Монофизитство после Собора
Соборным осуждением монофизитская ересь не была уничтожена. Уже на самом Хадкидонском соборе некоторые представители египетских пустынножителей были против учения, что Иисус Христос имеет природу, подобную грешной человеческой природе.
Возвратившись в Палестину, делегаты монахов рассказали, что Халкидонский собор восстановил несторианство. Это сообщение возбудило палестинских монахов, и они собрались в количестве 10 тысяч, напали на Иерусалим, разграбили его, а патр. Ювеналия, который подписал халкидонские постановления, изгнали. Такие же волнения были в Александрии. Император применял против мятежников военную силу, но это ни к чему не приводило. Все это повело к образованию отдельного монофизитского общества, во главе которого стал ставленник монофизитов. Александрийский патриарх Элур.
Волноваго монофизитство и Антиохийскую Церковь, во главе которой стоял Антиохийский патриарх, ставленник монофизитов, Петр. Он в трисвятой песни, после слов: "святый бессмертный" сделал монофизитское прибавление: "распныйся за ны".
Еще более укрепилось монофизитство, когда императорский престол занял император ВАСИЛИСК. Он в 476 г. издал окружное послание, в котором осудил Халкидонский собор. Однако православные восстали против этого послания. В Церкви образовались две сильные, враждующие между собой, партии. Преемник Василиска ЗЕНОН в 482 г. издал согласительное вероопределение (энотикон), на основании которого должно было установиться общение между православными и монофизитами. В энотиконе Зенон нарочито умолчал о естествах в Лице И.Христа и двусмысленно выразился о Халкидонском соборе. Это не удовлетворило ни строгих православных, ни строгих монофизитов, хотя некоторые и подписали этот энотикон, в том число и Константинопольский патриарх. Недовольные энотиконом пожаловались в Рим. Папа воспользовался этим, осудил энотикон и принявших его и даже прервал общение с восточными церквами. Разрыв этот продолжался до императора ЮСТИНА I (518-527), при котором возобновлены были отношения с Римской Церковью и подтверждена важность Халкидонского собора.
Попытки императора Юстиниана к воссоединению
Монофизитов с Церковью
Юстиниан I (527-565) известен в истории как выдающийся государственный деятель и ревностный поборник православия. В целях умиротворения Церкви Юстиниан решил присоединить монофизитов к православию.
Монофизитство особенно утвердилось в Египте, где их было большинство. Разделение в Церкви было вредно и для государства. Однако Юстиниану не удалось достигнуть своей цели, много мешала ему в этом его жена Феодора, тайная монофизитка, в дарованиях не уступавшая своему супругу. Под ее влиянием Юстиниан согласился на прибавление к трисвятой песни "распныйся за ны" в Константинопольской Церкви. Константинопольским патриархом, по настоянию Феодоры, был назначен бывший монофизит. К счастью, прибил Римский папа в Константинополь и помог Юстиниану разобраться в происках монофизитов, и патриарх-монофизит был смещен. Но Юстиниан не терял надежды присоединить еретиков. Был созван собор в Константинополе, однако, вследствие упорства монофизитов, рассуждения ни к чему не привели. Еретиков снова осудили, император подтвердил прежние строгие законы против монофизитов, и они при возобновившихся преследованиях бежали в Великую Армению.
Оригенистические споры при Юстиниане
Еще в 399 г. Феофил, еп. Александрийский, осудил заблуждения Оригена и до 300 монахов-оригенистов, придерживавшихся нецерковных мнений Оригена, изгнал из Египта. Большая часть их ушла в Палестину, где средоточием оригенистов сделалась новая лавра, основанная монофизитским монахом Романом.
Оригенизм особенно усилился в Палестине, когда в начале V в. начались споры о мнениях и учении Оригена. Юстиниан приблизил к себе некоторых настоятелей оригенистских монастырей, благодаря их учености и красноречию, и вскоре по их влиянию на епископские кафедры в Палестине стали назначать оригенистов. Последние при поддержке монахов-оригенистов стали выгонять из монастырей православных игуменов и монахов, те оказывали сопротивление, и дело доходило до кровавых схваток.
Православные посоветовали императору составить сочинение против Оригена. В 543 г. Юстиниан издал эдикт против оригенистов, перечисляя все отступления Оригена, а Константинопольскому патриарху поручил созвать домашний синод из епископов и настоятелей столичных монастырей и обязать их анафематствовать Оригена.
Спор о трех главах
Между тем, Феодора продолжала вести интриги в пользу монофизитов. По ее проискам на Римскую кафедру был поставлен диакон Вигилий, давший еще в бытность в Константинополе обещание с подпиской помогать монофизитам. Партией монофизитов был подготовлен план, как обмануть императора, чтобы монофизитство восторжествовало. Именно, Юстиниану представили, что монофизиты тогда только могут быть присоединены, когда православная Церковь осудит учителя несторианства Феодора Мопсуетского и его друзей — блаж. Феодорита Кирского и Иву Эдасского.
Император не понял этой хитрости, состоявшей в том, что, осудив блаж. Феодорита и Иву Эдесского, он выступит против постановлений Халкидонского собора, на котором оба эти учителя были признаны православными.
И в 544 г. Юстиниан действительно издал эдикт о трех главах. В нем осуждался Феодор Мопсуетский и некоторые сочинения блаж. Феодорита и Ивы, но в то же время прибавлялось, что это не противоречит Халкидонскому собору, и кто будет думать иначе — подвергается анафеме. Этот эдикт должны были подписать все епископы. После некоторого сопротивления восточные епископы вынуждены были подписать эдикт, хотя не все, западные же епископы решительно отказались.