Перевозка грузов в международных сообщениях

Перевозки грузов по железным дорогам двух и более стран по одному перевозочному документу — международной накладной называются прямым международным сообщением. Они делятся на прямые железнодорожные (в которых участвуют только железные дороги) и

прямые смешанные (в которых, кроме железных дорог, участвуют также речной, морской или автомобильный транспорт).

Прямые международные железнодорожные сообщения бывают перегрузочными (если грузы перегружают из вагонов дорог одной ширины колеи в вагоны другой ширины колеи) и бесперегрузочными (если грузы не перегружаются, а кузова вагонов переставляются с тележек

одной ширины колеи на тележки другой ширины колеи или вагоны переходят из одной страны в другую, когда ширина колеи в соседних странах одинакова). Одинаковую с дорогами Казахстана ширину колеи имеют страны СНГ, Латвия, Литва, Эстония, Монголия, Финляндия и отдельные линии в КНДР.

Международные железнодорожные сообщения осуществляются на основании соглашений, которые заключаются от имени правительств, министерств или центральных государственных органов, ведающих железными дорогами. В зависимости от количества участников они бывают многосторонними и двусторонними.

Многосторонним соглашением является Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое действует с 1 ноября 1951 г. Это соглашение со всеми изменениями и дополнениями по состоянию на 1 ноября 1997 г., утвержденными и внесенными в установленном порядке за весь период действия, вступило в силу с 1 января 1998 г. Соглашение заключено на неопределенный срок. Оно составлено на китайском и русском языках, тексты которых имеют одинаковую силу.

В настоящее время участниками СМГС являются Министерства и центральные государственные органы, ведающие железнодорожным транспортом от 11 государств СНГ (кроме Армении), Республики Албания, Республики Болгария, Социалистической Республики Вьетнам, Исламской Республики Иран, Китайской Народно-Демократической Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Латвийской Республики, Литовской республики, Монголии, Республики Польша, Эстонской Респубики, т.е. сфера применения СМГС распространяется на 22 азиатских и европейских государства. Это соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей груза всех перечисленных стран.

К соглашению издана Служебная инструкция (СИ к СМГС), которая действительна только для железных дорог-участниц СМГС и их работников и служит для регулирования взаимоотношений, включая правовые, между железными дорогами.

Перевозки грузов между странами, подписавшими СМГС, производятся на условиях, установленных этим Соглашением. СМГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом смешанном железнодорожном грузовом сообщении между всеми станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран, железные дороги которых участвуют в Соглашении, и только по сети дорог-участниц соглашения.

В настоящее время на территории Европы, Азии и Северной Африки применяются две отдельные системы международного железнодорожного грузоперевозочного права:

– единые правовые предписания к Договору о международных железнодорожных перевозках грузов (ЦИМ);

– СМГС.

Обе правовые системы, регулируя отношения между сторонами договора на перевозку грузов, в то же время значительно различаются между собой, что в ряде случаев создает неудобства для грузоотправителей, грузополучателей и железных дорог. Железные дороги западноевропейских стран работают по стандарту ЦИМ, а стран СНГ, Азии и части стран Восточной Европы по системе СМГС. Железные дороги отдельных стран СМГС участвуют в двусторонних соглашениях с железными дорогами других стран.

Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ, Тариф 8100) применяется к отправкам грузов, перевозимых транзитом по железным дорогам-участникам тарифа на основе СМГС или другого международного транспортного права.

Участниками МТТ являются: Белорусская железная дорога, Болгарские государственные железные дороги, Акционерное общество специального назначения «Литовские железные дороги», Монгольские железные дороги, Польские государственные железные дороги, Российские железные дороги, Украинские железные дороги, железные дороги Словацкой Республики, Чешские железные дороги. Для других стран СМГС, которые не являются участниками МТТ, применяется единый транзитный тариф (ЕЕТ), принятой как обязательный для стран участников СМГС в 1951 г.

Перевозки грузов из государств-участников Содружества назначением в Турцию, Иран, Афганистан, Финляндию и Австрию оформляются перевозочными документами соответствующих международных сообщений.

Для обеспечения тесного контакта в области международных железнодорожных сообщений, развития экономического и научно-технического сотрудничества между железными дорогами разных стран и другими транспортными организациями создана Организация сотрудничства железных дорог (ОСЖД).

Для решения вопросов, вытекающих из применения СМГС и СИ к СМГС, а также внесения в них изменений и дополнений созываются совещания соответствующей комиссии ОСЖД. Ведение дел и осуществление контроля за выполнением СМГС и СИ к СМГС возлагается на комитет ОСЖД.

До приема грузов к перевозке станция отправления должна проверить, допущены ли эти грузы к перевозке в международном железнодорожном грузовом сообщении, имеется ли принятая заявка на перевозку грузов, выполняет ли грузоотправитель условия СМГС, не препятствуют ли обстоятельства, которые перевозчик не может предотвратить и устранение которых от нее не зависит. В случае перегрузки грузов или перестановки вагонов на колесные пары другой ширины колеи на пограничных станциях или с применением раздвижных колесных пар необходимо эти вопросы согласовать с центральными органами железных дорог других стран, участвующих в перевозке. Отправки должны приниматься только после произведенного согласования со всеми железными дорогами, участвующими в перевозке.

Перечень предметов и грузов, которые не допускаются к перевозке в прямом международном сообщении, а также требующих предварительного согласования между дорогами разных стран, опубликован в СМГС.

Опасные грузы допускаются к перевозке только при соблюдении условий Правил перевозок опасных грузов (изданных отдельно к СМГС в двух частях). При перевозке грузов в контейнерах, на поддонах, в транспортных пакетах, вагонов, не принадлежащих железным дорогам, применяются соответствующие правила, опубликованные в Приложениях с СМГС.

Грузы к перевозке в международном сообщении принимают повагонными, мелкими отправками и отправками крупнотоннажных контейнеров.

Отправкой крупнотоннажного контейнера считается предъявляемый по одной накладной груз для перевозки в крупнотоннажном контейнере или крупнотоннажный контейнер в порожнем состоянии.

Отправитель в накладной в графе «Род отправки» обязан указать, к какому виду отправки относится предъявляемый к перевозке груз (к повагонной, мелкой или к отправке крупнотоннажного контейнера).

По одной накладной принимаются к перевозке в качестве повагонной отправки грузы, масса и объем которых не превышают максимальной грузоподъемности или вместимости вагона, и грузы, для перевозки которых требуется соединить два или более вагона (при отправлении со

станций узкоколейных железных дорог и др.).

По письменному заявлению отправителя допускается перевозка вагонов маршрутами по одной накладной с однородным грузом (рудой, углем и т.п.), следующими на одну станцию назначения в адрес одного получателя, если все дороги, участвующие в перевозке, дали

на это согласие.

Прием и отправление грузов повагонными, мелкими отправками и отправками в крупнотоннажных контейнерах производится в соответствии с внутренними Правилами, действующими на железной дороге отправления. Отправитель должен нанести на грузовые места нестирающиеся четкие надписи или прикрепить наклейки или бирки с указанием в них знаков (марок) грузовых мест и их номеров, станции и дороги отправления, станции и дороги назначения, отправителя и получателя, количество грузовых мест при мелких отправках.

В мелких отправках должно маркироваться каждое грузовое место, в повагонных маркируется не менее 10 грузовых мест, которые размещаются у дверей вагона.

Если перевозка определенных грузов требует особых предосторожностей, отправитель должен также поместить на отдельных грузовых местах надписи или наклейки согласно Приложения 6 СМГС. Например, «Предохранять груз от сырости», «Верх. Низ. Не кантовать», «Бьющийся груз. Осторожно». Эти же наклейки должны быть помещены отправителем также и на вагонах.

Маркировка наносится на языке страны отправления с переводом на один из рабочих языков ОСЖД (китайский, русский).

При предъявлении груза для перевозки в прямом международном сообщении отправитель должен представить на каждую отправку заполненную накладную по установленной для данного международного сообщения форме.

Накладная СМГС состоит из следующих листов:

1 — оригинал накладной (сопровождает груз до станции назначения и выдается получателю с листом 5 и грузом);

2 — дорожная ведомость (сопровождает груз до станции назначения и остается на дороге страны назначения);

3 — дубликат накладной (выдается отправителю после заключения договора перевозки);

4 — лист выдачи груза (сопровождает груз до станции назначения и остается на дороге назначения);

5 — лист уведомления о прибытии груза (сопровождает груз до станции назначения и выдается получателю вместе с листом 1 и грузом), а также необходимого количества дополнительных экземпляров дорожной ведомости, предназначенных для дороги отправления (2 экземпляра

и по одному экземпляру для каждой транзитной железной дороги). Листы 1 и 5, а также листы 2 и 4 должны быть скреплены между собой на левых полях страниц.

Накладная должна быть заполнена в строгом соответствии с Пояснениями по заполнению накладной СМГС (Приложение 12.5 СМГС). Отправитель заполняет на лицевой стороне накладной графы, не обведенные жирной линией, необходимые для перевозки данного груза. Все графы, обведенные на лицевой стороне жирной линией, и все графы на обратной стороне накладной заполняются перевозчиком. Сведения, вносимые в накладную, должны вписываться строго в пределах граф и строк, предусмотренных для них.

Бланки накладных СМГС печатаются на языке страны отправления, а также на одном или двух из рабочих языков ОСЖД (китайском, русском). Заполнение накладной производится на языке страны отправления с переводом на один из рабочих языков ОСЖД.

Бланки накладных для перевозки грузов малой скоростью печатаются шрифтом черного цвета на белой бумаге; для перевозки грузов большой скоростью — шрифтом черного цвета на белой бумаге с нанесением красных полос шириной 1 см на лицевой и оборотной сторонах у

верхнего и нижнего краев.

В накладной отправитель должен указать выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран, через которые должен проследовать груз, по возможности, по кратчайшему направлению.

Для транзитных дорог отправителем должны быть указаны только те пограничные станции, которые приведены в применяемом для данной международной перевозки транзитном тарифе.

Получателем или отправителем груза может быть только одно физическое или юридическое лицо.

Масса груза, а также способ ее определения указываются в накладной по внутренним правилам, действующим на дороге отправления.

Отправитель обязан приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза, а также (в случае необходимости) сертификат и спецификацию. Все сопроводительные документы, прикладываемые отправителем к накладной (ф. 23), должны быть им поименованы в накладной и прикреплены к ней так прочно, чтобы они не могли разъединиться в пути следования.

Для предъявления к перевозке груза, находящегося под таможенным контролем, грузоотправитель заблаговременно представляет в таможенный орган заполненные перевозочные документы в качестве уведомления о намерении вывести груз за границу. В подтверждение возможности погрузки такого груза в накладной под наименованием груза проставляется штамп «Погрузка разрешена», заверенный личной номерной печатью и подписью должностного лица указанного органа. После погрузки груза в вагон или контейнер грузоотправитель завершает таможенное оформление перевозки. Разрешение таможенного органа на отправление груза удостоверяется в перевозочных документах международных сообщений в графе «Отметки таможни» штампом «Выпуск разрешен», заверенным номерной печатью и подписью должностного лица указанного органа.

Работник станции сверяет штампы и печати, проставленные таможенным органом в перевозочных документах с образцами, представленными ранее в товарную контору таможенным органом. В случае их несоответствия задерживает оформление приема груза или само отправление.

В случаях, определенных таможенным законодательством государства-участника СНГ, таможенным органом оформляется доставка груза под таможенным контролем. Вагонный лист составляют на каждый вагон на бланках и по правилам внутреннего сообщения железных дорог Казахстана.

Пломбируют вагоны по внутренним Правилам, действующим на железной дороге отправления.

Дороги, участвующие в перевозке грузов в международном сообщении, несут ответственность за доставку их в установленные сроки, которые исчисляются обычным порядком, т.е. на весь путь следования от станции отправления до станции назначения. Суточные нормы про-

движения и время на выполнение операций отправления, передачи с дорог одного государства на дороги другого, таможенный досмотр и др. принимают на основании СМГС. О всех задержках в пути следования, их причинах и продолжительности делается отметка в накладной и дорожной ведомости.

Станция назначения выдает получателю груз, оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза по уплате им железной дороге всех причитающихся по накладной провозных платежей. Получатель обязан оплатить провозные платежи и принять груз.

Выдача груза производится по разрешению таможни в соответствии с внутренними правилами, действующими на дороге назначения (кроме случаев, специально указанных в СИ СМГС). На станциях КТЖ, на которых имеются структурные подразделения таможенных органов, перевозочные документы передаются работниками станции должностным лицам таможенных органов с оформлением факта их передачи в специальной книге с обязательным указанием даты и времени. Должностные лица производят таможенное оформление, проставляют штамп «Выпуск разрешен» и возвращают перевозочные документы работникам станции с оформлением факта передачи в специальной книге, с указанием даты и времени.

На станциях, на территории которых отсутствуют структурные подразделения таможенных органов, работники станции уведомляют о прибытии груза таможенный орган, в регионе которого расположена станция назначения, с предоставлением подробной информации в соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. После этого перевозочные документы выдаются грузополучателю для таможенного оформления под расписку. При этом работник станции информирует таможенный орган о передаче документов на прибывшие грузы грузополучателю.

Должностные лица таможенного органа информируют уполномоченных работников станции о результатах таможенного оформления.

Условия оформления перевозки грузов между станциями, в которых действуют разные системы международного транспортного права, приведены в МТТ.

Плата за перевозку груза исчисляется по кратчайшему расстоянию, определенному применяемым тарифом, в направлении через те пограничные станции, которые указаны в накладной отправителем. Если груз перевозился через другие пограничные станции по более короткому пути, чем указал отправитель в накладной, то плата исчисляется за кратчайшее расстояние в направлении через эти пограничные станции.

Провозные платежи и штрафы за перевозку по дорогам страны отправления и страны назначения исчисляются в местной валюте, а платежи и штрафы за перевозку по транзитным железным дорогам — в валюте транзитного тарифа, применяемого заинтересованными железными дорогами для данной международной перевозки.

Порядок взыскания провозных платежей на станциях отправления или назначения устанавливается внутренними правилами железных дорог отправления или соответственно назначения.

Международный транзитный тариф применяется между странами, железные дороги которых участвуют в тарифе, а также между странами, железные дороги которых не участвуют в тарифе и не являются участниками Единого транзитного тарифа (ЕТТ). В сообщении с Монголией МТТ применяется только для перевозок крупнотоннажных контейнеров. МТТ также применяется при перевозках грузов через припортовые станции железных дорог-участниц тарифа, по которым груз следует транзитом.

Тарифной валютой МТТ является швейцарский франк. В основу исчисления палаты за перевозку по МТТ принимается наименование груза, тарифное транзитное расстояние, вид отправки, скорость перевозки, масса отправки, категория крупнотоннажных контейнеров и прочие условия, предусмотренные тарифом. Для МТТ применяется Гармонизированная номенклатура грузов (ГНГ). Отправитель указывает в накладной наименование и код груза в соответствии с ГНГ или алфавитным списком ГНГ.

Провозные платежи исчисляются отдельно для каждой из участвующих в перевозке транзитных железных дорог за тарифные расстояния, приведенные в МТТ (раздел 1 части шестой). Применяемая для исчисления платы за перевозку и дополнительных сборов масса повагонных и мелких отправок округляется до полных 100 кг (расчетная масса). При исчислении провозных платежей окончательно начисленная сумма округляется до полных сантимов (1/100 часть франка), при этом полсантима и более принимают за целый, а менее полсантима отбрасывается.

Плата за перевозку грузов большой скоростью исчисляется по правилам, действующим для отправок малой скорости, и повышается на 50 %. Порядок исчисления платы за перевозку повагонных, мелких отправок и отправок в контейнерах установлен в МТТ. В МТТ приведены также особые тарифные правила при определении платы за перевозку подвижного состава на своих осях, негабаритных грузов, длинномерных грузов, автомобилей в двухъярусных вагонах,

скоропортящихся грузов, приватных вагонов, малотонных и среднетоннажных контейнеров и др.

Размеры дополнительных сборов приведены в МТТ в виде готовых ставок за 100 кг, контейнер, вагон, ось, отправку в швейцарских франках. К таким сборам относятся сборы за перегрузку на пограничных станциях, за перестановку вагонов на тележки другой колеи, объявление ценности груза, таможенные сборы, за крепление грузов, за переоформление перевозочных документов одного транспортного права на другое и др. За задержку вагонов на транзитных железных дорогах по вине отправителя или получателя взимается плата в пользу железной дороги, на которой имела место задержка, за каждые вагоно-сутки в зависимости от осности вагонов.

Провозные платежи взимаются:

– за перевозку по железным дорогам страны отправления — с отправителя на станции отправления;

– за перевозку по железным дорогам страны назначения — с получателя на станции назначения;

– за перевозку по транзитным железным дорогам — с отправителя на станции отправления (если он принимает платежи на себя по этим транзитным дорогам) или с получателя на станции назначения. При перевозке через несколько транзитных дорог допускается оплата за перевозку по одной или нескольким транзитным железным дорогам отправителем, а по остальным дорогам — получателем.

Допускается оплата провозных платежей и дополнительных сборов по транзитным железным дорогам через экспедиторские организации имеющие договор с соответствующей транзитной железной дорогой.

Общие положения таможенного дела

Пограничная станция — это железнодорожная станция, обслуживающая экспортные, импортные и транзитные перевозки в международных сообщениях. На пограничных станциях наряду с техническими, грузовыми и коммерческими выполняется ряд операций, не свойственных остальным станциям. К ним относится пограничный, таможенный, ветеринарный, экологический, фитосанитарный и другие виды государственного контроля и досмотра, оформление таможенного транзита, составление грузовых таможенных документов, передача грузов и вагонов, их учет.

Значительное место занимает переоформление перевозочных документов. Поскольку железные дороги отдельных государств имеют разную колею, то на пограничных станциях, как правило, осуществляется перегрузка грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи. Некоторые грузы следуют за границу без перегрузки. В этом случае на пограничных станциях имеются устройства для смены тележек вагонов, устройства для раздвижки колесных пар.

Перед границей размещают пограничные контрольные пункты, где грузовые поезда, прибывающие из сопредельной страны и отправляемые в сопредельную страну, подвергаются внешнему осмотру (проверке ЗПУ, осмотру низа вагонов из смотровых ям и др.). Осматривают также поездные локомотивы. В помещении личного досмотра осуществляют досмотр ручной клади железнодорожных служащих, сопровождающих грузовые поезда.

На пограничных станциях должна быть выделена и обозначена зона таможенного контроля — специальное место, предназначенное для товаров и транспортных средств, а также проведения с ними грузовых или иных операций под таможенным контролем.

В грузовых районах, станционных складах и площадках пограничных станций должны быть обязательно выделены и оборудованы склады временного хранения грузов под таможенным контролем. Склад временного хранения и прилегающая к нему территория является зоной таможенного контроля.

На передаваемые грузы сдающая дорога составляет передаточную ведомость на грузы в шести экземплярах: три для сдающей и три для принимающей сторон. Каждая сторона один экземпляр передаточной ведомости передает в таможенные органы своей дороги, второй оставляет в конторах передачи пограничной станции, а третий предоставляет в управление дороги.

В передаточной ведомости указывают данные, требуемые формой бланка. К передаточной ведомости прилагают все перевозочные и другие документы, сопровождающие груз.

Передачу вагонов оформляют вагонной ведомостью, составляемую в четырех экземплярах (по два для каждой стороны).

С момента подписания передаточной ведомости представителем принимающей дороги грузы и вагоны считаются переданными ей и ответственность за их сохранность возлагается на нее. Передачу грузов удостоверяют наложением календарного штемпеля на передаточных ведомостях и перевозных документах (накладной, дорожной ведомости). Пограничная станция дороги отправления проверяет наличие этих документов и записывает их в передаточные ведомости.

Таможенное оформление и таможенный контроль товаров должностными лицами таможенного органа пограничной станции начинается с приема от работников пограничной станции уведомления о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РК. Должностные лица таможенных органов и работники пограничной станции в сроки, установленные технологическим процессом работы станции, согласованные с таможенным органом, проводят проверку количества и номеров принимаемых транспортных средств, целостности ЗПУ, сохранности товаров в открытом подвижном составе и т.д.

Должностное лицо таможенного органа регистрирует перевозочные документы, проверяет предоставленные документы на ввозимые товары и принимает одно из следующих решений: о возврате товаров за границу, проведении таможенного оформления товаров, задержании товаров, документов на них либо дополнительной проверке, направлении товаров в таможенный орган назначения под таможенным контролем.

Решение о возврате за границу подтверждается отметкой на железнодорожной накладной («Подлежит возврату») под наименованием товаров с указанием оснований для возврата. Отметка заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

Решение о задержании товаров, документов на них либо о дополнительной проверке товаров подтверждается отметкой на железнодорожной накладной («Выпуск запрещен») и оформляется аналогично.

В случае принятия решения о направлении товаров в таможенный орган назначения под таможенным контролем должностное лицо таможенного органа оформляет доставку в соответствии с таможенным законодательством данного государства, это может быть документ контроля доставки (для СНГ), внутренний транзитный документ, составляемый таможней, декларантом или железной дорогой на бланке грузовой таможенной декларации (в трех экземплярах). Эти документы позволяют отслеживать прибытие груза в таможенный орган пункта назначения в указанные сроки. При перевозке товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита на всех экземплярах внутреннего транзитного документа и на всех экземплярах грузовых документов проставляется штамп, который заверяется личной номерной печатью сотрудника таможенного органа, производившего оформление перевозки по процедуре внутреннего таможенного транзита.

О прибытии товаров на пограничную передаточную станцию при вывозе за пределы России работники станции обязаны уведомить пограничный таможенный орган с предоставлением следующих документов: передаточной ведомости, перевозочных и приложенных к ним сопроводительных документов, четвертого листа грузовой таможенной декларации (документа контроля доставки).

Должностное лицо пограничного таможенного органа, после проверки таможенных и перевозочных документов принимает окончательное решение о пропуске товаров через границу.

После принятия такого решения на обеих экземплярах передаточной ведомости проставляется отметка «Выпуск разрешен», которая заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

В случае поступления на пограничную станцию товаров, в отношении которых необходимо дополнительное разбирательство, проставляется отметка о задержании товаров на перевозочных документах и указывается основание принятия такого решения.

Проверка документов, сведений и дополнительной информации при задержании товаров должна быть завершена в возможно короткие сроки, но не позже десяти дней с даты задержания.

После принятия решения о выпуске товаров за границу перевозочные и товаросопроводительные документы возвращаются пограничной станции. Таможенное оформление и таможенный контроль транзитных товаров производится в порядке, установленном для ввозимых товаров.

Перевозка транзитных товаров от пограничного пункта ввоза до пограничного пункта вывоза осуществляется под таможенным контролем.

Должностное лицо таможенного органа после принятия решения о возможности перевозки транзитных товаров проставляет направляющий штамп на всех экземплярах транзитной декларации, а также в железнодорожной накладной и дополнительном экземпляре дорожной ведомости, изымаемой на выходной пограничной станции. Таможенные органы могут проводить выборочный таможенный досмотр транспортных средств и товаров. При таможенном досмотре производится вскрытие транспортных средств и упаковки отдельных грузовых мест с целью идентификации товаров и обнаружения товаров, не заявленных таможенному органу.

При снятии ЗПУ (пломб) и вскрытии транспортных средств и упаковки отдельных мест для таможенного досмотра должностные лица таможенных органов в присутствии работников станции составляют акт таможенного досмотра (в 3-х экземплярах). Наложение новых ЗПУ

(пломб) на транспортные средства производится таможенным органом и (или) железной дорогой.

Фитосанитарный, ветеринарный, экологический контроль и досмотр проводятся в специальных помещениях, в которых имеются лабораторные приборы для этих операций.

Между пограничными станциями курсируют передаточные поезда, обслуживаемые бригадами сдающей или принимающей стороны, в зависимости от того, по какой колее следуют вагоны.

Использование ЭВМ создает благоприятные условия для оперативного управления обработкой вагонов и контейнеров, ускоряет расчет за пользование ими, упрощает процесс оформления передачи груза, переоформления перевозочных документов разных систем международного транспортного права, централизует процесс декларирования и оформления таможенного транзита.

АСУ пограничных станций предусматривает решение более 100 задач по оптимизации их работы в складывающейся оперативной обстановке.

Наши рекомендации