Что противопоставляется единобожию?
WAYTOQURAN.NET
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала надлежит Аллаху, Господу миров, и благой конец приготовлен для Его богобоязненных рабов! Мир и благословение имаму всех посланников, избраннику Господа миров, пророку нашему Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!
Эта краткая брошюра посвящена разъяснению некоторых из доводов и доказательств каждой из составляющих единобожия. Она подтверждает справедливость разделения единобожия на три составляющие: единобожие в обладании атрибутами Господа (таухид ар-рубубийа), единобожие в обладании атрибутами Бога (таухид аль-улухийа), единобожие в обладании божественными именами и качествами (таухид аль-асма ва ас-сыфат). При ее подготовке я, по просьбе некоторых достойных мусульман, сократил свой труд, в котором я опроверг возражения людей, отрицающих такое разделение. Я прошу Аллаха посредством Его милости и великодушия сделать эту краткую брошюру и оригинал, по материалам которого она была составлена, полезной для читателей!
Краткое разъяснение составляющих единобожия
Первая составляющая – единобожие в обладании атрибутами Господа. Это – признание того, что Всевышний Аллах является Господом, Властелином, Творцом и Кормильцем всего сущего. Он дарует жизнь и умерщвляет, приносит пользу и причиняет вред. Только Он внимает молитвам, когда творения оказываются в беде, и только Он вершит всеми судьбами, распоряжается любыми благами и способен на всякую вещь, и никто другой не разделяет с Ним этой власти. Сюда же относится вера в божественное предопределение.
Вторая составляющая – единобожие в обладании божественными именами и качествами. Это – признание того, что Аллах ведает обо всем сущем, способен на всякую вещь, что Он – Живой Вседержитель, Которого не одолевают ни дремота, ни сон. Его воля неукоснительно исполняется, а Его мудрость совершенна и безгранична. Он – Слышащий и Видящий, Сострадательный и Милосердный. Он вознесся (или утвердился) на Троне и обладает божественной властью. Он – Властелин, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Гордый. Он пречист и далек от всего, что приобщают к Нему в сотоварищи. Сюда же относится вера во все остальные прекрасные имена и возвышенные качества Аллаха, верить в которые необходимо, не лишая их смысла и не искажая его, не описывая их и не уподобляя их качествам творений.
Третья составляющая – это единобожие в обладании атрибутами Бога. Оно зиждется на искреннем обожествлении Всевышнего Аллаха и посвящении Ему одному любви, страха, надежды, упования, чаяния, мольбы. Все обряды поклонения, совершаемые душой и телом, должны быть посвящены только единому Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Их нельзя посвящать какому-либо творению, ни приближенному ангелу, ни посланному пророку, ни тем более кому-нибудь другому. Такое единобожие лежит в основе слов всевышнего и всеблагого Аллаха: «Тебе одному мы поклоняемся, и Тебя одного молим о помощи» (Сура «аль-Фатиха», аят 5).
Это – первое и последнее предписание религии, ее лицевая и оборотная сторона. Это – первое и последнее, к чему призывали Божьи посланники. Это – смысл свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха. Ведь Бог – это Тот, Кого обожествляют, Кому поклоняются. Его любят и боятся, почитают и возвеличивают. Ему посвящают всевозможные обряды поклонения. Ради такого единобожия и были сотворены творения, отправлены посланники и ниспосланы писания. Оно разделило людей на правоверных и неверующих, счастливых обитателей Рая и несчастных мучеников Ада.
Что противопоставляется единобожию?
У каждой из составляющих единобожия есть своя противоположность.
«Если ты понял, что единобожие в обладании атрибутами Господства – это признание того, что Всевышний Аллах – это Творец, Кормилец, Оживляющий, Умерщвляющий, Управляющий всеми делами, Распоряжающийся всеми творениями, и что никто не разделяет с Аллахом этой власти, то противоположностью этого является вера в то, что, помимо Аллаха, есть и другие существа, которые распоряжаются делами, на которые способен только Великий и Могучий Аллах.
И если ты понял, что единобожие в обладании божественными именами и качествами – это наречение Аллаха именами, которыми Он Сам нарек Себя, и описание Его качествами, которыми Его описали Он Сам и Его посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и отрицание любого сходства и уподобления этих качеств качествам творений, то противоположностью этому являются два понятия, которые объединяются словом «илхад» (букв. «уклонение», «отступление»).
Первое из них – это отрицание имен, совершенных качеств и славных эпитетов Великого и Могучего Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне.
Второе – это уподобление качеств Всевышнего Аллаха качествам Его творений, несмотря на то, что Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11);
«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием»
(Сура «Та ха», аят 110).
И если ты понял, что единобожие в обладании атрибутами Бога – это посвящение всех форм поклонения только Всевышнему Аллаху и отказ от поклонения кому-либо, кроме Него, то противоположностью этого является посвящение какой-либо из форм поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Именно так поступают большинство многобожников, и это было причиной вражды между Божьими посланниками и их народами»[1].