Механизм газораспределения КАМАЗ 740.10
На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения с нижним расположением распределительного вала.
· Блок шестерен КамАЗ
· Клапаны КамАЗ
· Коромысла клапанов КамАЗ
· Пружины клапанов КамАЗ
· Распределительный вал КамАЗ
· Толкатели, штанга толкателя КамАЗ
Блок шестерен, расположенный на заднем торце блока двигателя, является приводом вала газораспределительного механизма, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиля. Газораспределительный механизм приводится во вращение промежуточной шестерней 2, связанной с прямозубчатой шестерней 1, установленной с натягом на коленчатом валу. Блок промежуточных шестерен вращается на сдвоенном коническом роликоподшипнике. Ведомая шестерня 4 привода газораспределительного механизма установлена на шейку вала с натягом и находится в зацеплении с шестерней 5 привода топливного насоса. Сборка шестерен выполнена так, что метки находящихся в зацеплении шестерен (показано в кружочках) совмещены. Вал привода топливного насоса высокого давления — карданный, с, упругими элементами диафрагменного типа, компенсирующими несоосность установки вала топливного насоса и вала шестерни.
Рисунок 8. Блок распределительных шестерен КамАЗ: 1 — ведущая шестерня; 2 и 3 — промежуточные шестерни; 4 — шестерня распределительного вала; 5 — шестерня привода топливного насоса; 6 — шестерня привода насоса гидроусилителя рулевого управления; 7 — шестерня привода компрессора.
С шестерней 5 находятся в зацеплении установленные на валах шестерни 7 и 6 приводов компрессора и насоса гидроусилителя руля.
Клапаныизготовлены из жаропрочной стали. Каждый цилиндр имеет один впускной 9 и один выпускной 6 клапаны. Конструктивно исполнение впускного и выпускного клапанов одинаковое. Стержень клапана перед установкой графитируют. Угол рабочей фаски клапанов 91°. Диаметр тарелки впускного клапана 51,5 мм, выпускного 46,5 мм; высота подъема клапанов 13,5 мм. Клапаны перемещаются в изготовленных из металлокерамики направляющих втулках 4. Для предотвращения попадания масла в цилиндр по зазору стержень — втулка на втулке впускного клапана установлена манжета 12.
Привод клапановсостоит из толкателей, штанг, коромысел. Клапаны при работе двигателя проворачиваются.
Рисунок 9. Головка цилиндров с впускным и выпускным клапанами КамАЗ: 1 — опорное кольцо; 2 — седло впускного клапана; 3 — седло выпускного клапана; 4, 5 и 14 — втулки; 6 — выпускной клапан; 7 — тарелка; 8 — сухарь; 9 — впускной клапан; 10 и 11 пружины; 12 — манжета с пружиной; 13 — шайба.
Коромысла клапановстальные, штампованные двуплечие рычаги, у которых отношение большего плеча к меньшему составляет 1,55. Коромысла впускного и выпускного клапанов устанавливаются на общей стойке и фиксируются в осевом направлении пружинным фиксатором. Подшипниками коромысел служат бронзовые втулки. Стойки коромысел фиксируют двумя штифтами и крепят на головке цилиндра двумя шпильками.
Рисунок 10. Коромысло клапана КамАЗ в сборе: 1 – регулировочный винт; 2 – гайка; 3 – коромысло; 4 – втулка.
Пружины клапановвинтовые (по две на каждый клапан) с различным направлением навивки. Диаметр проволоки: наружной пружины 4,8 мм, внутренней 3,5 мм. Предварительно устанавливаемое усилие пружин 36 кгс, суммарное рабочее — 83 кгс. Нижними концами пружины опираются через стальную шайбу 13 на головку блока, верхними — на тарелку 7 клапана. Тарелка в свою очередь опирается на стальную втулку 5, которая соединяется со стержнем клапана двумя конусными сухарями 8. Во время работы двигателя под действием вибрации клапан проворачивается относительно седла.
Распределительный валстальной; поверхностный слой кулачков цементирован, а опорные шейки подвергнуты термообработке ТВЧ. Он установлен в развале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные залитые антифрикционным сплавом втулки. Профиль кулачков безударный, неодинаковый для впускных и выпускных кулачков. На задний конец распределительного вала напрессована прямозубая шестерня 3. Распределительный вал приводится во вращение промежуточными шестернями, связанными с шестерней коленчатого вала. Шестерни имеют на торцах метки, которые используют при сборке для обеспечения заданных фаз газораспределения. Шестерни ,стальные, штампованные с термообработанными зубьями. Осевому перемещению вала препятствует корпус 2 подшипника задней опоры, который крепится к блоку цилиндров тремя болтами.
Рисунок 11. Распределительный вал КамАЗ в сборе: 1 — распределительный вал; 2 — корпус подшипника; 3 — распределительная шестерня; 4 — шпонка.
Толкатели тарельчатого типа с цилиндрической направляющей частью, изготовлены из стали с последующей наплавкой на поверхность тарелки отбеленного чугуна.
Рисунок 12. Толкатель КамАЗ: 1 — наплавка.
Направляющие толкателей,изготовленные из серого чугуна, съемные, что обеспечивает технологичность и ремонтоспособность блока. На двигатель устанавливают четыре направляющих, в которых размещены четыре толкателя. Каждая направляющая зафиксирована двумя штифтами и прикреплена к блоку двигателя двумя болтами. Болты зафиксированы стопорными шайбами.
Штанги толкателей стальные, пустотелые, со вставными наконечниками 1 и 3.
Рисунок 13. Штанга толкателя КамАЗ: 1 – верхний наконечник; 2 – стержень; 3 – нижний наконечник.