Типы водоподогревателей
В тепловых пунктах устанавливают водоподогреватели различных типов и конструкций. В зависимости от вида греющей среды их делят на пароводяные и водоводяные. В первом случае греющей средой является водяной пар, во втором — высокотемпературная вода. Нагреваемой средой в обоих случаях является вода.
В настоящее время наиболее распространены кожухотрубные и пластинчатые водоподогреватели. В кожухотрубных водоподогрева-телях основными конструктивными элементами являются цилиндрический корпус и пучок гладких трубок, размещаемый внутри корпуса. Один из теплоносителей протекает внутри трубок, другой — в межтрубном пространстве корпуса. Как внутри трубок, так и в межтрубном пространстве теплоносители движутся с определенными скоростями, обеспечивая активный теплообмен. Такие водоподогреватели получили название скоростных.
Скоростные водоводяные подогреватели, у которых греющая и нагреваемая вода движется навстречу, называют противоточными. Они эффективнее прямоточных, так как обеспечивают большую среднюю разность температур и позволяют нагревать воду до более высокой температуры. Для пароводяных скоростных подогревателей направление движения теплоносителей не имеет значения. Водово-дяные и пароводяные скоростные подогреватели предназначены для систем отопления и горячего водоснабжения.
По ориентации оси корпуса скоростные пароводяные водоподогреватели могут быть горизонтальными и вертикальными. В тепловых пунктах жилых, общественных и промышленных зданий устанавливают горизонтальные водоподогреватели.
Иногда в тепловых пунктах устанавливают трубчатые теплообменники, в которых пучок трубок погружен в емкость, заполненную нагреваемой водой. Такие водоподогреватели, в отличие от скоростных, называют емкостными и используют в системах горячего водоснабжения с периодическим разбором воды. Конструкция кожухотрубных скоростных подогревателей была разработана в первые годы развития теплофикации и централизованного теплоснабжения.
Однако кожухотрубные подогреватели обладают рядом недостатков, которые присущи самой конструкции:
сравнительно низкое значение коэффициента теплопередачи, не превышающее в реальных эксплуатационных условиях 1160-1400 Вт/м2°С (1000-1200 ккал/м2ч°С);
небольшая поверхность нагрева одной секции при значительных ее габаритах, особенно для подогревателей с диаметром корпуса 150-300 мм;
большая трудоемкость изготовления, ремонтов и разборки;
трудоемкость очистки внутренних поверхностей трубок и трубных досок и практически полное отсутствие возможности очистки межтрубного пространства;
значительные изменения теплоотдачи и гидравлического сопротивления подогревателей при их загрязнении и закипании, что приводит к необходимости завышения поверхности нагрева уже в процессе проектирования;
значительный расход цветного металла - латуни марки Л-68, -составляющий 8,0 кг/м2 поверхности нагрева.
Общий вид подогревателя показан на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Водо-водяной скоростной секционный подогреватель
Подогреватели, изготовливаются по ГОСТ 27590-88 и по ОСТ 34-588-68. Корпуса этих подогревателей выполняются из стальных бесшовных труб с наружным диаметром от 57 до 530 мм, а поверхность нагрева из латунных трубок Л-68 диаметром 16/14 мм и числом от 4 до 450, ввальцованных в трубные решетки. Трубные решетки приварены к корпусу подогревателя.
При использовании этих секционных подогревателей для горячего водоснабжения, когда нагреваемая вода проходит внутри латунных трубок, а греющая — в межтрубном пространстве и температура греющей среды не превышает 150 °С, нет необходимости в установке на корпусе подогревателя линзовых компенсаторов, так как и без них напряжения в стенках трубок и корпусе не выходят за допустимые пределы.
При использовании подогревателей для отопления греющая вода, как правило, пропускается внутри трубок, а нагреваемая — в межтрубном пространстве. В этом случае для компенсации температурных деформаций на корпусе подогревателя должен быть установлен линзовый компенсатор. Допускаемое рабочее давление: внутри трубок подогревателя 1 МПа, в межтрубном пространстве без линзового компенсатора 0,7 МПа.
Подогреватели собирают обычно из секций длиной 2 и 4м, соединенных последовательно между собой как по первичному (греющему), так и по вторичному (нагреваемому) теплоносителю. В таких теплообменниках обычно организован теплообмен по схеме противотока при сравнительно близких скоростях воды в трубках и межтрубном пространстве, что создает условия для получения довольно высоких коэффициентов теплопередачи порядка 1000—1500 Вт/(м2 • К). Для реализации этих условий необходимо выдержать зазоры между трубками подогревателя по всей их длине в межтрубном пространстве с тем, чтобы наружная поверхность всех трубок равномерно омывалась теплоносителем. Для этой цели в межтрубном пространстве под трубками устанавливаются опорные перегородки. Без опорных перегородок трубки прогибаются, зазоры между ними нарушаются, что приводит к существенному снижению тепловой производительности трубчатых секционных подогревателей.
В настоящее время все шире применяются пластинчатые теплообменники, изготовляемые как российскими, так и зарубежными фирмами (например, «Альфа-Лаваль», APV и др.), и обладающие рядом преимуществ по сравнению с традиционными скоростными кожухотрубными.
В России стальные пластинчатые теплообменники выпускаются Павлодарским и Уральским заводами химического машиностроения с площадью поверхности нагрева от 10 до 160 м2 на рабочее давление 1 МПа и для рабочей среды с температурой до .
Общий вид пластинчатого теплообменника приведен на рис. 4.2, а основные технические характеристики – в прил.6.
Пластинчатые теплообменники выпускаются в трех модификациях: разборные, полуразборные (со сдвоенными пластинами), сварные.
У разборных теплообменников пластины разделены резиновыми прокладками, у полуразборных они сварены попарно (сдвоены), у сварных соединения всех пластин сварные.
Наиболее широко в системах теплоснабжения используются разборные теплообменники с пластинами поверхностью 0,3 и 0,6 м2 , а также со сдвоенными пластинами поверхностью 0,5 м2 .
Основным элементом пластинчатого подогревателя является пластина. На рис. 4.2, апоказана пластина типа 0,5 Е с гофрами «в елку» (конструкция УКРНИИхиммаша). Габаритные размеры пластины 1370 500 1мм (длина ширину толщину), площадь поверхности теплообмена одной пластины 0,5 м2; масса пластины 5,4 кг. Пластины штампуются из листового металла, гофры пластин имеют в сечении профиль равнобедренного треугольника с основанием 14 мм и высотой 4 мм.
Поверхность нагрева образуется из параллельно расположенных гофрированных пластин. По зазорам между пластинами направляются потоки греющей и нагреваемой сред (рис. 4.3). Простейший подогреватель должен иметь не менее трех пластин, образующих два канала (зазора), по одному из которых течет греющая среда, по другому — нагреваемая.
Пластины устанавливаются на раму подогревателя, которая состоит из верхней и нижней несущих штанг, подвижной и неподвижной плит с зажимным устройством. Неподвижная плита обычно прикреплена к полу, подвижная подвешена на скобе к верхней штанге и может перемещаться по ней. На плитах имеются штуцера для присоединения трубопроводов.
Разборная конструкция подогревателей позволяет достаточно легко и быстро производить чистку поверхностей пластин от слоя накипи, отлагающейся на них в процессе эксплуатации.
Группа пластин, образующая систему каналов, в которых рабочая среда движется только в одном направлении, составляет пакет. Один или несколько пакетов, сжатых между неподвижной и подвижной плитами, называют секцией.
Пластины можно компоновать в симметричные пакеты для греющей и нагреваемой сред, т.е. с одинаковым числом каналов в каждом пакете для каждой среды.
Рис. 4.2. Пластинчатый подогреватель
а — пластина с гофрами в «елку»; 1 — отверстие для входа и выхода воды: 2 — резиновая прокладка; б — подогреватель в сборе: 1 — штанга; 2— передняя и задняя стойки; 3 — штуцера; 4 - пластины
Если расход одной среды значительно отличается от расхода другой среды, то для получения оптимальных скоростей по ходу каждой среды применяют несимметричные схемы компоновок пластин. В этом случае число каналов в пакетах для греющей и нагреваемой сред неодинаково.
Пластинчатые подогреватели имеют более высокие технико-экономические показатели по сравнению с кожухотрубными. Процесс изготовления поверхности теплообмена из тонких штампованных пластин более индустриален и менее трудоемок, чем производство бесшовных труб малого диаметра для той же цели. Малая толщина и параллельная установка пластин с малыми промежутками между ними позволяют разместить в минимальном пространстве максимальную поверхность теплообмена, что недостижимо в других типах поверх-костных теплообменников. В пластинчатых подогревателях использованы сложные формы поверхностей теплообмена и образуемых ими каналов, в которых поток воды искусственно турбулизируется. Это значительно повышает эффективность теплообмена, в то же время гидравлические потери в каналах и, следовательно, затраты энергии на перекачку воды остаются небольшими.
в)
Рис. 4.3. Схемы движения теплоносителей в пластинчатом теплообменнике
На рис. 4.4. показан пароводяной двухходовой подогреватель с отбортованными днищами. Подогреватель состоит из стального корпуса, внутри которого расположен трубный пучок. Один конец трубного пучка ввальцован в трубную доску, неподвижно закрепленную относительно корпуса. Другой конец трубного пучка ввальцован в подвижную трубную доску, которая несет плавающую относительно корпуса подогревателя водяную камеру. На корпусе подогревателя установлены патрубки для входа пара, выхода конденсата, входа и выхода нагреваемой воды. Для установки термометров и манометров предусмотрены гильза и штуцер.
Контроль за уровнем конденсата осуществляется с помощью водомерного стекла. При установке подогревателя на конструкции, сваренной из сортовой стали, необходимо предусмотреть крепление подогревателя двумя хомутами. Один хомут затягивают намертво, другой — с прокладкой из асбеста для возможности перемещения, вызванного температурным удлинением.
Рис. 4.4. Пароводяной скоростной двухходовой водоподогреватель по ОСТ 34-576-68; 1 — вход пара; 2 — выход конденсата; 3 — выход воды; 4 — вход воды
В настоящее время промышленность выпускает пароводяные подогреватели двух- и четырехходовые с длиной трубок 2 и 3 м. Площадь поверхности нагрева таких подогревателей изменяется от 6,3 до 224 м2, теплопроизводительность — от 0,67 до 32 МВт (0,58— 27,5 Гкал/ч). Трубная система подогревателей выполнена из латунных трубок диаметром 16 1 мм. Из условия прочности предельное давление воды 1,6 МПа, пара 1 МПа. Давление пара в подогревателе должно быть на 0,1—0,2 МПа меньше давления воды во избежание попадания пара в трубки подогревателя при их повреждении и вскипания воды.
Пар из парового коллектора поступает в межтрубное пространство подогревателя и конденсируется на поверхности трубок, имеющих более низкую температуру. Конденсат под действием силы тяжести стекает вниз.
В системах горячего водоснабжения с периодическим разбором воды (например, душевые установки промышленных предприятий) устанавливают емкостные пароводяные горизонтальные водоподогреватели. Подогреватель состоит из стального корпуса и змеевика, расположенного внутри корпуса. Пар подается в змеевик, холодная вода поступает в нижнюю часть корпуса подогревателя и вытесняет нагретую воду через патрубок, расположенный в верхней части корпуса. При этом не происходит перемешивания холодной и нагретой воды, так как холодная вода, имеющая большую плотность, остается внизу, а по мере нагревания она поднимается вверх. Теплопроводность в массе воды затруднена. Рабочая емкость водоподогревателя определяется объемом воды, находящейся выше змеевика. Выпускаемые промышленностью емкостные водоподогреватели имеют вместимость от 400 до 4000 л и площадь поверхности нагрева от 0,5 до 4,7 м2. Площадь поверхности змеевика обеспечивает нагрев рабочего объема воды от 5 до 75°С в течение 1 ч при рабочем давлении пара в змеевике 0,485 МПа. Наличие значительного объема воды в подогревателе позволяет использовать его как бак-аккумулятор. Отсутствие естественной и вынужденной конвекции в массе воды затрудняет теплообмен между паром и водой. Коэффициент теплопередачи в емкостных пароводяных подогревателях значительно ниже, чем в скоростных.