Иудейского мира перед пришествием Христа
Во всеобщем потоке завоеваний римлян не избежала участи других народов и Иудея. В 63 г. до Р.Х. римский полководец Помпей, после трехмесячной кровопролитной борьбы с иудеями, занял Иудею, взял Иерусалим и храм и уничтожил самостоятельность иудейского народа. Впрочем, Помпей предоставил последнему из князей иудейских Гиркану, из фамилии Маккавеев, достоинство и титул на родоначальника. В 37 г. до Р.Х. царем иудейским был провозглашен преданный римлянам идумеянин, принявший иудейскую веру, Ирод (Великий). С этого времени царская власть в Иудее от колена Иудина отошла. По смерти Ирода Вел. (в первые голы по Р.Хр.) римский император Август отдал Иудею в управление трем сыновьям Ирода: Архелаю, Антипе и Филиппу. Но Архелай через 9 лет был отправлен в заточение, а Антипа и Филипп не имели никакой власти и пользовались только титулами, как иудейские цари. Вскоре римский прокуратор Квириний обложил иудеев поголовной данью, и Иудея была окончательно покорена римлянами. Ко времени пришествия Христа иудеи жили и вне Палестины, т.к. вследствие нападений на Иудею ее жители отводились в плен и поселялись между победителями. Так, евреи были и в Риме, и в Александрии, и в других городах, где они большей частью занимались торговлей.
В религиозно-нравственном отношении иудейский народ занимал исключительное место. Он один только исповедовал Богооткровенную религию и имел истинное понятие о Боге, и только в иудейской религии были обетования о пришествии в мир Искупителя. Несмотря на политические перевороты, веры в единого Бога иудеи не потеряли, но учение об Искупителе они стали понимать неверно, разделяясь, с другой стороны, в понимании религии вообще на несколько партий. Под влиянием тяжелых политических обстоятельств иудеи ожидали Мессию как царя-завоевателя, который устроит земное царство только иудейскому народу.
При всем этом, пред временем пришествия Христа Спасителя, в еврейском народе образовались еще религиозные партии: фарисеев, саддукеев, ессеев и ферапевтов.
Появление первых двух партий относится ко времени распространения на Востоке греческой образованности (II в. до Р. Хр.), когда некоторые иудеи стали увлекаться языческим образованием.
Ревнители отечественной религии восстали против этого и образовали особую религиозную партию - ФАРИСЕЕВ. Они были ревнителями не только закона Моисеева, но и всей еврейской старины, всех устных преданий. Ревность их получила превратное направление: они не столько заботились о поддержке существенного в религии, сколько о мелочах.
САДДУКЕИ - составляли противоположность фарисеям. Усвоив греческое образование, они на религию смотрели с философской точки зрения. Саддукеи отвергали устные предания, не придавали большого значения обрядам, дошли, наконец, до отрицания воскресения мертвых, бытия мира духовного и Божественного Провидения. Сравнительно с фарисеями, саддукеев было небольшое число. Секта их состояла из богатых и знатных людей.
ЕССЕИ И ФЕРАПЕВТЫ. В противоположность фарисеям, их стремления были направлены на внутреннюю сторону религии, на внутреннее самоусовершенствование. Жили они отдельным обществом, имея общее имущество и представляли из себя особого рода орден.
Среди палестинских иудеев жили еще люди, которые тоже ожидали Мессию, — это САМАРЯНЕ, обитавшие между Иудеей и Галилеей.
Происхождение самарян относится ко времени падения царства Израильского (722 г. до Р.Хр.), когда ассирийцы, отведшие в плен большую часть израильтян, переселили в завоеванную страну язычников.
Последние, смешавшись с оставшимися израильтянами, произвели смесь иудейства с язычеством, пока, наконец, служение Богу истинному не взяло перевеса. Таким образом явились самаряне.
Самаряне принимали только Пятикнижие Моисея, имели некоторое время свой храм на горе Гаризим. Евреи ненавидели самарян и считали их еретиками, хотя последние имели лучшие понятия о Мессии, чем иудеи. У самарян не было такой национальной гордости и уверенности в собственной святости вследствие одного только происхождения от Авраама, как это замечаем у иудеев. Самаряне видели в Мессии пророка, Который должен им объяснить закон и научить их всему.
Что касается религиозного состояния иудеев, живших вне Палестины, в рассеянии, то и у них религиозные понятия были отличны от понятий иудеев палестинских. Иудеи рассеяния чужды были мечтаний палестинских иудеев о всемирном политическом господстве иудейского народа. Они не разделяли с палестинскими иудеями взгляда на Мессию как политического деятеля. Кроме того, иудеи рассеяния, познакомившись с греческим образованием и философией, знакомили и язычников со своими религиозными убеждениями. Это особенно заметно было в Александрии, центре мировой торговли и науки. Здесь у евреев Св. Писание было уже давно переведено на греческий язык. Благодаря этому, язычники могли знакомиться с возвышенным богословием иудейской религии.
В это время встречаем много язычников, принявших религию евреев: "пришельцев врат" (без обрезания) и "пришельцев правды" (обрезавшихся).
С другой стороны, евреи, знакомясь с греческою философиею, находили в ней нечто достойное уважения. В Александрии явилось даже стремление сблизить философию Платона с Моисеевым законом. Представителем этого направления в иудейском богословии был ученый иудей Филон, современник апостолов.
Таким образом, безотрадное состояние политической и религиозно-нравственной жизни народов дохристианского времени послужило на пользу Церкви — оно побуждало искать истинного религиозного знания и успокоения от всех бедствий в христианстве. Объединение народов под политической властью римлян, облегчавшее пути сообщения, благоприятствовало также быстрому распространению Церкви Христовой во всей вселенной.