Рабочая пропись: (расчет)
Перечень
Практических навыков и умений по изготовлению
ПОРОШКОВ
1. Организация рабочего место, соблюдая санитарно-гигиенические требования при изготовлении лекарств.
2. рассчитать количество препаратов и вес порошка по прописи.
3. Сделать проверку доз ядовитых и сильнодействующих веществ в порошках.
4. Взвешивать препараты из штангласов навески твердых сыпучих лекарственных препаратов на аптечных весах (ручных и тарирных).
5. Правило подбирать размер ступки, грузоподъемность весов.
6. проверить метрологические свойства весов.
7. Выполнять режим работы с ядовитыми, наркотическими и сильнодействующими веществами. Красящими и пахучими веществами.
8. Смешивать и измельчать препараты, исходя из свойств веществ и правил приготовления сложных порошков.
9. Определять однородность порошковой смеси.
10. Развешивать порошки на отдельные дозы.
11. Упаковывать порошки в капсулы.
12. Оформлять лекарство к отпуску.
13. Составлять талон письменного контроля.
14. Оформлять, уметь рассчитывать допустимые отклонения в весе порошков.
15. Приготовить раствор густого экстракта.
16. Откалибровать нестандартный каплимер по полученному раствору густого экстракта.
ЭТАЛОНЫ ПРОПИСЕЙ ПО ТЕХНИКЕ ЛЕКАРСТВ.
Возьми: Димедрола 0,02.
Кислоты ацетилсалициловой 0,5.
Кислоты аскорбиновой 0,25.
Кальция лактат 0,1.
Смешай, сделай порошок.
Дай таких доз №
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день. Определение лекарственных форм:
ВИД - твердая лекарственная форма для внутреннего применения. ТИП - сложный дозированный порошок.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
1. порошок прописан распределительным способом.
2. Димедрол - препарат с/д - «Б», проверяем дозы простым сравнением с высшими фармакопейными дозами ВД (0,1 - 0,25). Лечебные дозы не завышены (0,02 - 0,06).
3. Кальция лактат (пылящий порошок) добавляется в последнюю очередь.
4. Ступку затираем кислотой аскорбиновой, т.к. по таблице потерь при растирании 1,0 аскорбиновой кислоты - коэффициент 0,12, а у ацетилсалициловой - 0,33. но т.к. соотношение этих порошков 1:-, их можно растереть весте.
Рабочая пропись: (расчет).
Димедрола 0,02 * 10 = 0,2. Кислоты ацетилсалициловой 0,5 * 10 = 5,0. Кислоты аскорбиновой 0,25 * 10 = 2,5 Кальция лактат 0,1 * 10 = 1,0. Общая масса порошков 8.7.
Масса одного порошка 8,7 : 10 = 0,87 Проверка: 0,02 + 0,5 + 0,25 + 0,1 = 0,87. Технология (алгоритм приготовления): На ручных весах отвешиваем 2,5 кислоты аскорбиновой, помещаем в ступку, растираем. Затем отвешиваем 5,0 кислоты ацетилсалициловой, смешиваем с аскорбиновой кислотой с помощью пестика и касулаторки; добиваемся однородности, смесь отсыпаем на капсулу, оставив в ступке примерно 0,2 смеси. Отвешиваем 0,2 димедрола, помещаем в ступку, к смеси аскорбиновой кислоты и ацетилсалициловой кислоты.
Растираем, смешиваем, постепенно добавляем отсыпанную на капсулу смесь порошков. Затем осторожно добавляем в ступку 1,0 кальция лактата, смешиваем, добиваясь однородности.
Проверяем массу на однородность. Развешиваем на 10 вощенных капсул по 0,87. Капсулы заворачиваем.
Складываем по 5, помещаем в пакет, оформленный по приказу №
Заполняем паспорт письменного контроля по приказу №.
ППК
Acidi ascorbinici 2,5
Acidi acethilsalicylici 5,0
Dimedroli 0,2
Calcii lactates 1,0
R = 0,87 №10
Вариант №
1. Упаковка и оформление порошков с ядовитыми и наркотическими веществами.
2. Правила приготовления порошков с ядовитыми веществами.
3. Назвать наркотические вещества.
4. Что такое тритурация?
5. Виписать рецепт на латинском языке,проверить дозы,заполнить контрольный талон:
Возьми: Платифиллина гидротартарта 0,002 Сахара 0,25
Смешать, пусть будет порошок. Дай таких доз №10 Обозначь: по 1 пор..З раза в день.
ЭТАЛОН
Заворачивают в ващевые капсулы, помещают в наружный пакет с этикеткой (внутреннее или наружное), дополнительной этикеткой «ОБРАЩАТЬСЯ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ», вместо рецепта больному выписывается сигнатура, контролер опечатывает. Затираем поры ступки индифферентным веществом или входящим в большом количестве,затем оставляем в ступке этого вещества ятолько,сколько ядовитого вещества,смешиваем,растираем, постепеннодобавляя оставшееся отсыпанное вещество в 2-3 приема. К наркотическим веществам относят: кодеин, кодеина фосфат, марфина гидрохлорид, омнопон, промедол, кокаина гидрохлорид, этилмаорфина гидраохлорид.
Тритурация - это разбавление ядовитого вещества индеферентным (молочный сахар) веществом.
Проверка доз: Расчеты:
РД = 0,002 ВРД = 0,01 Трит. Платифиллина гидротартрата 1:10-0,2
СД = 0,006 ВСД = 0,03 Сахара (2,5 - 0,2) = 2,3
Разв. 0,25 №10.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовка к контрольной работе по теме: «ПОРОШКИ».
Продумать и дать теоретической обоснование следующим рецептам:
1.Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1
Кальция глицерофосфата 0,25
Рутина 0,01
Сахара 0,2
Смешать, путь будет порошок.
Дай таких доз №10.
Обозначь: по 1 пор.З раза в день
2.Возьми: Атропина сульфата 0,00025 Кодеина 0,01
Кофеина-бензоата натрия 0,05 Бромизовала 0,25 Смешай, пусть будет порошок. Дайтаких доз №12 Обозначь: по 1 пор.З раза в день.
3.Возьми: Экстракта белладонны 0,015 Магния сульфата
Магния карбоната основного по 0,3 Смешай, пусть будет порошок Дай таких доз №30 Обозначь. По 1 пор.З раза в день.
4.Возьми Кодеина фосфата 0,015 Димедрола0,05 Анальгина
Амидопирина по 0,25 Смешай, пусть будет порошок Дай таких доз №12 Обозначь: по 1 пор при болях.
5.Возьми: Йода 0,05
Натрия гидрокарбоната
Натрия тетрабората по 5,0
Смешай. Дай. Обозначь: для полоскания.
6.Возьми: Атропина сульфата 0,00025
Папаверина гидрохлорида 0,015
Сахара 0,25
Смешай, пусть будет порошок
Дай таких доз №24
Обозначь: по 1 пор.З раза в день.
7.Возьми: Анальгина
Амидопирина по 5,0
Кофеина чистого0,4
Смешай, пусть будет порошок
Раздели на равные части №20
Обозначь: по 1 пор. При болях (в аптеке есть полуфабрикат анальгина и амидопирина поровну) Для рецептов №4 и №5 имеются в аптеке полуфабрикаты.
8. Возьми Скополомина гидромида 0,0002
Сахара 0,3
Смешай, пусть будет порошок
Дай такихдоз №20
Обозначь. По 1пор. 3 раза в день.
9. Возьми: Порошка листьев наперстянка 0,03
Бромкамфора 0,25
Хинидина сульфата 0,1
Смешай, пусть будет порошок
Дай таких доз №15
Обозначь: по 1 капсуле 2 раза в день.
10.Возьми: Этакридина лактата 0,05 Кислоты борной 0,1 Сахара 0,15
Смешай, пусть будет порошок Дай таких доз№12 в желатиновых капсулах Обозначь: по 1 капсуле 3 раза в день.
11 .Возьми: Экстракта красавки
Папаверина гидрохлорида по 0,015
Камфора 0,2
Смешай, пусть будет порошок
Дай таких доз №20
Обозначь: по 1пор.2-3 раза вдень.
(в аптеке есть сухой экстракт красавки 1:2)
12. Возьми: Этиломорфина гидрохлорида 0,005
Сахара 0,2
Смешай, пусть будет порошок
Дай таких доз№6
Обозначь: по 1 пор.З раза в день.
13. Возьми: Экстрактакрасавки 0,06
Висмута субнитрата 0,9 Сахара 1,2
Смешай, пусть будет порошок Раздели на равные дозы:№6 Обозначь: по 1пор.З раза вдень.
(в аптеке есть р-р густого экстракта 50% (0, г.эк. - 6 кап.))
14. Возьми Кодеина 0,01
Кислоты никотиновой 0,005
Рибофлавина 0,002
Димедрола 0,05
Смешай, пусть будет порошок.
Дай таких доз №20
Обозначь: по 1 пор.З раза в день.
15. Возьми: Кислоты борной 1,0
Талька
Цинка оксида по 5,0 Смешай, пусть будет порошок Дай. Обозначь: присыпка.
ПОРОШКИ
Занятие 1, 2, 3. Цель занятия:научиться основам технологическим приемам по приготовлению сложных порошков, в том числе, с веществами списка А и Б. Самостоятельная подготовка к занятию.
Перед занятием студенты должны изучить следующие теоретические вопросы:
- общая характеристика порошков: определение, способы приписывания, классификация положительные и отрицательные свойства порошков;
- технология порошков: измельчение, просеивание, смешивание, дозирование, упаковка, и оформление к отпуску;
- оценка качества порошков: проверка сыпучести, однородности; отклонения, допустимые при развеске порошков на дозы;
- особенности изготовления отдельных видов порошков: порошки с ядовитыми веществами, с труднопорошкуемыми и легкопылящими компонентами;
- виды упаковки порошков.
Содержание лабораторного занятия.Студенты должны выполнить следующее задание:
- ответить на вопросы тест-контроля;
- приготовить сложные порошки, содержащие лекарственные вещества в равных и разных соотношениях;
- приготовить порошки струдноизмельчаемыми лекарственными веществами;
- проверить дозы лекарственных веществ списка А и Б в порошках;
- приготовить сложные порошки с веществами списка А, используя тритурации.