Холодильная камера тепловозов ТЭМ2 и ТЭМ18ДМ
Холодильная камера предназначена для охлаждения воды и масла дизеля (ТЭМ2); воды двухконтурной системы охлаждения, частичного охлаждения полнопоточного ФТО масла, модуля управляемых вентилей (МУВ) и сглаживающего дросселя (ТЭМ18ДМ).
Камера расположена в передней части тепловоза и отделена от дизельного помещения перегородкой. Внутри холодильной камеры смонтированы привод вентилятора холодильника и водяной насос холодного контура (ТЭМ2). На боковых стенках камеры имеются проемы, по контуру в которых приварены рамки и на них посредством петель прикреплены жалюзи. С внутренней стороны стенок холодильной камеры при помощи кронштейнов прикреплены коллекторы с охлаждающими секциями.
С левой стороны тепловоза ТЭМ2 установлено 12 секций горячего контура, а с правой стороны 6 масляных секций и 6 пустых секций.
С левой стороны тепловоза ТЭМ18ДМ установлено 8 секций горячего контура, 6 секций холодного контура, с правой стороны 6 секций холодного контура МУВ и сглаживающий дроссель, а на торцевой стенке установлен полнопоточный ФТО масла.
В месте установки МУВ жалюзи отсутствуют, а для дополнительного охладения МУВ подведен воздушный трубопровод от вентилятора охлаждения ТЭД передней тележки.
Для привода жалюзи на их каркасах установлены пневматические цилиндры с системой тяг и рычагов. Для обеспечения раздельного регулирования температур воды и масла жалюзи разделены на две части.
При неисправности системы автоматического управления, открытие жалюзи и включение вентилятора может осуществляться вручную.
Охлаждающие водяные секции.
Секция состоит из двух пакетов 68 плоскоовальных трубок шахматного расположения, оребренных медными пластинами с шагом оребрения 2,3 мм. Последние отштампованы из медной ленты, теплопроводность которой в 3 - 4 раза выше, чем у латуни. Пластины оребрения имеют небольшие выштампованные бугорки, способствующие завихрению воздуха и увеличению теплоотдачи.
Концы трубок вставлены в отверстия решеток трубных коробок, для усиления которых к ним приклепаны усилительный пластины. Концы трубок развальцованы и припаяны к трубной решетке твердым меднофосфористым припоем.
В верхнюю и нижнюю трубные коробки вставлены стальные коллекторы и припаяны к ним медноцинковым припоем или латунью.
Для снижения температурных напряжений в крайних рядах трубок между усилительными пластинами установлены по четыре глухих трубки. Эти трубки воспринимают тепловые деформации и. снижают напряжение в местах припайки трубок к трубной коробке.
Охлаждающие масляные секции.
Секция состоит из двух пакетов 80 стальных трубок круглого сечения и коридорного расположения, оребренных пластинами из белой жести с шагом оребрения 2,3 мм.
Концы трубок вставлены в отверстия решеток трубных коробок, Концы трубок развальцованы и припаяны к трубной решетке.
В верхнюю и нижнюю трубные коробки вставлены стальные коллекторы и припаяны к ним.
Вентилятор холодильника и подпятник тепловозов ТЭМ2 и ТЭМ18ДМ
Вентилятор представляет собой барабан с приваренными к нему посредством воротников жесткости шестью лопастями. Лопасти пустотелые и сварены из листовой стали толщиной 2 мм.
Диаметр вентиляторного колеса 1600 мм а угол наклона лопастей к плоскости вращения 26 градусов. Лопасти подбираются по массе - разность в массе лопастей допускается не более 80 г. В центре барабана вварена ступица для соединения с валом подпятника. При установке вентилятора в шахте холодильника выдерживают зазор между лопастями и диффузором в пределах 3 - 10 мм, что достигается за счет смещения корпуса подпятника.
Производительность вентилятора при номинальной частоте вращения (1055 об/мин) 130000 м3/ч, а потребляемая мощность 37,5кВт.
Вентиляторное колесо надевают на верхний конусный конец вала подпятника на шпонке и укрепляют гайкой. Подпятник крепится болтами к балкам холодильной камеры.
Подпятник состоит из корпуса, в расточках которого установлены подшипники. Верхний подшипник воспринимает радиальные и осевые нагрузки, а нижний только радиальные. Подпятник сверху и снизу закрыт крышками, со штуцерами для смазки. На нижний конец вала подпятника напрессован фланец, закрепленный гайкой. Фланец при помощи болтов соединен с карданным валом привода вентилятора.
Редуктор привода вентилятора холодильника
Состоит из корпуса, отлитого из серого чугуна в котором смонтирован ведущий вал. На одном конце вала на шлицах смонтированы ведущие диски фрикционной муфты, а на другом конце фланец, к которому крепится карданный вал. На ведущем валу на шпонке смонтирована цилиндрическая шестерня привода водяного насоса второго контура. От ведущего вала через фрикционную муфту получает вращения полый вал. Который через коническую пару шестерен приводит во вращения вертикальный вал.
Редуктор обладает принудительной системой смазки. Вихревой насос качает масло из картера на подшипники вертикального вала, откуда масло стекает на конические шестерни и далее в картер редуктора. При выключении фрикционной муфты вихревой насос не работает так - как его рабочее колесо насажена на полый вал, а он не вращается.
Фрикционная муфта
Позволяет производить включение и отключение вентилятора холодильника. Управление может осуществляться как при помощи электропневматического механизма, так и вручную. Фланец муфты шпильками присоединен к полому валу, в свою очередь фланец шестью пальцами – со средними и нажимным чугунными дисками, которые могут перемещаться по пальцам в осевом направлении. Между ведомыми дисками расположены два стальных ведущих фрикционных диска, к которым с каждой стороны присоединены пластины из прессованного асбеста или феродо́. К нажимному диску болтами присоединена стальная штампованная корзина, внутри которой установлены 12 включающих пружин. В прорези крышки входят 6 рычагов коромысел, на которые для выключения редуктора воздействует нажимной упорный шарикоподшипник за счет давления воздуха.
Редуктор вентилятора с пневматическим механизмом включения фрикционной муфты, в соответствии с рисунком 22, нажимной диск которой совмещен с поршнем пневмоцилиндра. При включении муфты воздух поступает в полость В через воздухопроводящую муфту 9 из системы автоматики по дюритовому шлангу 20. Поршень при этом перемешается и происходит сцепление фрикционных дисков.
Привод вентилятора холодильника тепловоза ТЭМ18ДМ