Гражданские воздушные суда
Гражданскими воздушными судами РФ считаются воздушные суда, занесенные в Государственные реестр гражданских воздушных судов РФ.
При занесении воздушного судна в Государственный реестр ему присваивается государственный регистрационный опознавательный знак, который наносится на судно. Опознавательные знаки и порядок их нанесения определяются Правилами государственной регистрации и выдачи удостоверений о годности гражданских воздушных судов к полётам.
На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме опознавательных знаков наносится изображение красного креста или полумесяца.
Гражданское воздушное судно источается из Государственного реестра в случаях:
- списания или снятия его с эксплуатации;
- продажи или передачи судна в установленном порядке.
В зависимости от максимальной взлетной массы воздушным судам присваиваются классы:
Класс | Максимальная взлетная масса, т | |
самолеты | вертолеты | |
75 и более от 30 до 75 от 10 до 30 до 10 | 10 и более от 5 до 10 от 2 до 5 до 2 |
В зависимости от скорости, высоты, дальности полета и оснащенности оборудованием воздушным судам отдельных типов приказом Министерства транспорта могут присваиваться повышенные классы.
По дальности полёта самолёты подразделяются на:
-магистральные дальние - 6000 км и более;
-магистральные средние - от 2500 до 6000 км;
-магистральные ближние - от 1000 до 2500 км;
-самолёты местных воздушных линий - до 1000 км.
Все воздушные суда, на которых производятся ночные полёты, должны быть оборудованы рулёжно-посадочными фарами, иметь внутреннее освещение кабин, аэронавигационные огни. Воздушные суда могут иметь проблесковые маяки и строевые огни, а вертолеты, кроме того, - контурные огни.
С учетом воздействия спутной турбулентности воздушные суда подразделяются на следующие категории:
- тяжёлые - воздушные суда с максимальной взлётной массой 136 т и более;
- средние - воздушные суда с максимальной взлётной массой менее 136 и более 7 т;
- лёгкие - воздушные суда с максимальной взлётной массой 7 т и менее.
Для целей расчёта и публикации минимумов и аэродромных схем используется классификация воздушных судов по категориям ИКАО, основанная на скорости в 1,3 раза превышающей скорость сваливания при максимально сертифицированной посадочной массе (классифицированной скорости).
Категория | Диапазон классификационных скоростей, км/час |
A B C D E | менее 169 169-223 224-260 261-306 307-390 |
Классификация воздушных судов гражданской авиации
Воздушное судно – летательный аппарат, использующий для полетов в атмосфере тягу силовой установки и аэродинамическую подъемную силу крыла.
Все ВС подлежат государственной регистрации и включению э «Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ» при обязательном наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам). Гражданские ВС имеют 2 основные классификации: по максимальной взлетной массе (табл.1.1), по дальности полетов (табл.1.2).
Таблица 1.1
Класс ВС | Максимальная взлетная масса | |
Самолеты | Вертолеты | |
75 и более | 10 и более | |
от 30 до 75 | от 5 до 10 | |
от 10 до 30 | от 2 до 5 | |
до 10 | до 2 |
Таблица 1.2
Деление ВС | Дальность полета, км |
Дальние магистральные самолеты (ДМС) | Более 6500 |
Средние магистральные самолеты (СМС) | от 2500 до 6500 |
Ближние магистральные самолеты (БМС) | от 1500 до 2500 |
Самолеты МВЛ | до 1500 |
Кроме того ВС подразделяются на 4группы, образованные комплексными летно - техническими характеристиками: масса ВС, дальность 'полета ВС. скорость полета, высота коридора и т.д. (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Группа ВС | I ДМС (>6000) | II СМС (2500÷6000) | III БМС (1000÷2500) | IV МВЛ (<1000) |
Тип ВС | Ил-96-300 | Ту-204 | Як-40 | Ан-2, Ан-3 |
Ил-86 | Ту-154, Б, М | Ан-24, 26, 30 | Л-410 | |
Ил-62, 62М | Ту-134 | Ил-114 | Ан-28 и др. ВС | |
Ил-76 (груз) | Як-42 | Л-610 и др. ВС 2 и 3 класса | ||
Ил-76ТД (груз) | Ан-12 и др. ВС 1 класса |
Таблица 1.4
Индекс ВС | Размах крыла, м | Колея шасси по внешним габаритам колес, м | Тип ВС |
до 24 | до 4 | Л-410, Ан-28 | |
24-32 | 4-6 | Ан-2, Як-40 | |
24-32 | 6-9 | Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-114 | |
32-42 | 9-10,5 | Ан-12, Як-42, Ту-134, Ил-18 | |
32-42 | 10,5-12,5 | Ту-154 | |
42-65 | 10,5-14 | Ту-204, Ил-76, Ил-86, Ил-62, Ил-96 | |
65-80 | 14-16 |
Воздушные суда гражданской авиации стран-членов ИКАО классифицируются по кодовому обозначению, состоящему из пары - номера и буквы - в соответствии с табл.1.5 в. зависимости от длины взлетной дистанции, размаха крыла и колеи шасси по внешним габаритам колес.
Таблица 1.5
Кодовый номер | Расчетная длина летной полосы (взл. дистан.) | Кодовая буква | Размах крыла, м | Колея шасси по внешним габаритам колес, м |
<800 | А | до 15 | до 4,5 | |
от 800 до 1200 | В | от 15 до 24 | от 4,5 до 6,0 | |
от 1200 до 1800 | С | от24 до 36 | от 6,0 до 9,0 | |
1800 и более | Д | от 36 до 52 | от 9 до 14 | |
Е | от 52 до 65 | от9 до 14 | ||
F | от 65 до 80 | от 14 до 16 |
Сопоставление классификации ВС по нормам РФ и ИКАО приведено в табл. 1.6.
Тип ВС | Индекс РФ | Код ИКАО | Длина ВПП | Размах крыла, м | Колея шасси, м | G max, т | Длинна ВС, м | Кол-во пассажиров, мест |
Як-40 | 3С | 3,9 | ||||||
Ан-24 | 3С | 29,5 | 8,8 | 23,5 | ||||
Ту-134А | 4Д | 10,3 | 47,6 | 37,1 | ||||
Як-42 | 4Д | 34,2 | 5,9 | 54,0 | 36,4 | |||
Ту-154 | 4Д | 37,6 | 12,4 | 47,9 | ||||
Ту-204 | 4Д | 8,9 | ||||||
Ил-62М | 4Д | 43,2 | 8,0 | 53,1 | ||||
Ил-76 | 4Д | 50,5 | ||||||
Ил-86 | 4Д | 10,3 | ||||||
Ил-96 | 4Д | 10,8 | ||||||
В-707-300 | 4Д | 44,4 | 7,9 | 148,4 | 46,6 | |||
В-707-200 | 4Е | 59,6 | 12,4 | 342,5 | 55,4 | |||
L-1011 | 4Д | 47,3 | 12,8 | 191,3 | 54,4 | |||
ДС-1010 | 4Д | 47,4 | 12,6 | |||||
А-310 | 4Д | 43,9 | 10,9 | 46,6 |
Воздушные суда имеют следующие сертифицированные летно - технические характеристики: длинна, размах крыла, высота, экипаж, максимальная взлетная и посадочная скорость, длина разбега, длина пробега, посадочная дистанция, взлетная дистанция, потребная длина ВПП встандартных условиях, эксплуатационный, радиус разворота носового колеса, годовой надет часов, летное время за один рейс (дальность полета), объем заправки топливом и др.