Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий
Интерактивные технологии обучения
Интерактивные технологии –это такие технологии, в которых ученик выступает в постоянно субъективно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным активным элементом.
Концептуальные позиции:
Главная цель интерактивного обучения – целостное развитие личности ученика.
Целевые ориентации:
· Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся;
· Возбуждение внутреннего диалога у учащихся;
· Обеспечениепонимания информации, являющейся предметом обмена;
· Индивидуализация педагогического взаимодействия;
· Вывод учащегося на позицию субъекта обучения;
· Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.
Принципы интерактивного обучения:
Свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.
Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса.
Принципдеятельности — обучение для и через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.
Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.
Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучениевозможность вопроса обсуждения самого процесса обучения.
К интерактивным технологиям относятся:
· микротехнологии (взаимодействие с отдельным ребёнком);
· модульно-локальные (дидактические и организационно-деятельностные игры, КТД и т.д.);
· макротехнологии (дистанционное обучение, компьютерные технологии, обучение иностранному языку в разговоре);
· метатехнологии (технологии социального воспитания, общественно-государственного управления, сетевые, телекоммуникационные технологии).
· развитие критического мышления через чтение и письмо (литература, русский язык);
· технология проведения дискуссий;
· технология «дебаты»;
· тренинговые технологии.
Содержательная часть:
• При использовании интерактивных методов ученик становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.
• Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
• По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и ученика: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
• Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Процессуальная часть:
Интерактивные технологии предполагают следующие особенности использования организационных форм и методов обучения:
Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий.
Диспут (научная полемика) – форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения).
Цели: развитие логического мышления, формирование умений задавать вопросы, отвечать в эмоционально-напряжённой обстановке, обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения.
1. Устно или письменно делается объявление о диспуте как минимум за неделю (название, тема диспута, выносимые для полемики вопросы, дата, время, место проведения и состав участников).
2. Ведущий (им может быть педагог или обучающийся) открывает диспут. Он сообщает тему, цель и комментирует их, пробуждает интерес.
3. Ведущий назначает секретаря и знакомит с членами жюри, специалистами, хорошо знакомыми с данной проблемой. Ими могут быть как педагоги, так и ученики.
4. Ведущий знакомит участников, занимающих различные позиции.
5. Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества. Вывешивается плакат с критериями оценок и устно комментируется.
6. Разыгрываются порядковые номера выступлений.
7. Защитники первой точки зрения в своём выступлении излагают своё мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.
8. Сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы.
9. Защитники второй точки зрения в своём выступлении излагают мнение сторонников первой точки зрения по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его, стараясь показать своё понимание первой точки зрения.
10. Ведущий спрашивает у сторонников первой точки зрения, правильна ли она понятна их противникам. Если нужно, руководитель первой группы даёт краткое уточнение.
11. Защитники второй точки зрения в своём выступлении излагают своё мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.
12. Защитники первой точки зрения излагают понимание.
13. Сторонники первой точки зрения задают вопросы, сторонники второй точки зрения отвечают (если ответили правильно, то задают свой, если – нет, то задают опять те). На обдумывание даётся время, определённое количество вопросов. По истечении времени или количества вопросов диспут прекращается.
14. После вопросов и ответов и та и другая сторона стараются доказать неверность противоположной точки зрения.
15. Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения правильная. Может случиться, что ни одна точка зрения не будет правильной. Жюри исходит из фактов и научнообоснованных аргументов, а не из произвольных мнений сторон, предположений или оценок (либо с помощью специальной литературы, выступлений учителя или других подготовленных учеников).
16. Ведущий называет победителя диспута по количеству набранных очков (это необязательно сторонник правильной точки зрения).
17. Подводятся итоги и делаются обобщения (разработка «Памяток», рекомендаций по данной проблеме всеми участниками диспута).
Учебная дискуссия. Проблемная дискуссия
Этот метод обучения заключается в проведении групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).
Традиционно под понятием “дискуссия” понимается обмен мнениями во всех его формах.
Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено на практике или в науке, только предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Для проведения дискуссии необходимы:
1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;
2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда – необходимость управляемости педагогом процессом проведения дискуссии;
3) целью и результатом дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;
4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи педагога.
Метод учебной (проблемной) дискуссии позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, так как в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт. Этот метод наиболее эффективен при формировании нужных установок, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.
Деловая игра
Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Деловые игры помогают формировать у детей-лидеров коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д.
Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры.
При подведении итогов необходимо уделить основное внимание на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Но не менее важна и рефлексия всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д.
Деловая игра наиболее эффективна для воспроизведения, проектирования и моделирования коллективной деятельности (например, детских объединений и организаций).
Условия проведения деловых игр:
· внимательность;
· включенность в игру;
· сопричастность, уважение точки зрения других;
· масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
· самовыражение.
Перед игрой следует уточнить некоторые терминологические понятия.
Структура деловой игры:
Этап игры | Деятельность участников игры | Деятельность педагога |
1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация | Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью | Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу. |
2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах | Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников | Оказывает помощь |
3 этап – межгрупповая дискуссия | Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта | Управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы |
Мозговой штурм
Метод мозгового штурма– оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этапы и правила мозгового штурма:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
Правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Приветствуются необычные и даже абсурдные идеи.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.
Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.
Кейс-метод- техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.
Основные критерии оценки:
1) насколько обучающийся способен связать теоретические знания с жизненными реалиями,
2) насколько он способен актуализировать то, что получает в обучении.
Преимущества метода: учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией, вносит в обучение элемент загадки, тайны, разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.
Основные отличия кейса от учебной задачи состоят в том, что в кейсе зачастую отсутствует чёткий набор условий; учащийся сам выбирает наиболее значимые условия; алгоритм решения разрабатывается самостоятельно; не существует однозначного решения.
В результате использования этой технологии, у учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умения работать с текстом, происходит соотнесение теоретических и практических знаний, овладение практическими навыками.
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальнойшколе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.
«По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности»
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.
Таким образом, у детей появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение теоретических и практических знаний.
ПРИЁМ Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное "правильное" решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
Критерии выбора творческого задания:
ü не имеет однозначного и односложного ответа или решения;
ü является практическим и полезным для учащихся;
связано с жизнью учащихся;
ü вызывает интерес у учащихся;
ü максимально служит целям обучения.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Формы:
Интерактивная экскурсия.
Использование кейс-технологий.
Проведение видеоконференций.
Круглый стол.
Мозговой штурм.
Дебаты.
Фокус-группа.
Деловые и ролевые игры.
Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).
Учебные групповые дискуссии.
Тренинги.
Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять.
Рекомендации по организации работы в малых группах:
ü Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно;
ü Начинать групповую работу следует сначала по парам, затем переходите к работе в группе, которая состоит из 3-5 учащихся.
ü Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.
ü Образовывайте группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.
Общие рекомендации к организации процесса по интерактивным технологиям обучения:
ü Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
ü Интерактивное общение способствует умственному развитию.
ü При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.
ü Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
ü Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности её интерпретации.
ü Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
ü Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.