Смазка промышленного оборудования
Работоспособность промышленного оборудования в значительной степени определяется правильным выбором смазочных материалов, основной функцией которых является уменьшение трения и устранения связанного с этим явлением заедания движущихся деталей машин и механизмов.
Доп.:
1. Охлаждение деталей и отвод масла.
2. Смыв и отвод продуктов износа.
3. Уплотнение зазоров и снижение динамических нагрузок в сопряжениях с зазорами.
4. Снижение потерь мощности на трение.
Смазка- эффективное средство защиты деталей от коррозии, как в процессе работы, так и при длительном хранении.
Наиболее полезный эффект смазки достигается при правильном выборе смазочных материалов, способов и режимов смазки в соответствии с режимами работы и хранения машин
Разнообразие машин, механизмов, а также условий их работы обусловливает применение различных видов, сортов и марок смазочных материалов.
В зависимости от происхождения, смазочные материалы разделяют на:
- минеральные (получаемые из нефти, угля, сланца и др.);
- животные (получаемые из жира животных);
- растительные (получаемые из хлопка, клещевины, конопли и др);
- синтетические (получаемые путем химического синтеза).
По физическим свойствам смазочные материалы подразделяют на:
- смазочные масла;
- консистентные (пластичные) смазки;
- твердые смазочные материалы.
Минеральные масла - жидкие смазочные материалы, получаемые вакуумной перегонкой мазута - остатка отгонки из нефти светлых продуктов (бензина, керосина, дизтоплива).
В продуктах прямой перегонки мазута:
- легкие фракции - дистилляты - служат основой для получения масел малой и средней вязкости;
- масляный гудрон - полуфабрикат для получения тяжелых и вязких масел; содержатся различные примеси (асфальто-смолистые вещества, нефтяные кислоты, сернистые и азотистые соединения), которые вредно влияют на работу механизмов.
Очистку сырых масел производят различными способами:
- серной кислотой (масла сернокислой очистки);
- щелочами (масла щелочной очистки);
- селективной очистки, при которой применяются растворители, действующие избирательно (селективно) на примеси, подлежащие удалению.
В результате очистки масла приобретают нужные свойства.
Однако применение самых совершенных методов очистки не позволяет получить масла, полностью отвечающие требованиям эксплуатации.
Поэтому в эксплуатации часто смешивают масла в различных пропорциях и добавляют различные химические вещества (присадки), улучшающие одно или несколько их свойств.
По преимущественным областям применения минеральные масла делят на:
- индустриальные для смазки различных механизмов;
- моторные для смазки ДВС;
- трансмиссионные для смазки различных трансмиссионных передач;
- цилиндровые для смазки поршневых машин;
- приборные для смазки приборов и аппаратов;
- специальные;
- консервационные для предохранения от коррозии труднодоступных внутренних поверхностей.
Маркировка масел.
Наименование - цифра (вязкость) - буква (способ очистки, область применения):
В - выщелачивание;
К - кислотной очистки;
С - селективной очистки;
М - моторное;
И - индустриальное;
З - загущенное.
Например, масла М6Б расшифровываются:
Масло моторное, кинематическая вязкость при 100°С равна 6-10-6 м2/с.
Для смазки промышленного оборудования наиболее часто используются следующие группы жидких минеральных масел:
- индустриальные, для смазки сопряжений, работающих в нормальных условиях (И-20А, И-30А, И-40А, И-50А);
- цилиндровые, для смазки тяжелонагруженных деталей, работающих высокотемпературных условиях (цилиндровое 11, цилиндровое 24);
- трансмиссионные, для смазки тяжелонагруженных передач (ТАп - 15В);
- турбинные, для смазки деталей, работающих с большими скоростями и воспринимающих большие ударные нагрузки (Т22, Т30, Т46).
Консистентные (пластичные) смазки получают в результате смешивания минеральных масел (80-90%) с загустителями (10-20%) В качестве загустителя применяют кальциевые, натриевые, литиевые, бериллиевые мыла высокомолекулярных жирных кислот, твердые углеводороды (парафин, церезин, нитролатум), искусственные жирные кислоты и другие вещества.
Наиболее широкое применение в практике эксплуатации нашли консистентные смазки с кальциевыми (солидолы), и натриевыми (консталины) загустителями
Главной особенностью консистентных смазок является их способность под действием небольших нагрузок обладать определенной пластичностью и сохранять свою форму подобно твердым телам, а при значительных нагрузках течь подобно высоковязкой жидкости.
Недостатки:
1) невозможность отвода масла;
2) сохранение продуктов износа на поверхностях трения.
Маркировка консистентных смазок:
Первая буква - область применения: У - универсальная; А - автотракторная., И - индустриальная, Ж - железнодорожная и т.д.
Вторая буква – наименование группы для универсальных смазок:
Н - низкоплавкая, С - среднеплавкая, Т –тугоплавкая.
Твердые смазочные материалы: графит, дисульфид молибдена и др. можно использовать при температуре от - 250 - до +350° С.
Эти материалы часто применяются в виде добавок (присадок) к жидким и консистентным смазкам. Наиболее часто применяют следующие виды добавок: противоизносные, противозазорные, противопенные, противоокислительные, антикоррозионные.
Физико-механические свойства жидких смазочных материалов: плотность, вязкость, t° вспышки, t° застывания, маслянистость, содержание воды и механических примесей, кислотность, коксовое число.
Плотность - 0,87-0,95 г/см2.
Вязкость - внутреннее трение или сопротивление перемещению одной части относительно другой.
Различают динамическую и кинематическую вязкость.
Динамическая вязкость - (Па×с) единицы динамической вязкости.
Кинематическая вязкость (м/с) - отношение динамической вязкости к плотности жидкости при температуре определения.
В ГОСТах на марку масла используют значение кинематической вязкости.
Вязкость зависит от t°и давления. Масло, вязкость которого мало зависит от температуры, является наиболее качественным. Вязкостные температурные свойства оцениваются индексом вязкости. Чем выше индекс, тем лучше масло. Хорошим считается масло с индексом 80-90.
С повышением давления вязкость масла увеличивается.
t° вспышки – температура, при которой масло выделяет пары, воспламеняющиеся от огня.
t° застывания - температура, при которой масло теряет свою подвижность.
Маслянистость - (липкость) характеризуется его способностью прилипать к смазываемым поверхностям. Оценивается маслянистость коэффициентом трения и прочностью масляной пленки.
Масла растительного и животного происхождения обладают большей маслянистостью, чем минеральные.
Наличие воды в масле является причиной коррозии металла, уменьшения вязкости и липкости.
В состоянии поставки масло воды не содержит.
Наличие механических примесей допускается 0,05%.
Кислотность масла - указывает наличие в нем свободных кислот, которые вызывают коррозию металла. Кислотность выражается кислотным числом, которое предоставляет сотые числа миллиграммов едкого калия, потребного для нейтрализации свободных кислот в 1 г масла.
Коксовое число - характеризует склонность масла к образованию нагара и равно процентному содержанию кокса в навеске масла.
Основными физико-механическими свойствами консистентных смазок являются: прочность, вязкость, теплостойкость, влагостойкость, стабильность, антикоррозионность и содержание механических примесей.
Прочность консистентной смазки определяется ее способностью сопротивляться действию сил, срывающих ее со смазывающей поверхности. Минимальный предел прочност 180-200 Па. С увеличением t° прочность снижается.
Вязкость - (консистентность) смазки оценивается числом пенетрации, глубине погружения в смазку стандартного металлического конуса массой 150г за период 5 с.
Теплостойкость характеризует t° каплепадания (при нагревании смазки в специальном приборе).
Смазки с t° каплепадания < 65°С - низкоплавкие;
60-100°С - среднеплавкие;
> 100°С - тугоплавкие.
Влагостойкость характеризует способность смазок противостоять растворению и смыванию водой и образованию с ней различных эмульсий.
Высокой влагостойкостью обладают смазки с кальциевыми загустителями (солидолы).
Низкой - с натриевыми загустителями (консталины).
Стабильность характеризует способность сохранять свои первоначальные свойства при длительной работе и хранении.
Антикоррозионность – степень воздействия на металлические пластины, помещенные в смазку.
Наличие механических частиц нежелательно. Их количество не должно превышать 0,6%.
Системы смазки машин.
Для смазки промышленного оборудования применяют индивидуальные и централизованные системы смазки
Системы смазки характеризуются: 1) по времени действия: периодическая непрерывная; 2) по способу подачи смазки: принудительная и без циркуляционной подачи; 3) по характеру циркуляции: проточная, циркуляционная, смешанная.
Примеры:
1) гидравлическая непрерывная циркуляционная смазка, смазка зубчатых колес и подшипников качения редуктора;
2) системы принудительной смазки для механизмов с подшипниками скольжения. Состав системы: емкость с холодильниками, насосы, магистрали, КИПиА, фильтры.
Выбор смазочных материалов осуществляется по рекомендации заводов-изготовителей или условий применения механизмов.
Подбор смазок при отсутствии рекомендаций:
- узлы трения, работающие при больших давлениях, смазывают более вязкими смазочными материалами. Однако чрезмерное повышение вязкости приводит к перегреву масла. Поэтому при повышении скоростей применяют смазочные материалы с пониженной вязкостью;
- с увеличением зазора в сопряжении и t° рабочей поверхности детали вязкость смазывающих материалов должна быть повышена;
- в системах с принудительной циркуляционной или проточной смазкой применяют масла небольшой вязкости;
- для деталей сопряжений, которые должны удерживать смазку на своей поверхности, применяют консистентные смазки.
Подшипники скольжения смазываются жидкими минеральными маслами и консистентными смазками. Для подшипников скольжения, работающих в режимах жидкостного или полужидкостного трения при значительных скоростях, применяют жидкие минеральные масла. Для подшипников скольжения, работающих при невысоких скоростях и высоких удельных давлениях, обычно применяют консистентные смазки. Для подшипников качения - аналогично.