Трансформация раннего христианства

Переосмысление раннего христианства в духе паулинизма явилось началом его трансформации в сторону организованной церкви. В этом смысле именно Павел может считаться первым патриархом (если не основателем) христианства. С Павла, точнее, с нападок паулинистов на иудаизм берет, видимо, свое начало и тот резкий антагонизм между христианством и иудаизмом, который впоследствии стал столь заметным, несмотря на то, что Ветхий завет иудеев был включен в христианское Священное писание и что Иисус, его мать Мария, его ученики, включая и апостола Павла, были евреями, последователями иудаизма.

Паулинизм способствовал переключению радикальной активности христиан с критики существующих порядков на критику соперничающей религии, представители которой оказались теперь виновны во всех грехах, отклонениях и даже преступлениях - они ведь, в конце концов, распяли Христа. Кроме того, паулинизм сделал сильный акцент на загробное воздаяние, на вознаграждение за терпение и страдания блаженством на том свете. Эти два существенных момента сыграли важную роль в процессе дальнейшей трансформации раннего христианства.

В условиях становившейся все более жесткой догматической основы христианского вероучения уходила в прошлое полная опасностей и преследований, но отличавшаяся свободой духа и действий жизнь первоначальных сект и общин, возглавлявшихся харизматическими руководителями. На смену им в новых условиях приходила иерархия копируемая с иерархии иудейских первосвященников, которых когда-то и критиковали христиане.

Таким образом, очищенная от "грехов" молодости христианская церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом, влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и использование его, на что не преминули обратить внимание римские императоры. Император Константин в начале IV в. поддержал церковь (по его инициативе был созван первый христианский собор, 325 г.), его преемники (кроме Юлиана Отступника, правившего сравнительно недолго) последовали его примеру, и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых христиане стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром "языческой" библиотеки в 415 г. в Александрии, видном центре эллинской культуры.

Распад Римской империи в конце IV в. на Западную и Восточную привел к расколу христианской церкви. В Западной империи, где власть императора ослабевала, позиции церкви постепенно усиливались. В V в. всесильный римский епископ был провозглашен Папой, в руках которого вскоре сосредоточилась огромная власть над всем раздробленным в политическом отношении западноевропейским римско-католическим миром. Старательно поддерживая идею о божественном происхождении своей власти и собственной непогрешимости, Римский Папа сумел поставить свой авторитет выше авторитета государей средневековой Европы, соперничавших друг с другом и искавших его поддержки.

_________________________

Ислам

Ислам возник в 7 в. н.э. как своеобразная трансформация иудаизма и раннего христианства, или, иначе говоря, адаптация религии Авраама для арабских племён. Не малое влияние на формирование ислама оказал и зароастризм, и даже астрология и античная мифологизированная история, чего стоит только упоминание в исламском вероучении язычника Александра Македонского.

Основателем ислама был делец, погонщик караванов Мухаммед (7 в. н.э.), происходивший родом из племени Курайшитов. Доисламской религией Курайшитов был политеизм, главным образом сосредоточенный на поклонению Луне, звёздам и камням (особенно необычным - небесным камням - метеоритам). Но считается, что сам Мухаммед принадлежал к числу тех, кто исповедовал своеобразный монотеизм - верил в бога Авраама (скорее всего это была давно обособлившаяся и осевшая в арабской среде ветвь иудаизма, передававшаяся в устной традиции), но тем не менее, объектом поклонения для подавляющей части арабов , в том числе и Мухаммеда, было святилище в городе Мекка, где были установлены идолы более чем 60 богов, в числе которых был и чёрный камень - Асвад.

Одной из практик арабской религии было долговременное аскетичное уединение в пещере неподалёку от города Мекка, где верующий пребывал в посте и размышлениях. И вот, однажды, во время такого уединения с Мухаммедом случилось нечто странное: ему привиделся некий дух, который стал его душить и требовал что-то прочитать, - так он заставил Мухаммеда произнести слова, впоследствии ставшие содержанием корана. Как гласит предание, в последствии с Мухаммедом происходили и другие подобные явления.

Скорее всего идее формирования в арабском обществе новой религии предшествовала идея идеологического и политического объединения арабских разрозненных племён. Но идея эта исходила не из глубоких нравственных воззрений Мухаммеда, и не из угрозы внешней агрессии против арабов, а из желания стать для арабов столь же значимым лидером, каким стал Моисей для евреев или Иисус для утративших политеизм римлян.

В начале своего зарождения ислам был довольно мирной религией, требовавшей всего лишь отказаться от поклонения множеству богов в пользу одного единственного Единого бога. Но то ли навязчивость Мухаммеда, то ли нескладность его проповеди вызывала у Курайшитов (скорее всего у лидеров клана) насмешки, неприязнь и негодование. В итоге Мухаммеда вместе с первыми его последователями попросту изгнали из Мекки, причём мусульманам пришлось спасаться бегством и поселиться в Эфиопии, сам же Мухаммед отправился искать поддержки в Ясрибе. На радость Мухаммеду в Ясрибе (позднее названной просто Мединой) многие племена согласились принять ислам (отказаться от политеизма и поклоняться одному общему богу) и Мухаммеда как своего лидера.

Однако, враждебные отношения мусульман с мекканцами стали существенно влиять на содержание ислама. Мухаммед произносил всё новые и новые проповеди, в которых нередко призывал к нападению на "неверных" (язычников), разграблению их караванов, их изгнанию и убийствам. В конечном счёте, Мухаммед и его сподвижники собрали войско и отправились к Мекке, чтобы отвоевать культовое для всех арабов святилище - Каабу и превратить его в место поклонения только Аллаху. Война закончилась тем, что мекканцы сдались, Мухаммед демонстративно "простил" многих своих родственников, а они демонстративно приняли предлагаемую им монотеистическую религию.

Собственно, принимать особо было нечего: ислам не имел собственного культа, и выражался в основном лишь в виде торжественного "свидетельства" словами "Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк". Всё остальное своё содержание ислам сам под копирку перенимал из языческой религии арабов: языческий хадж (паломничество) был объявлен исламской традицией, Асвад (Чёрный камень Каабы) - исламской святыней, а лунный календарь - календарём ислама. Также в ислам были перенесены большинство других традиций и взаимоотношений.

Однако ислам имел общий корень с иудаизмом и христианством, хотя Мухаммед и не трудился воспроизвести в исламе их идейную составляющую. Скорее всего о христианстве Мухаммед знал лишь понаслышке (возможно от христиан Эфиопии или проходивших по Аравийской пустыне караванщиков). Так Мухаммед попросту объявлял всех значимых персонажей иудаизма и христианства "пророками" ислама, и добавлял, что проповедь тех пророков была забыта и искажена, а сам он послан Богом в качестве последнего пророка с "очищением веры".

Сам Мухаммед был неграмотным и книг не читал, в том числе и Библию. Однако, вступив на стезю пророка, он через посредников весьма старательно знакомился с содержанием священных иудео-христианских текстов, повествовавших о том самом едином и всемогущем Боге, которого под именем Аллаха стал почитать Мухаммед. Перерабатывая их в своем сознании и умело, сочетая с арабской национально-культурной традицией, Мухаммед именно на этой основе строил свои первые проповеди, которые, будучи затем записаны его секретарями-писцами, легли в основу Корана.

Главнейшей реформой иудео-христианской религии в исламе является отказ от догматов о богоизбранности евреев, триедином боге и боговоплощения Иисуса Назорея. На смену этим идеям Мухаммед привнёс идею богоизбранности арабов (арабский язык провозглашался языком бога) и идею распространения ислама огнём и мечём, провозглашение мусульман - высшими людьми и обложение особой данью в пользу ислама всех инакомыслящих.

Нервновозбудимая натура Мухаммеда немало способствовала тому, что в глазах его последователей он действительно выглядел своего рода небесным посланцем, вещавшим от имени Высшего божества. Его изречения, чаще всего в виде рифмованной прозы (а ритмично-мелодичная речь проповедника всегда усиливает эмоциональное воздействие), воспринимались как божественная истина и именно в этом качестве включались затем в сводный текст Корана.

Исследователи Корана немало потрудились над изучением этой книги, истории и обстоятельств ее возникновения и оформления, ее канонизации. По мнению одного из лучших знатоков арабской культуры академика И. Ю. Крачковского, специально исследовавшего и переведшего Коран на русский язык, в тексте Корана, несмотря на различие языка и стиля отдельных его глав, можно ощутить определенное единство главного содержания, основной идеи, восходящей к проповедям Мухаммеда.

Специалисты различают среди глав (сур) Корана две основные группы – мекканскую, восходящую к проповедям начинавшего свой пророческий путь Мухаммеда до хиджры, когда еще мало кто признавал его вероучителем, и мединскую, базирующуюся на изречениях уже широко признанного и почитавшегося основателя ислама. Разницу в стиле и строе глав Корана мекканской и мединской групп специалисты склонны объяснять определенной эволюцией самого Мухаммеда, его взглядов, знаний, симпатий и позиций (в частности, учитывается и постепенное расхождение между идеями Мухаммеда и взглядами мединских иудеев, а затем и христиан).

Текст Корана отрывочен и нередко противоречив, хотя в пределах отдельной главы чувствуется стремление сохранить единство темы и сюжета. Противоречия в тексте легко объяснимы: изрекая истины в экстатическом или близком к нему состоянии, пророк не мог быть строго логичным (вообще логика – далеко не самая сильная сторона многих религиозных вероучителей, что доставляет немало хлопот их последователям).

Справедливости ради стоит заметить, что эту нелогичность ощущал и сам Мухаммед, который в соответствующих случаях, особенно в связи с упреками по этому поводу, объяснял противоречия тем, что Аллах в очередном своем послании сам изменил свои первоначальные суждения по данному вопросу, следовательно, теперь нужно руководствоваться его последним словом.

Пока Мухаммед был жив, надобности в Коране как сумме божественных заповедей не было – на все вопросы давал ответы сам Мухаммед. После его смерти энергично эволюционировавшему и стремительно распространявшемуся вширь исламу потребовался четко фиксированный писаный закон, авторизованный великим именем пророка. Абу-Бакр и Омар поручили бывшему секретарю пророка Зейду ибн-Сабиту собрать все записи и сделать первоначальную их сводку. Зейд довольно быстро справился с этим поручением, представив халифу Омару первый вариант Корана. Параллельно с ним аналогичной работой были заняты и другие, так что вскоре появилось еще 4 версии сборников заповедей Аллаха и поучений пророка. Халиф Осман поручил Зейду свести все версии к единой редакции. Когда это было выполнено, первоначальные версии по приказу халифа уничтожили, а сводный текст Зейда был официально канонизирован.

Выявившиеся уже в первые десятилетия после смерти Мухаммеда разногласия среди последователей ислама, появление первых исламских направлений и сект (сунниты, хариджиты, шииты, ханафиты, исмаилиты, зейдиты, ибадиты и т.п.) породили несколько разное отношение к каноническому тексту Корана со стороны различных течений мусульман.

Так, сунниты признали этот текст целиком и безоговорочно. Хариджиты выступили против 12-й суры Корана, в которой они увидели чересчур вольное описание истории попыток соблазнения Иосифа женой египетского вельможи. Шииты считали (видимо, не без оснований), что по приказу Омара Зейд исключил из окончательного текста Корана все упоминания об Али (их лидере). Но по причине уничтожения всех рукописей и других вариаций корана, все течения ислама были вынуждены пользоваться одним канонизированным текстом.

Наши рекомендации