Основные неисправности, причины, способы предупреждения

Основные неисправности главного контроллера электровоза ЭКГ8-Ж

При повреждении главного контроллера работа электровоза или секции становится невозможной.

Главный контроллер может иметь следующие неисправности:

- застревание кулачкового вала на позиции

- медленный переход контроллера с позиции на позицию, вследствие этого срабатывании реле времени 204

- рассинхронизация валов ЭКГ

- загрязнение изоляционных повреждений

- нарушение шинного монтажа

- ослабление крепления шунтов

- нарушение плотности контактов

Неисправности приводного механизма и двигателя:

- перегорание предохранителя в цепи привода Н49, питающего серводвигатель

- загустение смазки в редукторе

- пробой помехозащитных конденсаторов и закорачивании якоря серводвигателя

- нарушение цепи электродинамического торможения серводвигателя

Основные причины неисправностей главного контроллера

Прекращение вращения вала контроллера может произойти из-за следующих причин:

- неисправность щеточного аппарата серводвигателя, выпадение или износа щёток, а так же прикосновение гибких шунтов щёток к заземленным деталям, что может вызвать перегорание предохранителя в цепи привода Н49 на распределительном щите

- работа электровозов по системе многих единиц может привести к нарушению синхронизации вращения вала контроллера, так же к этому может привести потеря контакта привода Э1 в межэлектровозных соединениях

- медленное вращение вала может происходить вследствии загрязненной смазки в редукторе

- остановка вала на переходных позициях П1-П5 вследствии отключения контактора 208 из-за отсутствия контакта в блокировке

- выгорание контактов может произойти, из-за их перегрева и потери упругости.

Причина неисправности приводного механизма

- износ шестерней редуктора серводвигателя

- отсутствие смазки в редукторе

- неисправности в электросхеме приводного двигателя.

Способы предупреждения неисправностей главного контроллера ЭКГ8Ж

- содержание в частности контактов и изоляционных поверхностей

- своевременная смазка редуктора и других трущихся частей

- проверка затяжки болтов и крепления шин

- проверка исправности элементов дугогошения

- проверка действия защиты и блокировок

- своевременное регулирование силы нажатия контактов

- проверка пневмопривода на отсутствие утечек воздуха.

3 Периодичность, сроки и объём плановых ТО и ТР с разборкой и без разборки.

Серия локомотива Нормативные межремонтные периоды
Техническое обслуживание Текущий ремонт Средний ремонт Капитальный ремонт
ТО-2 ТР-1 ТР-2 ТР-3 СР КР
Магистральные – грузовое и пассажирское движение.
  часы тыс. км
ВЛ80С,Т
ЭП-1,1М

На ТО-1

Проверку действия главного контроллера производят даже при ТО-1, локомотивной бригадой путем набора, а за тем сброса позиций на предмет застревания валов и искрения контактов.

На ТО-2 .

Производится внешний осмотр аппаратов. Проверяется отсутствие повреждений аппаратов, состояние контактов, блокировок крепежных деталей, надежность крепления токоведущих шин, гибких шунтов, проводов и контактных деталей, а также подвижных частей. Оплавленные контакты должны быть зачищены или заменены, устраняются выявленные утечки воздуха.

Проверяется четкость работы аппаратов при подаче питания. Аппараты должны переключаться без задержки в промежуточном положении.

Дугогасительные камеры контакторов главного контроллера снимаются. Производится осмотр контакторов, обращается внимание на состояние держателей контактов. Поверхность контактов должна быть зачищена от подгаров и оправлений. Зачистка производится полированной пластинкой.

Дугогасительные камеры осматриваются, обращается внимание на состояние решеток и внутренних стенок камер, которые очищаются от копоти и металлического налета. При установке дугогасительных камер подвижные контакты не должны касаться внутренних стенок камеры, зазор между стенкой камеры и контактом должен быть в соответствии с требованиями норм допусков и износов.

Зубчатые передачи редуктора осматриваются, проверяется четкость работы и фиксация главного контроллера на позициях.
Проверяется надежность крепления редуктора к раме.

Проверяется состояние щеточно-коллекторного узла электродвигателя привода ЭКГ8-Ж. Негодные щетки и щеткодержатели заменяются.

На ТР-1

Все детали и узлы главного контроллера осматриваются с проворотом кулачковых валов. Проверяется четкость работы подвижных частей, контакторов, целость держателей контактов, кулачковых шайб, исправность концевого упора, состояние гибких шунтов, блокировочных контактов. Производится регулировка или замена негодных деталей.
Редуктор привода, муфта и сельсин осматриваются, измеряется уровень смазки в редукторе. При пониженном уровне масло доливается (заменяется). В зимний период проверяется исправность электрического нагревателя.
Проверяется состояние электромагнитных вентилей и наличие воздушного дутья в системе дугогашения.
Проверяется последовательность замыкания силовых и вспомогательных контакторов в соответствии с диаграммой замыкания.

На ТР-2, 3.

Главные контроллеры снимаются сэлектровоза и ремонтируются в соответствии стребованиями технологической инструкции. Разборка, ремонт и сборка главного контроллера должны осуществляться на специальном кантователе. С главного контроллера снимаются кулачковые контакторы, производится их полная разборка с заменой негодных деталей. Проверяется изоляция реек и кулачковых валов, состояние кулачковых шайб, а также профили вырезов шайб специальным шаблоном. Проверяется биение валов, биение устраняется проточкой шайб.
Шестерни передачи очищаются, проверяется их состояние. Трещины, сколы и износ зубьев шестерен, более чем
предусмотрено нормами допусков и износов, не допускаются.
Производится ревизия подшипников вала контакторов.
Проверяется состояние и толщина контактных накладок основных и дугогасительных контактов. Осматриваются рычаги, фланцы, полюсы, дугогасительные катушки и ярма магнитных компенсаторов, стопорные винты, изоляционные боковины, пружины.Изношенные резиновые втулки и валики рычагов, негодные подшипники рычагов контакторов заменяются.
Производится сборка контакторов. После установки контакторов проверяется раствор, смещение, прилегание и нажатие контактных накладок основных и дугогасительных контактов, которые должны соответствовать нормам допусков и износов.
Зазор между якорем и ярмом компенсатора при замкнутом
положении контактов должен быть в пределах 3,5—6 мм.
Дугогасительные камеры разбираются, негодные детали ремонтируются или заменяются, камеры собираются.
Проверяется состояние кулачковых контакторов блокировочных валов. Изоляторы контакторов с трещинами, отколами, сорванной резьбой в бобышке заменяются. Гибкие шунты с обрывом жил более 10 % заменяются. Проверяется толщина контактных накладок, раствор, нажатие и провал контактов.
Проверяется концевой упор каркаса, фиксирующий кулачковый вал главного контроллера в крайних положениях.
Упор с трещинами, изгибом, изломом заменяется.
Производится разборка редуктора, проверяется состояние всех его деталей, рабочих поверхностей мальтийских крестов и плотность посадки их на вал. Проверяется магнитным дефектоскопом вал мальтийских крестов на отсутствие трещин. Проверяется состояние радиально-упорных подшипников. При сборке редуктора проверяется положение червячного колеса относительно оси червяка и осевой разбег червяка. Поверхность контакта зубьев должна быть не менее 50 % рабочей поверхности зуба. После присоединения редуктора к раме главного контроллера производится регулировка зазоров в зубчатой передаче, и редуктор окончательно закрепляется. Разъемы редуктора и болты
крепления электродвигателя к крышке редуктора по резьбовой части после очистки и обезжиривания покрываются перед сборкой герметиком УЗО МЭС-5.
Зазор по разъему корпуса и крышки при затянутых болтах
более 0,05 мм не допускается.

Предельная муфта разбирается, проверяется состояние ее деталей, неисправные детали заменяются, производится регулировка зазора между торцами кулачков шестерни и торцом полумуфты и проверяется момент срабатывания муфты, который должен быть в пределах 9,8-11,8 Н.м (1-1,2 кгс/м).
Производится текущий ремонт ТР-З серводвигателю в соответствии с Правилами ремонта электрических машин
электроподвижного состава.
Неисправные трубки поддув сжатым воздухом
заменяются.
Сельсин-датчик указателя позиций ремонтируется в соответствии с п.
Производится смазывание трущихся поверхностей осей, валиков, втулок, кулачков и шариков предельной муфты, зубчатых передач. Главный контроллер собирается, проверяется крепление всех деталей. Параметры контроллера, диаграмма коммутационных положений контактов силовых и блокировочных контакторов должны соответствовать нормам допусков и износов и техническим требованиям.

Наши рекомендации