Жизнь христиан первых веков

Мир дохристианский не знал высоких нравственных истин. Главным началом деятельности человеческой в языческом мире был эгоизм. Язычник во имя своих эгоистических, личных интересов нарушал права и достоинство другого человека.

Христианство внесло в жизнь новое начало — любовь. Христос заповедал, что это новое начало должно быть отличительным признаком Его последователей. И действительно, христиане представляли из себя как бы одну семью, у них было, по словам ап. Луки, "одно сердце и одна душа" (Деян. 4, 32), они жили между собой как братья и сестры. Их любовь выразилась даже в общении в имуществе, в вечерях любви. Если с течением времени, вследствие увеличения числа верующих, общения в имуществе прекратились, то взамен этого получили широкое развитие всякого рода вспомоществования христиан друг другу. Общественные бедствия вызывали благотворительность христиан во всей силе. Во время моровой язвы в Александрии, при св. Дионисии, и в Карфагене, при св. Киприане, христиане безбоязненно посещали больных, хоронили умерших, часто сами себя подвергали опасности заразиться. Язычники поступали противоположно, они самых близких своих выбрасывали полумертвыми на улицу, оставляли умерших без погребения и этим еще более распространяли эпидемию.

Многие христианские церкви на общественные приношения содержали часто тысячами больных, сирот, вдовиц. Иные Церкви на собранные средства выкупали у варваров многих христианских пленников. Такая братская любовь христиан простиралась и на язычников. Честность христиан, их верность были замечены и языческим обществом и даже правительством. Недаром Констанций Хлор и Константин Вел., последний еще до принятия христианства, считали христиан самыми лучшими подданными в своей империи.

Отношение христиан к рабам и положение последних в христианском обществе служат доказательством проявления христианской любви во всем ее блеске. Раб в языческом мире считался не только существом без человеческих прав, но даже вещью, которою господин может распоряжаться по своему произволу. Христианство учило, что в деле религии все равны, и господа и рабы, все братья во Христе, а поэтому и житейские отношения в христианском обществе между господами и рабами были исполнены духом братской любви.

Второй отличительной чертой христиан в первые три века были чистота и строгость их нравов, в противоположность нравственной распущенности язычников. В христианских семействах свято соблюдалась чистота супружеской жизни, христиане не посещали грубых и безнравственных языческих зрелищ (например, гладиаторских игр).

Строгость жизни христиан доходила до того, что они вообще отказывались от удовольствий обыкновенной жизни, а вместо этого многие принимали на себя обеты девства, обет произвольной нищеты; иные отказывались от имущества, раздавали его бедным, а сами проводили жизнь в подвигах поста и воздержания — такие подвижники назывались аскетами. Они, ограничивая в себе чувственные потребности, стремились возвысить свой дух над плотью.

Аскетизм имел место и в иудействе (ессеи и ферапевты), и в язычестве (стоики, пифагорейцы), но там он основывался на дуалистическом воззрении на мир, в котором материя отождествлялась со злом и считалась источником греха. В христианстве ничто материальное не считалось источником зла и ненависти к материальному не было.

В I и II вв. подвижничество было явлением одиночным, подвижники жили в обществе других людей, не составляя из себя особого общества с особыми правилами. И лишь в конце III в. Подвижничество получило определенный вид. Подвижники начали удаляться в пустыни и там вдали от мира вели аскетическую жизнь. Потом они получили название анахоретов, монахов.

Гонение Декия в половине III в. послужило внешним поводом к началу монашеского образа жизни. Многие христиане бежали от преследования в пустыни и там проводили подвижнический образ жизни. Из таких подвижников известен преп. ПАВЕЛ ФИВЕИСКИЙ, который 15-летним мальчиком ушел в Фиваидскую пустыню и там проживал более восьмидесяти лет, питаясь травами, корнями и дикими плодами, проводя жизнь в молитве. Организатором же монашества является преп. АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, деятельность которого относится к IV в.

Христианские обычаи

Вся обстановка жизни первых христиан носила на себе религиозный отпечаток. Все обычаи их в домашней и общественной жизни проникнуты были духом христианской религии. Так, они при начале какого-либо дела полагали на себя крестное знамение. На стенах своих домов, на домашней утвари и посуде, например, стаканах, тарелках и проч., делали священные символические изображения. Делать изображения на стенах домов и домашней утвари и посуде было в обычаях у язычников; предметом изображения служили, по большей части, сцены из мифологии. Христиане заменяли мифологические изображений изображениями креста, рыбы, голубя и т.д., употреблявшимися затем и в самих храмах.

Обычай христиан погребать умерших, молиться за них и делать приношения во имя их, по преимуществу, носит религиозный характер. Язычники тела умерших обыкновенно дожигали; христианская же Церковь приняла обычай еврейский помазывать тела умерших благовонными мазями и полагать в землю.

Самое погребение сопровождалось молитвами, пением приличных совершаемому действию псалмов и песнопений и даже иногда надгробными речами, а также совершением литургии в память умерших, и тем удобнее, что очень часто местами христианских богослужебных собраний бывали усыпальницы, или катакомбы, в стенах которых ставили гробы умерших.

Печаль об умершем умерялась радостным сознанием, что умерший во Христе имеет надежду воскресения для будущей жизни, почему и считалось приличным сопровождать погребение торжественным и радостным богослужением — совершением евхаристии. Вследствие того общехристианского сознания, что умершие продолжают жить за гробом, христиане и после их смерти, так же, как и в день смерти, делали как бы от них приношения и совершали евхаристию, причем в общественных молитвах умершие поминались поименно.

ПЕРИОД ВТОРОЙ

Наши рекомендации