Гностики Апостольского века
Гностические системы стали развиваться уже во времена апостольские. СИМОН ВОЛХВ, современник апостолов, был первым по времени представителем гностического учения во времена апостольские, почему и считается ересиархом в христианской Церкви. Он был родом иудей из Кипра, получил образование в Александрии, где ознакомился с положениями системы Филона. В Деяниях Апостольских о нем замечено, что он волхвовал и изумлял народ самарийский, выдавал себя "за кого-то великого" (Деян. 8, 9). Симон, усвоив учение Филона о посредствующем между Божеством и миром существе, вздумал выдавать себя за воплотившуюся силу Божию, или за высшего зона, который на Синае явился в лице Бога Этца, при Тиверии — в образе Сына, над апостолами — в виде Святого Духа. Симон не только распространял смешанные иудейские, языческие и христианские понятия, но — что отличает его от других ересеучителей — сам принимал на себя роль Божественного посланника. В IV веке именем симонии стали обозначать приобретение за деньги благодатного иерархического служения в Церкви, соответственно тому, как Симон Волхв хотел купить у апостолов за деньги благодатную силу сообщать дары Святого Духа через рукоположение.
Совсем другого рода был еретик — также апостольского времени — КЕРИНФ. У него есть попытки образовать еретическую гностическую систему. Керинф был родом иудей из Александрии. Его учение не представляет строгого гностицизма: у Керинфа смесь гностицизма с евионитством. По началам гностицизма он учил, что творение видимого мира совершено не Богом, а низшим духовным существом демиургом. Вместе с евионитами он признавал Иисуса Христа простым человеком, родившимся естественным образом от Иосифа и Марии, и разделял надежды евионитов на земное тысячелетнее царство Мессии, когда воскреснет человек Иисус и соединится с высшим Христом. Керинф некоторое время жил и действовал в Ефесе, когда там же пребывал Иоанн Богослов.
Не полное противоречие, но извращение. В основе миросозерцания большинства гностических систем лежал дуализм (двойственный, противопоставление). Началом бытия и жизни они признавали, с одной стороны, Верховное Существо, а с другой — материю. Верховное Существо они представляли самостоятельным началом света и добра, источником духовной жизни. Материя же у гностиков представлена как самостоятельное, независимое начало чувственной жизни и зла.
Видимый нами мир был сотворен не Верховным Существом, а демиургом, т.е. частью божества — эоном, который оторвался от своего источника и попал в материю. Этот эон, как дух царства света и гармонии, старается установить в области материи порядок и гармонию, а потому и мировая жизнь проходит в постоянной борьбе духовного и материального начал, добра и зла, в борьбе плоти и духа. Результатом этой борьбы должно быть освобождение духа от власти материи.
Гностики Александрийской школы материю считали безжизненной, мертвой, хаосом, а по воззрениям гностиков Сирийскэй школы материя — живая, но злая сила.
Гностики учили, что для освобождения зона, подавшего в материю. Бог послал высшего зона Христа, который, по мнению одних гностиков, сошел на человека Иисуса во время крещения и оставил его во время страданий. По мнению других гностиков, посланный высший божественный эон принял только вид человека, и в действительности он не страдал, а это людям только казалось, что он страдал (эти гностики назывались докетами: от "докео" — кажусь).
Высший эон научил людей как бороться с материей и со страстями и указал средства к этому.
Средства к освобождению от зла, сообщенные Христом и сохраняемые гностиками, — это возвышение духа над материей при помощи гносиса и победа духа над материей посредством аскетизма. Одни гностики, рекомендуя аскетизм как средство к освобождению от материи, запрещали употреблять мясо, вино и пр., и особенно вступать в брак, так как все это есть служение сатане. Впрочем, аскетизм в некоторых гностических сектах сменялся нравственной распущенностью и невоздержанием, что тоже, по мнению гностиков, вело к изнурению плоти и уничтожению материи.
Последним актом мировой жизни, по представлению всех гностиков, должно быть восстановление первобытного дуализма, т.е. эон, или духовный элемент, возвратится к своему первоисточнику, свету, а материя опять станет хаосом.
Маркионитство
Во времена послеапостольские многочисленнее всех других гностических обществ были маркиониты, придерживающиеся общих начал сирийского гносиса. Начало свое они ведут от Маркиона, сына синопского епископа. Он распространял около 150 г. свое учение в Риме. По его взглядам, в мире царит тот же дуализм, что и у прочих гностиков: с одной стороны — Благой Бог, а с другой — материя с ее властителем сатаною. У Маркиона нет эонов. Вместо эона у Маркиона создает мир бог демиург, что-то среднее между двумя первыми началами, который действовал и в Ветхом Завете. Однако он не смог спасти человечество от порабощения материи, и тогда сошел на землю сам Благой Бог, принявший призрачное тело, который и открыл людям закон благости и любви. Маркиониты существовали в Италии, Северной Африке, Египте,
Палестине и др. странах вплоть до VI в.