большей степени существенна световая среда, в которой мы существуем. Рассеянный свет, дневной, без солнца, усиливает оттенки красок, придает выразительную силу самим контурам. Вот принцип нашей системы освещения…».
Работая в Германии в экспериментальном театре, Зальцман утверждал, что использование прожектора только в качестве источника солнечного света (лучик на актёра, лучик на стол или стул) обедняет палитру художника по свету. Человек в природе освещен не только солнцем, но еще и окружающей средой (небом, листьями, зрительным залом). Пренебрегая пониманием этих принципов, или просто не обращаясь к ним, художник по свету лишает себя важного инструмента, средства создания атмосферы, реализации идей всего действия. Безусловно, световая среда в спектакле не копирование освещения пространства в природе, но, прежде всего, среда, диктуемая эмоциональной «природой» (структурой) сценического действия.
Театр символизма придал этим принципам новое дополнительное звучание, в той или иной степени воплощение такого подхода можно видеть почти во всех новаторских театрах на переломе веков. Идеология, сформулированная в начале прошлого века, была подхвачена и развивалась Гордоном Крэгом, Александром Таировым, отзвуки этих идей можно найти в творчестве Немировича – Данченко.
В этот период начинает формироваться понимание светового оформления спектакля как динамической, прежде всего, подвижной внутри спектакля коммуникативной среды, и эта коммуникативность определена тем, что художник, создавая свой спектакль, создает некую повесть, историю, симфонию, произведение, которое выражает идею спектакля.
И современная техника всё больше даёт возможности реализовать эти идеологические установки.
Современная световая аппаратура в театре сегодня чрезвычайно сложна и многообразна. Насчитывается несколько основных видов сценического освещения: верхний, боковой, горизонтальный свет, выносной, специальный. При необходимости на сцене или в сценических люках устанавливается дополнительная световая аппаратура для создания специальных эффектов (локальная подсветка; освещение контражуром; световой занавес; стробоскоп – прибор для создания мерцающего, дискретного эффекта; и т.д.).
До развития современных технологий световым оформлением сцены управляли вручную, осветители во время спектакля находились в разных точках размещения аппаратуры. В современном театре всей световой аппаратурой управляют централизованно, с помощью компьютерных программ; как правило – из главного регуляторного узла.
В процессе подготовки спектакля непременно проводятся световые репетиции, во время которых режиссёр, совместно с художником-постановщиком и светорежиссёром, устанавливают освещение для каждой сцены. Таким образом составляется подробная световая партитура спектакля, определяющая порядок и комплектацию включения конкретных осветительных приборов; реплики (текстовые, пластические, музыкальные, монтировочные и т.п.), являющиеся сигналом для световой перемены; регулирование световых потоков; цвета светофильтров; интенсивность напряжения и т.д. и т.п. Осветители, отвечающие за проведение спектакля, обязаны в точности соблюдать установленную партитуру.
В современном театре возможности света поистине безграничны, ему подвластно создание самых разнообразных эффектов. Иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля. Таким образом, осветители являются полноправными участниками всей постановочной группы спектакля, наряду с представителями остальных творческих и технических профессий.
Список специальных терминов: