Несколько доводов в пользу составляющих единобожия
Три составляющие единобожия подтверждаются множеством доказательств из писания Аллаха и Сунны Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всех их не сосчитать, и они хорошо известны каждому, кто имеет элементарные представления о Коране и Сунне. Более того, достаточно знать наизусть суры «аль-Фатиха»[10] и «ан-Нас», чтобы найти в них убедительные и ясные подтверждения того, что единобожие делится на эти три составляющие. И можно сказать, что это разделение является одной из величайших религиозных истин, провозглашенных Кораном и Сунной.
1. Приведем некоторые из доводов в пользу единобожия в обладании атрибутами Господа. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал:
«Хвала Аллаху, Господу миров» (Сура «аль-Фатиха», аят 2);
«Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (Сура «аль-А’раф», аят 54);
«Скажи: «Кто Господь небес и земли?». Скажи: «Аллах» (Сура «ар-Раад», аят 16);
«Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?». Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?». Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» (Сура «аль-Муминун», аяты 84-89);
«Таков Аллах, ваш Господь. Благословен Аллах, Господь миров!» (Сура «Гафир», аят 64);
«Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи» (Сура «аз-Зумар», аят 62).
На эту тему есть также много других аятов.
2. Теперь перечислим некоторые из доводов в пользу единобожия в обладании атрибутами Бога. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Хвала Аллаху…» (Сура «аль-Фатиха», аят 2). Аллахом называют Того, Кого обожествляют, Кому поклоняются. Он также сказал:
«Тебе одному мы поклоняемся, и Тебя одного молим о помощи» (Сура «аль-Фатиха», аят 5);
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь» (Сура «аль-Бакара», аят 21);
«Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (Сура «аз-Зумар», аяты 2-3);
«Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру. Поклоняйтесь же, помимо Него, чему пожелаете» (Сура «аз-Зумар», аяты 14-15);
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Сура «аль-Беййина», аят 5).
Есть и другие аяты на эту тему.
3. К доказательствам в пользу единобожия в обладании божественными именами и качествами относятся слова Всевышнего и Всеблагого Аллаха: «…Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния» (Сура «аль-Фатиха», аяты 3-4);
«Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена» (Сура «аль-Исра», аяты 110);
«Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Сура «Марьям», аят 65);
«Аллах – Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена» (Сура «Та ха», аят 8);
«Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11).
Сюда же относится окончание суры «аль-Хашр» и многие другие аяты.
Некоторые из аятов, в которых упоминаются все три
составляющие единобожия
К аятам, в которых упоминаются все три составляющие единобожия, относится высказывание Всевышнего и Всеблагого Аллаха в суре «Марьям»: «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Сура «Марьям», аят 65).
Выдающийся богослов, шейх Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади, разъясняя смысл этого откровения, сказал: «Этот аят охватывает несколько важных вопросов. Во-первых, это – единобожие в обладании атрибутами Господа и то, что Всевышний Аллах – Господь, Творец, Кормилец и Правитель всего сущего. Во-вторых, это – единобожие в обладании атрибутами Бога и то, что Аллах – это Бог, которому поклоняются. В-третьих, это – указание на то, что господство Аллаха обязывает рабов поклоняться Ему и обожествлять только Его. Именно поэтому в аяте использован предлог «фа», указывающий на причинно-следственную связь[11]. Это значит, что если Аллах является Господом всего сущего, то и истинным Богом может быть только Он, а посему поклоняйся Ему. В-третьих, в нем говорится о стойкости в поклонении Всевышнему, под которой подразумевается борьба с собственной душой и приучение ее к поклонению Аллаху. Сюда относится и наивысшая форма терпения – терпеливое выполнение обязательных и желательных предписаний и терпеливое избежание греховных и нежелательных поступков. Более того, сюда относится и стойкое перенесение несчастий и испытаний, потому что терпение перед лицом трудностей, избежание сетования на судьбу и удовлетворенность тем, что Аллах предписал, – это один из величайших обрядов поклонения, входящих в смысл слов Всевышнего: «…и будь стоек в поклонении Ему». В-четвертых, в нем указывается на то, что все имена и качества Всевышнего Аллаха совершенны, а эпитеты – величественны и возвышенны. Нет никого и ничего подобного Ему или похожего на Него, и только Он обладает абсолютным совершенством во всех отношениях»[12].