Испытания трубопроводов
Все технологические трубопроводы должны подвергаться испытанию на прочность и плотность перед пуском в эксплуатацию после монтажа, ремонта, консервации или простоя более одного года и в случае изменения технологического процесса. После разборки единичных фланцевых соединений трубопровода, арматуры или отдельного элемента трубопровода (тройника, катушки и т.п.) допускается проводить испытание только на плотность. При этом вновь устанавливаемые арматура или элемент трубопровода должны быть предварительно испытаны на прочность пробным давлением [3—5].
Испытание трубопровода на прочность и плотность проводят одновременно. Оно может быть проведено гидравлическим или пневматическим методом, однако предпочтение следует отдать гидравлическому испытанию.
Обычно испытание проводят до покрытия трубопровода тепловой изоляцией и антикоррозионным слоем. Допускается испытание с наложенной изоляцией, но монтажные стыки в этом случае оставляют открытыми.
Готовность трубопроводов к проведению испытания проверяют наружным осмотром. При этом проверяют правильность установки арматуры, легкость открывания и закрывания запорных устройств, снятие всех временных приспособлений, окончание всех сварочных работ и проведение термообработки (в случае необходимости).
Испытание трубопровода следует проводить только после полной сборки его на постоянных опорах или подвесках и монтажа всех врезок, штуцеров, бобышек, арматуры, дренажных устройств, спускных линий, воздушников и т.д.
Манометры, применяемые при испытании технологических трубопроводов, должны быть поверены и опломбированы.
Испытание трубопровода производится под руководством лица, ответственного за эксплуатацию трубопровода, в присутствии представителя организации, выполнившей работу. Результаты испытания фиксируются в «Удостоверении о качестве» или в акте с последующей отметкой в паспорте трубопровода.
5.1 Гидравлическое испытание
Для гидравлического испытания используют воду или другие некоррозионные, неядовитые, невзрывоопасные, невязкие жидкости. Если испытание проводят при температуре окружающего воздуха 0 °С, должны быть приняты меры, предотвращающие замерзание жидкости в трубопроводе во время испытания, и обеспечено надежное опорожнение трубопровода после испытания.
Давление испытания трубопровода на прочность следует принимать равным:
, (2.9)
где [τдоп]20, [τдоп]t – допускаемое напряжение материала трубопровода соответственно при 20 °С и при рабочей температуре.
При рабочем давлении менее 0,2 МПа давление испытания для трубопроводов следует принимать не менее 0,2 МПа, а при рабочем давлении свыше 0,5 МПа – не менее Рраб+0,3 МПа. Для стальных трубопроводов, работающих под вакуумом, давление испытания па прочность следует принимать равным 0,2 МПа.
Во всех случаях давление испытания следует принимать таким, чтобы напряжение в материале трубопровода при пробном давлении не превышало 90% предела текучести материала трубопровода при температуре испытания.
Для проверки прочности трубопровод выдерживают под давлением испытания в течение пяти минут, после чего снижают давление до рабочего.
Для проверки плотности при рабочем давлении проводят осмотр трубопровода и обстукивание сварных швов молотком массой 1-1,5 кг. Удары следует наносить по трубе рядом со швом с обеих сторон. Обнаруженные в процессе осмотра дефекты (трещины, поры, неплотности разъемных соединений и сальников и т.п.) следует устранять только после снижения давления в трубопроводе до атмосферного. После устранения обнаруженных дефектов испытание необходимо повторить. Подчеканка сварных швов запрещается.
Результаты гидравлического испытания на прочность и плотность признают удовлетворительными, если во время испытания не произошло падения давления по манометру и не появились течь и отпотевание на элементах трубопровода.
5.2 Пневматическое испытание трубопроводов
Пневматическое испытание трубопроводов можно проводить при проверке их на прочность и плотность. В зависимости от транспортируемой среды пневматическое испытание проводят воздухом или инертным газом. Технологические трубопроводы, по которым транспортировались углеводороды и другие взрывоопасные среды, следует испытывать только инертными газами.
Пневматическое испытание трубопроводов на плотность (в том числе с определением падения давления) следует проводить только после предварительного их испытания на прочность любым методом.
Пневматическое испытание трубопроводов на прочность не разрешается в действующих цехах производственных предприятий, а также на эстакадах, в каналах и лотках, где уложены трубопроводы, находящиеся в работе. Величину давления при испытании на прочность принимают такой же, как и при гидравлическом испытании.
Пневматическое испытание трубопровода па прочность при установке чугунной арматуры (кроме арматуры из ковкого чугуна) допускается при избыточном давлении испытания не выше 0,4 МПа; при этом вся чугунная арматура должна пройти предварительное гидравлическое испытание на прочность пробным давлением в соответствии с ГОСТ 356–78.
Трубопроводы, работающие под абсолютным давлением от 0,095 до 0,2 МПа, подлежат только испытанию па плотность воздухом или инертным газом. В этих случаях давление испытания следует принимать в зависимости от рабочего давления в трубопроводе согласно табл. 2.15.
Таблица 2.15 – Давление испытания
Избыточное рабочее давление в трубопроводе, кПа | Избыточное давление испытания на плотность, кПа |
Вакуум | |
До 5 | |
От 5 до 50 | Рраб +30 |
Выше 50 до 100 | Рраб но не менее 85 |
При пневматическом испытании технологических трубопроводов на прочность давление следует поднимать постепенно, проводя осмотр трубопровода при следующих давлениях:
а) при рабочем давлении от 0,1 до 0,2 МПа осмотр следует проводить при давлении, равном 0,6 пробного, и при полном рабочем;
б) при рабочем давлении выше 0,2 МПа осмотр следует проводить при давлениях, равных 0,3 и 0,6 пробного, и при полном рабочем.
При каждом промежуточном осмотре трубопровода подъем давления необходимо временно прекратить.
При проведении пневматических испытаний трубопроводов на прочность как внутри помещения, так и снаружи следует установить охраняемую зону и обозначить ее. Минимальное расстояние (в любом направлении) от испытываемого трубопровода до границы должно быть не менее 25 м при наземной прокладке и не менее 10 м – при подземной. Во время подъема давления и при достижении в трубопроводе давления испытания на прочность пребывание в обозначенной зоне запрещено.
Осмотр трубопроводов разрешается проводить лишь после того, как давление испытания будет снижено до рабочего. Запрещается обстукивать молотком трубопроводы под давлением. Лица, проводящие испытание и осмотр, должны быть специально проинструктированы. Запрещается находиться в зоне охраны кому-либо кроме этих лиц.
Герметичность сварных стыков фланцевых соединений и сальников проверяют течеискателями либо путем обмазки их мыльным или другим раствором (при отрицательных температурах окружающего воздуха применяют незамерзающий мыльный раствор).
Результаты пневматического испытания трубопроводов признают удовлетворительными, если при испытании на плотность не обнаружено утечек.
Необходимость проведения дополнительного пневматического испытания трубопровода на плотность с определением падения давления за время испытания устанавливается проектной организацией, а при отсутствии проекта – требованиями СНиП ІІІ-1.9–82.
Внутрицеховые технологические трубопроводы следует подвергать дополнительному испытанию на плотность совместно с оборудованием, которое они обслуживают. Дополнительное испытание на плотность проводят после испытания на прочность и плотность, промывки или продувки. Испытание должно проводиться при рабочем давлении, а для вакуумных трубопроводов и факельных линий – при давлении 0,2 МПа.
Испытание на плотность можно проводить только после выравнивания температур внутри трубопровода. Для наблюдения за температурой в трубопроводе следует устанавливать термометры в начале и в конце испытываемого участка.
Если продолжительность дополнительного испытания на плотность не указана в проекте, ее устанавливает организация, проводящая испытания. Она должна быть не менее 24 ч для внутрицеховых, межцеховых и межзаводских трубопроводов.
Падение давления в трубопроводе за время испытания на плотность определяют по формуле:
, (2.10)
где ΔР – падение давления, в % от испытательного давления; Рн и Рк – сумма манометрического и барометрического давлений соответственно в начале и в конце испытания, МПа; Тн и Тк – абсолютная температура в трубопроводе соответственно в начале и в конце испытания, К.
Давление и температуру в трубопроводе определяют как среднее арифметическое показаний всех манометров и термометров, установленных во время испытания.
Результаты дополнительного пневматического испытания на плотность межцеховых технологических трубопроводов признают удовлетворительными, если падение давления в них окажется не более 0,1% в час при транспортировании СДЯВ и токсических продуктов и не более 0,2% в час – при транспортировании взрывоопасных, легковоспламеняющихся, горючих и активных газов (в том числе сжиженных).
Указанные нормы падения давления относятся к трубопроводам внутренним диаметром до 250 мм включительно. При испытании трубопроводов больших диаметров приведенные нормы умножают на поправочный коэффициент К=250/Dвн (где Dвн – внутренний диаметр испытываемого трубопровода, мм).
Л.7