Реформы Петра I и их влияние на социально-культурные процессы в России XVIII века
Зарождение досуговых форм деятельности и их дальнейшее развитие на Руси в X-XYII веках.
Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их воззрения базировались на таких приоритетах как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передаче навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания играли традиции. Формирование обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства. Повседневной жизни людей постоянно сопутствовали: колыбельные песни, поговорки, частушки, сказки, легенды, предания, пляски.
В 10-14вв. происходит образование экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт, вырабатываются формы и методы воспитания. В 10 в. создается кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в 10 в. это становится мощным стимулом духовного развития общества. В 12 в. получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирование чувства гордости за Землю Русскую, а также понимание необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека.
Церковь в это время оказывает влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведение его членов, на регламентацию семейной, трудовой, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и содержание процесса воспитания. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их трудовой деятельности.
Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и педагогического наследия античности, обогащению педагогической мысли Древней Руси.
Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 гг. и наступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы воспитания произошла резкая остановка. Старинные русские песни, былины передают то общее настроение «боязливости, грусти и тоски», которое преобладало на Руси в то время.
Реформы Петра I и их влияние на социально-культурные процессы в России XVIII века.
18 век явился поворотным моментом в жизни дворянства. Основой этого были петровские реформы, которые коснулись не только сферы политики, экономики, военного дела, но и быта, досуга и социальных отношений.
Петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга. Петр 1 пытался внести элементы европейской культуры, раскрепощенность, раскованность. Этой цели отвечали учрежденные царским указом 1718 г. «ассамблеи», которые должны были научить людей общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами ассамблей были музыка и танцы.
Введя систему государственных праздников, Петр 1 обязал дворян принимать в них активное участие. Они должны были участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и так далее. Особую популярность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве. И высшая аристократия, среднее и мелкое дворянство, проживающие в городах и провинции отмечало народные праздники, связанные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий. Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература. В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты» воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение. Обратимся к историческому опыту России XVII-XIX веков, к истории русской школы. Школы находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан. Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была выдержана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества». В XVIII веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины П воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), организованный И.И.Бецким (1704-1795), который попытался воплотить в
своей деятельности некоторые идеи Руссо. В XIX веке об основах образования в античную эпоху вспоминали либо земские деятели, ратовавшие за всеобщее обучение, либо общественные просветители, либо владельцы частных гимназий. П.Н. Милюков справедливо заметил: «Школа с самого начала своего существования стала у нас вдвойне правительственной: по своему происхождению и по своему назначению. Школа готовила или для школы же или для службы»1.Итак, опыт зарубежной и отечественной школ свидетельствует о том,что противоречие между социализацией и индивидуагшзацией теоретически (точнее, демагогически) разрешалось в пользу индивидуализации, а практически, в условиях реальных учебных заведений, - в пользу социализации. Другими словами, прогрессивные педагоги всегда мечтали о воспитании хороших людей, а государственная, да и негосударственная школа неизменно ориентировалась на подготовку хороших специалистов. Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства, проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей. В то же время широко культивируются европейские формы. досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и т.д. Сословная принадлежность накладывала свой отпечаток на проведение свободного времени купечеством: с одной стороны, прослеживается ориентация на досуговые формы развлечений дворянства, а с другой - по-прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Возникают первые купеческие клубы. Широка панорама досуговых развлечений мещан: рождаются любительские театры, организуются общественные библиотеки, музеи. Реформы Петра I коснулись и области социального призрения'
Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональное нищенство Он фактически лишил церковь монополии на филантропию и социальное призрение, создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования социальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост образованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвысившись качественно, понизилась количественно» .Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине XVIII века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон
жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности. Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний. В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного режима. Дворянская среда стала более открытой для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.