Ответственность по железнодорожным перевозкам

В соответствии с частью первой статьи 793 Гражданского кодекса РК в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Перевозчик, заключая договор перевозки с грузоотправителем, принимает обязательства по перевозке на всем пути следования не только за себя, но и за железные дороги других стран в прямых международных сообщениях, по которым следует груз. Каждый последующий перевозчик, принимая груз с накладной, вступает тем самым в договор перевозки и принимает на себя обязательства по этому договору, а следовательно, и ответственность в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств.

Таким образом, перевозчики несут солидарную ответственность за выполнение перевозки. Солидарную ответственность несут также перевозчики в прямых смешанных железнодорожно-водных ссообщениях.

Железнодорожное транспортное право — совокупность положений и норм, регулирующих отношения, возникающие при железнодорожных перевозках грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. Поскольку отношения между перевозчиком, грузоотправителями и грузополучателями при железнодорожных перевозках являются в основном гражданско-правовыми отношениями, то железнодорожное транспортное право является составной частью гражданского права.

Основания, освобождающие предприятия железнодорожного транспорта, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров от ответственности, определяются Уставом, международными договорами РК и заключаемыми на их основе Соглашениями. Статьей 114 Устава предусмотрено, что любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей или пассажиров, считаются недействительными, и любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные Уставом или иными нормативными правовыми актами РК, не имеют силы.

Порядок оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, регулируется Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Статьей 94 Устава основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются: неиспользование поданных вагонов, контейнеров, неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, отказ грузоотправителя от предусмотренных заявок вагонов, контейнеров, отсутствия собственных или арендованных вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя. Основанием для возникновения ответственности перевозчика за невыполнение принятой заявки является

неподача грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время или подача под погрузку вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки грузов. Ответственность установлена в виде штрафа, который исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда

(табл. 52.1). Более высокая ответственность установлена по рефрижераторным вагонам и транспортерам. В случае, если грузоотправитель предупредит железнодорожную станцию о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки, размер

штрафа снижается на одну треть.

Ответственность по железнодорожным перевозкам - student2.ru

Если в соответствии с поданной заявкой на перевозку грузов перевозка грузов должна осуществляться в вагонах и контейнерах, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, грузоотправитель за непредъявление грузов к перевозке в таких вагонах и контейнерах несет такую же ответственность в виде штрафа.

Штраф за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею, в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах, взыскивается в размере 50 процентов.

Штраф за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов взимается независимо от оплаты за пользование вагонами, контейнерами.

Кроме штрафа грузоотправитель несет дополнительные расходы в виде сбора, уплачиваемого перевозчику, за непредъявление грузов на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения, в том числе, если данная заявка в целом выполнена (см. табл. 52.1).

Статьей 116 Устава установлен исчерпывающий перечень оснований освобождения уплаты штрафа за невыполнение принятой перевозчиком заявки, задержку подачи вагонов, контейнеров. Грузоотправитель освобождается от такой ответственности вследствие непреодолимой силы, военных действий. В соответствии со статьей 202 ГК РК под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся прежде всего явления стихийного характера (наводнения, землетрясения, пожары, заносы), забастовки и т.п.

Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа вследствие прекращения или ограничения погрузки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава (см. п. 10.4).

Грузоотправитель освобождается также от уплаты штрафа вследствие аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление его основной производственной деятельности. Факт аварии и срок прекращения основной производственной деятельности должен доказать грузоотправитель.

Если авария грузоотправителя не привела к прекращению основной производственной деятельности, оснований к его освобождению от уплаты штрафа не имеется.

Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа вследствие неиспользования вагонов, контейнеров, поданных грузоотправителю сверх принятой заявки на перевозку грузов без предварительного его согласия.

Основанием освобождения грузоотправителя от уплаты штрафа является также выполнение заявки на перевозку грузов в тоннах в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, если в результате выполнения заявки по тоннажу груза некоторые вагоны оказались неиспользованными. В случае, если грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов, контейнеров использует их меньшее количество, чем предусмотрено заявкой, штраф за неиспользование соответствующего количества вагонов, контейнеров также не взыскивается.

Перечень оснований освобождения перевозчика от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов дан в статье 117 Устава.

Первое основание (непреодолимая сила, военные действия) и второе основание (прекращение или ограничение погрузки грузов в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава) по своему содержанию аналогичны основаниям, предусмотренным в статье 116 Устава для грузоотправителя.

Третьим основанием, по которому перевозчик освобождается от уплаты штрафа, является неподача перевозчиком вагонов, контейнеров по причине невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за осуществление пере-

возки грузов.

Перевозчик освобождается также от ответственности за неподачу того количества вагонов, контейнеров, которое было задержано этим грузоотправителем в связи с их погрузкой, выгрузкой, очисткой и промывкой, т.е. сверх сроков, предусмотренных на проведение указанных

операций.

Основным юридическим документом для учета выполнения заявок на перевозку грузов и расчетов по штрафам и сборам при их выполнении служит учетная карточка формы ГУ-1 (см. п. 10.6).

Несохранность груза означает его утрату, недостачу, повреждение (порчу).

Под утраченным понимается груз, отправленный по соответствующей накладной, но не прибывший в пункт назначения по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении.

Недостача груза — это разница между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения.

Повреждение (порча) груза —результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза от момента принятия его для перевозки до выдачи его грузополучателю. Времяпринятия и выдачи груза указывается в накладной. Если груз утрачен, то время принятия его к перевозке определяется по данным грузовой квитанции с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза. Пунктом 1 статьи 796 ГК РК установлено, что ответственность перевозчика за несохранность груза наступает только при наличии его вины.

Грузоотправитель (грузополучатель) не обязан доказывать вину перевозчика в несохранности.

Для освобождения от ответственности за несохранность груза перевозчик должен доказать, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам.

В числе таких обстоятельств (ст. 95 Устава) названы:

– причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя (например, погрузка груза в неподготовленный подвижной состав, неправильная погрузка и крепление груза в крытом вагоне при погрузке его средствами грузоотправителя, несвоевременная явка грузополучателя за скоропортящимся грузом, неправильная и неполная транспортная маркировка груза и т.д.);

– особые естественные свойства груза, грузобагажа (подверженность металла коррозии, самовозгорание, снижение массы перевозимого скота во время перевозки и др.);

– недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме к перевозке, либо применение тары, упаковки, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;

– сдача для перевозки груза, грузобагажа, влажность которого превышает установленную норму.

Перевозчик может обосновать отсутствие своей вины и иными обстоятельствами, которые он не смог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ими могут быть скрытые дефекты тары, подвижного состава, непреодолимая сила, военные действия, блокада и другие обстоятельства.

В статье 118 Устава содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, предполагающий отсутствие вины перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза.

Перевозчик освобождается от ответственности, если груз и грузобагаж прибыли в исправном вагоне (контейнере) с исправными ЗПУ, установленными грузоотправителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркиров-

кой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа.

Если погрузку груза, установку ЗПУ или увязку груза осуществлял перевозчик, то в случае несохранности он несет ответственность.

Перевозчик освобождается также от ответственности в случаях, если:

– недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза, грузобагажа в открытом подвижном составе;

– перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;

– недостача груза, грузобагажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, грузобагажа;

– утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в накладной, заявлении на отправку грузобагажа.

Во всех перечисленных случаях перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.

В соответствии со статьей 96 Устава перевозчик в порядке, установленном законодательством РК, возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза в следующих размерах:

– в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи;

– в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз;

– в размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, либо при отсутствии счета продавца или цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Наряду с возмещением ущерба в размерах, установленных настоящей статьей, перевозчик возвращает взысканную за такой груз провозную плату и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если провозная плата не входит в стоимость такого груза.

За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию

железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава.

Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за сам факт искажения сведений в накладной (в заявлении на перевозку грузобагажа). Перевозчик согласно статье 27 Устава имеет право проверять достоверность этих сведений. За искажение в накладной грузоот-

правитель уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. За искажение наименования грузобагажа, а также сведений о свойствах, при перевозке которых требуются особые меры предосторожности, отправитель грузобагажа уплачивает штраф в размере двухкратной стоимости платы за перевозку. За икажение в заявлении на отправку грузобагажа его массы, отправление в сданном грузобагаже предметов, перевозка которых запрещена, отправитель уплачивает штраф в размере двухкратной стоимости платы за перевозку грузобагажа, если в соответствии с законодательством РК перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.

В соответствии с Гражданским кодексом РК (ст. 785, 792) и статьей 33 Устава одной из важнейших обязанностей перевозчика является выполнение договора перевозки в установленный срок.

В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении — перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку данного груза.

Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств (непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии и др.). Следует отметить, что неустойка (в виде пени) не является исключительной, а относится к числу штрафных или кумулятивных неустоек. Это означает, что такая неустойка не освобождает перевозчика (другую

виновную сторону) от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном статьей 796 Гражданского кодекса. Так, например, если в результате просрочки в доставке груз был испорчен, перевозчик (другая виновная сторона) обязана кроме уплаты правомочному

лицу пени за просрочку доставки груза возместить сумму, на которую понизилась стоимость груза в результате порчи, а при невозможности восстановления поврежденного груза — его стоимость.

В соответстви со статьей 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов и контейнеров, уставновленных договорами на

подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами и контейнерами. Такой же размер штрафа установлен по истечении 36 часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика.

За задержку вагонов (ст. 100 Устава) с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда.

За задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Такой же штраф взыскивается с перевозчика при задержке приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.

Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения сроков подачи и уборки вагонов, предусмотренных договорами.

За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров — в три раза. Задержка вагонов менее 15 минут в расчет не принимается, задержка вагонов от 15 минут до одного часа принимается за полный час.

За каждый час задержки универсального контейнера (ст. 101 Устава) грузоотправители, грузополучатели уплачивают перевозчику штраф в размере: 0,01 минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто менее 5 тонн; 0,04 — от 5 до 10 тонн; 0,1 — свыше 10 тонн.

Такая же ответственность за задержку вагонов и контейнеров установлена для грузоотправителей в соответствии со статьей 47 Устава в случае задержки их таможенными и иными государственными органами контроля на пограничных и портовых передаточных станциях из-за

нарушения грузоотправителем требований правил перевозок и таможенных правил. Грузоотправитель, виновный в задержке вагонов, в этом случае вносит перевозчику плату за пользование вагонами и контейнерами, а по истечении 10 суток (для продовольственных и скоропортящихся — 4 суток) штраф за простой вагонов. Кроме этого грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф за задержку вагонов и контейнеров в сорокапятикратном и пятнадцатикратном размере минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.

В соответствии со статьей 99 Устава использование вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей своими ло-

комотивами, виновные физические и юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава за задержку вагонов, контейнеров. Такие же штрафы уплачивают перевозчики в случае самовольного использования вагонов и контейне-

ров, принадлежащих грузоотправителям и грузополучателям.

За нарушение грузополучателем требований, установленных статьей 44 Устава, связанных с очисткой вагонов и контейнеров, им уплачивается перевозчику штраф в размере сорока пяти и пятнадцати размеров минимального размера оплаты труда за вагон и контейнер. Перевозчик

несет ответственность в таких же размерах в случае подачи грузоотправителю без его согласия под погрузку порожних неочищенных вагонов, контейнеров.

Превышение грузоподъемности вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам относится к числу грубых нарушений Технических условий, которые могут создать аварийные ситуации на железнодорожном транспорте и привести к человеческим жертвам и имущественным потерям. Поэтому за указанное нарушение на грузоотправителя возлагается повышенная ответственность. Он уплачивает перевозчику в соответствии со статьей 102 Устава штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза, грузобагажа. В случаях аварийных ситуаций, возникших вследствие перегрузки вагона, контейнера, грузоотправитель возмещает перевозчику также причиненный ущерб в полном объеме. При

этом следует иметь в виду, что штраф уплачивается независимо от того, имели ли место в результате указанного нарушения аварийные ситуации, приведшие к причинению перевозчику ущерба или нет. В связи с повышенной ответственностью грузоотправителя за превышение грузоподъемности вагонов и контейнеров перегруз их оформляется коммерческим актом.

В соответствии со статьей 104 Устава при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.

Такую же обязанность несут перевозчики (ст. 105 Устава) при повреждении или утрате принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и делалей.

За утраченные перевозчиком вагоны, контейнеры, принадлежащие грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям, перевозчик по их требованию обязан предоставить соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование и в случае невозвра-

щения владельцам утраченных вагонов, контейнеров по истечении трех месяцев передать временно переданные вагоны, контейнеры в собственность грузоотправителей, грузополучателей, других юридических и физических лиц.

Передача указанных вагонов, контейнеров осуществляется с согласия собственника утраченных вагонов и контейнеров.

В соответствии со статьей 106 Устава после прибытия груза, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения и уведомления перевозчиком грузополучателя (получателя) о прибытии груза, грузобагажа в его адрес ответственность за расчеты за перевозку возлагается на грузополучателя (получателя).

В случае, если груз, грузобагаж прибыл на железнодорожную станцию назначения и грузополучатель (получатель) отсутствует, а также отсутствует возможность уведомления его о прибытии груза, ответственность перед перевозчиком за окончательные расчеты за данную перевозку несет грузоотправитель после получения им соответствующего уведомления в письменной форме от перевозчика.

Грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз, своевременно возвратить в надежном состоянии дороге поданные под выгрузку вагоны и др. На грузополучателя возлагаются и те обязанности, которые были возложены на грузоотправителя, но не были им выполнены. Особое значение имеет обязанность грузополучателя произвести окончательные расчеты за перевозку, т.е. полностью рассчитаться по провозной плате за перевозку и иным платежам, не внесенными грузоотправителем. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов, грузобагажа по вине грузополучателя (получателя) перевозчик вправе потребовать уплаты процентов за просрочку платежа, плату за пользование вагонами, контейнерами, находящимися на его ответственном простое, предусмотренные статьей 30 Устава.

Моментом возникновения обязанностей грузополучателя и его ответственности перед перевозчиком является получение от железнодорожной станции уведомления о прибытии в его адрес груза.

Наши рекомендации