Языческого мира перед пришествием Христа

ПЕРМСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ

Евграф Смирнов

КОНСПЕКТ

ПО

ОБЩЕЦЕРКОВНОЙ

ИСТОРИИ

КУРС

Пермь

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ О ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

Христианская Церковь есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество людей, соединенных между собою одною верою в Нею, как Бога Искупителя, одним учением, богослужением и таинствами, под управлением и руководством богоустановленной иерархии, для достижения нравственного совершенства спасения.

Слово "история" происходит от греческого — знаю.

Общая церковная история наука, излагающая в систематическом и хронологическом порядке явления и события церковной жизни.

РАЗДЕЛЕНИЕ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ НА ПЕРИОДЫ

I -Й ПЕРИОД - от начала истории Церкви до торжества Церкви при Константине Великом (34-313).

II-й ПЕРИОД — от торжества Церкви при Константине Великого до отпадения Западной Церкви (313-1054 гг.).

III-й ПЕРИОД начинается после отпадения Западной Церкви и продолжается до наших дней. Этот период разделяется на:

а) историю православно-кафолической Церкви и

6) историю -западного христианства.

ИСТОЧНИКИ И ПОСОБИЯ

Источники церковной истории делятся на монументальные и письменные.

К монументальным (от лат. monumentalis - основательный, прочный, огромный, связанный с зданием, архитектурой) источникам относятся: церковные здания, церковная утварь, равного рода изображения, надписи на зданиях, могильных плитах и стенах, печати, монеты и другие предметы. К письменным источникам относятся:

а) творения св. отцов и церковных писателей;

б) деянии соборов вселенских и поместных;

в) жития святых, акты, символы, литургии, древние церковно-исторические произведения, как например. "Церковная История" Евсевия Кесарийского (+340), являющаяся первым трудом по церковной истории.

Письменные источники в разное время соединены были в сборники и изданы.

Пособиями при изучении церковно-исторических памятников служат: знание правил критики, филология (от филео - любить, логос - слово - учение о языке), география, хронология (от хронос - время, логос - учение - наука о времени) и всемирная гражданская история.

Над церковно-исторической наукой много потрудились католические, протестантские и православные главным образом, русские ученые историки, богословы.

Из русских церковных историков следует отметить проф. Московской духовной академии Д.Горского (+ 1875). проф. Петербургской духовной академии В.В. Болотова ( + 1900), а также известных историков И. Чельцова, Л. Лебедева, А. Спасского др.

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ

ОТ НАЧАЛА ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ДО ТОРЖЕСТВА ЦЕРКВИ

ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ (34-313)

Характер периода

Появление в мире Христовой Церкви встречено было крайне враждебно со стороны религиозных и политических обществ этого времени.

Иудейский и языческий мир вступает в борьбу с Церковью и старается уничтожить ее. Против Церкви издаются строгие законы. Церковь подвергается сильным преследованиям. По св. Церковь с присущей ей Божественной силой быстро распространяется по всей Греко-Римской империи.

Выдержав трехвековую борьбу с иудейским и языческим миром, она утверждается в Греко-Римской империи навсегда. Борьба Христовой Церкви с иудейством и язычеством и составляет характеристическую особенность первого периода истории Церкви.

ГЛАВА I

ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ПРИ АПОСТОЛАХ

Основание Церкви Господом Иисусом Христом;

Сошествие Св. Духа на Апостолов

Церковь Христова была основана из немногих, избранных Самим Спасителем, лиц, но она должна была обнять все народы и распространиться во всем мире. Дело распространения Церкви Христос возложил на апостолов, обещая им послать "силу свыше" (Деян. 1, 4-8).

Исполнение Апостолами повеления Христова. Собрание в день Пятидесятницы. Сошествие Св. Духа. Дар языков. Проповедь Ап. Петра. Обращение трех тысяч в христианство.

(Прочитать Деян. 1-2 гл.).

Политические и религиозно-нравственное состояние

языческого мира перед пришествием Христа

Христианская Церковь при своем появлении встретила ожесточенное сопротивление со стороны человеческих обществ того времени, но в самой жизни этих обществ как политической, так и религиозно-нравственной были условия, благоприятствовавшие ее успешному распространению.

Ко времени пришествия Христа почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство, под одною политическою властью римского народа.

К побежденным народам римляне относились очень жестоко, отводя их в плен к себе, забирая и грабя их богатства. Императоры были деспотами не только к покоренным царям и народам, но и к своему народу.

Между высшими и низшими классами было большое разделение и разница. Там богатство и роскошь, а здесь нищета и угнетение. Рабство достигло особого развития, и в Риме, например, на одного свободного было около 10 рабов, с которыми господин мог делать что хотел.

Такое же безотрадное положение было и в религиозно-нравственном отношении. Понятие о Едином Боге затмилось. Человечество совсем потеряло понятие о высшем духовном мире, явились языческие религиозные системы с обоготворением сил и явлений природы (светил, животных, пороков).

В греко-римском мире господствующей была религия, допускавшая обоготворение людей. Однако и она начала колебаться, когда явились философские системы, подвергшие народную религию критике и старавшиеся разными философскими системами объяснить бытие мира.

Высшие классы, а затем и простой народ перестали верить в своих богов, высмеивали их.

Философия, вместо религии, тоже не могла дать ничего положительного.

ЭПИКУРЕЙСТВО проповедовало наслаждение жизнью!

СТОИЦИЗМ, проповедуя строгость жизни, искал блаженства в размышлении о неизбежности всего совершающегося, в углублении внутрь себя.

ПЛАТОНИЗМ, выработавший понятие о Высочайшем Мироправителе, проповедовал зависимость человека от Него, но на этом остановился.

НЕОПЛАТОНИЗМ, отвергая все философские системы и религии, утверждал, что безусловной истины нет.

Народ впал в суеверие, развиты были гадания, волшебства и тайные культы.

С падением религии пала и нравственность. Богатство, наслаждение, деспотизм императоров, наплыв в Рим богатств со всего тогдашнего мира и происшедшая отсюда роскошь способствовали и распущенности нравов. Ап. Павел очень яркими чертами изображает нравственное состояние римского общества, замечая, что оно полно всякой неправды, лукавства, злобы, убийства, гордости и т.п. пороков (Рим. 1,29-31).

Наши рекомендации