Гражданские воздушные суда

Гражданскими воздушными судами РФ считаются воздушные суда, занесенные в Государственные реестр гражданских воздушных судов РФ.

При занесении воздушного судна в Государственный ре­естр ему присваивается государственный регистрационный опо­знавательный знак, который наносится на судно. Опознавательные знаки и порядок их нанесения определяются Правилами государст­венной регистрации и выдачи удостоверений о годности граждан­ских воздушных судов к полётам.

На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме опознавательных знаков наносится изображение красного креста или полумесяца.

Гражданское воздушное судно источается из Государственного реестра в случаях:

- списания или снятия его с эксплуатации;

- продажи или передачи судна в установленном порядке.

В зависимости от максимальной взлетной массы воздушным судам присваиваются классы:

  Класс Максимальная взлетная масса, т
самолеты вертолеты
75 и более от 30 до 75 от 10 до 30 до 10 10 и более от 5 до 10 от 2 до 5 до 2

В зависимости от скорости, высоты, дальности полета и оснащенности оборудованием воздушным судам отдельных типов приказом Министерства транспорта могут присваиваться повышенные классы.

По дальности полёта самолёты подразделяются на:

-магистральные дальние - 6000 км и более;

-магистральные средние - от 2500 до 6000 км;

-магистральные ближние - от 1000 до 2500 км;

-самолёты местных воздушных линий - до 1000 км.

Все воздушные суда, на которых производятся ночные полёты, должны быть оборудованы рулёжно-посадочными фарами, иметь внутреннее освещение кабин, аэронавигационные огни. Воз­душные суда могут иметь проблесковые маяки и строевые огни, а вертолеты, кроме того, - контурные огни.

С учетом воздействия спутной турбулентности воздуш­ные суда подразделяются на следующие категории:

- тяжёлые - воздушные суда с максимальной взлётной массой 136 т и более;

- средние - воздушные суда с максимальной взлётной массой менее 136 и более 7 т;

- лёгкие - воздушные суда с максимальной взлётной массой 7 т и менее.

Для целей расчёта и публикации минимумов и аэродром­ных схем используется классификация воздушных судов по кате­гориям ИКАО, основанная на скорости в 1,3 раза превышающей скорость сваливания при максимально сертифицированной поса­дочной массе (классифицированной скорости).

Категория Диапазон классификационных скоростей, км/час
  A B C D E   менее 169 169-223 224-260 261-306 307-390    

Классификация воздушных судов гражданской авиации

Воздушное судно – летательный аппарат, использующий для полетов в атмосфере тягу силовой установки и аэродинамическую подъемную силу крыла.

Все ВС подлежат государственной регистрации и включению э «Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ» при обязательном наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам). Гражданские ВС имеют 2 основные классификации: по максимальной взлетной массе (табл.1.1), по дальности полетов (табл.1.2).

Таблица 1.1

Класс ВС Максимальная взлетная масса
Самолеты Вертолеты
75 и более 10 и более
от 30 до 75 от 5 до 10
от 10 до 30 от 2 до 5
до 10 до 2

Таблица 1.2

Деление ВС Дальность полета, км
Дальние магистральные самолеты (ДМС) Более 6500
Средние магистральные самолеты (СМС) от 2500 до 6500
Ближние магистральные самолеты (БМС) от 1500 до 2500
Самолеты МВЛ до 1500

Кроме того ВС подразделяются на 4группы, образованные комплексными летно - техническими характеристиками: масса ВС, дальность 'полета ВС. скорость полета, высота коридора и т.д. (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Группа ВС I ДМС (>6000) II СМС (2500÷6000) III БМС (1000÷2500) IV МВЛ (<1000)
Тип ВС     Ил-96-300 Ту-204 Як-40 Ан-2, Ан-3
Ил-86 Ту-154, Б, М Ан-24, 26, 30 Л-410
Ил-62, 62М Ту-134 Ил-114 Ан-28 и др. ВС
Ил-76 (груз) Як-42 Л-610 и др. ВС 2 и 3 класса  
Ил-76ТД (груз) Ан-12 и др. ВС 1 класса    

Таблица 1.4

Индекс ВС Размах крыла, м Колея шасси по внешним габаритам колес, м Тип ВС
до 24 до 4 Л-410, Ан-28
24-32 4-6 Ан-2, Як-40
24-32 6-9 Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-114
32-42 9-10,5 Ан-12, Як-42, Ту-134, Ил-18
32-42 10,5-12,5 Ту-154
42-65 10,5-14 Ту-204, Ил-76, Ил-86, Ил-62, Ил-96
65-80 14-16  

Воздушные суда гражданской авиации стран-членов ИКАО классифицируются по кодовому обозначению, состоящему из пары - номера и буквы - в соответствии с табл.1.5 в. зависимости от длины взлетной дистанции, размаха крыла и колеи шасси по внешним габаритам колес.

Таблица 1.5

Кодовый номер   Расчетная длина летной полосы (взл. дистан.) Кодовая буква Размах крыла, м Колея шасси по внешним габа­ритам колес, м
<800 А до 15 до 4,5
от 800 до 1200 В от 15 до 24 от 4,5 до 6,0
от 1200 до 1800 С от24 до 36 от 6,0 до 9,0
1800 и более Д от 36 до 52 от 9 до 14
        Е от 52 до 65 от9 до 14
F от 65 до 80 от 14 до 16

Сопоставление классификации ВС по нормам РФ и ИКАО приведено в табл. 1.6.

Тип ВС Индекс РФ Код ИКАО Длина ВПП Размах крыла, м Колея шасси, м G max, т Длинна ВС, м Кол-во пассажиров, мест
Як-40 3,9
Ан-24 29,5 8,8 23,5
Ту-134А 10,3 47,6 37,1
Як-42 34,2 5,9 54,0 36,4
Ту-154 37,6 12,4 47,9
Ту-204 8,9
Ил-62М 43,2 8,0 53,1
Ил-76 50,5    
Ил-86 10,3
Ил-96 10,8
В-707-300 44,4 7,9 148,4 46,6
В-707-200 59,6 12,4 342,5 55,4
L-1011 47,3 12,8 191,3 54,4
ДС-1010 47,4 12,6
А-310 43,9 10,9 46,6

Воздушные суда имеют следующие сертифицированные летно - технические характеристики: длинна, размах крыла, высота, экипаж, максимальная взлетная и посадочная скорость, длина разбега, длина пробега, посадочная дистанция, взлетная дистанция, потребная длина ВПП встандартных условиях, эксплуатационный, радиус разворота носового колеса, годовой надет часов, летное время за один рейс (дальность полета), объем заправки топливом и др.

Наши рекомендации