Ж) Что сказал об обтирании носков шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа

Ибн Таймиййа, да смилуется над ним Аллах, в «Маджму аль-Фатава» пишет: «Если человек ходит в носках, то ему дозволяется обтирать их, независимо от того, обшиты ли эти носки кожей или нет. Таково наиболее правильное из мнений ученых. В «ас-Сунан» сообщается, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обтирал свои носки и сандалии. Даже если этот хадис не является достоверным, дозволенность обтирания носков обосновывается суждением по аналогии, ведь разница между носками и хуффами только в том, что первые изготовлены из шерсти, а вторые - из кожи. Как известно, подобное различие не имеет значения с точки зрения Шариата. Нет никакой разницы из чего изготовлено изделие: из кожи, из хлопка, изо льна или из шерсти. Точно так же, как нет разницы, какого цвета ихрам наденет паломник: белого или черного. Самое большое, что можно сказать, заключается в том, что кожа более долговечна, однако и такое утверждение никак не может повлиять на шариатское законоположение. Кроме того, сама кожа бывает разной по прочности, но разве это влияет на шариатское законоположение? Разумеется, нет. Таким образом, можно обтирать как долговечные, так и недолговечные изделия.

С другой стороны, известно, что потребность людей в обтирании носков такая же, как и в обтирании хуффов. Одинаковая потребность в носках и хуффах, а также смысл, заключенный в их обтирании, сводят стремление провести различие между ними к попыткам разъединить две схожие вещи. Однако это противоречит справедливости и здравому смыслу, с которыми явились Коран и Сунна, были ниспосланы Писания и направлены Посланники.

Некоторые люди говорят, что разница между носками и хуффами в том, что через первые проникает вода, а через вторые нет. Это утверждение является надуманым и несущественным, и оно никак не влияет на шариатское законоположение. Кто-то, наоборот, может сказать, что обтирание шерсти является более обоснованным, нежели обтирание кожи, поскольку шерсть лучше впитывает воду и, следовательно, она чище. Данное утвеждение заслуживает более пристального внимания, чем предыдущее, и содержащийся в нем довод в большей степени мог бы повлиять на шариатское законоположение, однако и он безоснователен. Таким образом, оба вышеупомянутых утверждения являются несостоятельными.

Также следует отметить, что наличие на носках дырок не препятствует дозволенности их обтирания. Кроме того, разрешается обтирать носки, которые держатся на ноге лишь с помощью завязок. Это также касается длинных сапог, которые могут держаться на ноге только при помощи завязок».

В другой фетве Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Разрешается обтирать сапоги, которые прикрывают лодыжки и держатся на ноге самостоятельно, без шнурков. Если же они держатся на ноге только с помощью застежек или ремешков, то их также разрешается обтирать, поскольку они прикрывают ту область ноги, которая должна быть прикрыта. Точно так же и носки: если они держатся на ноге только с помощью шнурков или даже при помощи каких-то других приспособлений, например, сандалий, то их все равно можно обтирать. При этом не имеет значения, из чего изготовлены носки: из войлока, из шерсти, из хлопка, изо льна или из кожи. В то же время не следует обращать внимание на требования, которые предъявляют к носкам некоторые люди, ибо их требования не имеют основы в Шариате и сводят к бессмысленности облегчение (рухса), заключенное в обтирании носков».

В другой фетве Ибн Таймиййа, да наполнит Аллах светом его могилу, сказал: «Разрешается обтирать портянки, которые обматываются вокруг ног[72], для предохранения их от холода, либо из-за опасений повредить стопы при ходьбе босиком, либо из-за наличия на них ран и т.п. Обтирание портянок еще более обосновано, нежели обтирание хуффов и носков, потому что они используются, как правило, по необходимости, а их снятие может навредить человеку. Например, привести к обморожению стопы либо к ее повреждению при ходьбе босиком, либо к усугублению находящейся на ней раны. Поэтому, если уж дозволено обтирание хуффов и носков, то к портянкам это относится в первую очередь».

Также Ибн Таймиййа, да сделает Аллах его знания полезными для всей мусульманской общины (умма), в своей фетве отмечает: «Известно, что жители стран с холодным климатом больше нуждаются в том, чтобы обтирать тасахины и чалмы, чем жители Хиджаза[73]. Тем самым население аш-Шама, Византии и других стран, сходных с ними (по климату), имеет больше прав, чтобы воспользоваться этим шариатским облегчением, нежели жители Хиджаза.… Если же запретить людям обтирать эти изделия, то у них возникнут большие трудности. Те, кто считают обтирание этих изделий недозволенным, вступают в противоречие с Шариатом, не имея абсолютно никаких аргументов в свою пользу». Таковы слова Ибн Таймиййи, да пребудет над ним милость и довольство Аллаха!

Заключение

Несомненно, что установленные в Шариате облегчения, о которых сообщается в хадисах Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, являются великой милостью в любом месте и при любых обстоятельствах. Однако со всей полнотой эта милость проявляется при возникновении определенных ситуаций. Например, шариатское дозволение обтирать носки в наибольшей степени облегчает жизнь людей в холодные дни, либо когда человек находится в пути, либо во время болезни, либо при появлении на ногах трещин, отеков и т.д.

Так, в упомянутом нами ранее хадисе сообщается, что во время одного из походов воины пожаловались Пророку, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, на холод, и он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, велел им обтирать чалмы и тасахины.

Ибн Джарир (ат-Табари) в своем толковании Корана приводит следующее предание: «Один человек, который вместе с Икримой, да будет доволен им Аллах, направлялся в Васит, сказал: «Я не видел, чтобы он мыл свои ноги. Он лишь обтирал их до тех пор, пока не выехал из города».[74]

Ранее уже упоминался рассказ о том, что в конце своей жизни Абу Ханифа согласился с мнением Абу Йусуфа и Мухаммада по поводу обтирания носков. Во время болезни Абу Ханифа начал обтирать свои носки, а затем сказал людям, пришедшим его навестить: «Я сделал то, что запрещал людям». Как пишет имам аль-Касани в своем труде «аль-Бадаи», в котором он приводит этот рассказ, «из этих слов имама следует, что он отказался от своего первоначального мнения». Отказ Абу Ханифы от своего прежнего мнения свидетельствует о его достоинстве, справедливости и беспристрастности. Ученым-муджтахидам свойственно менять свое мнение в пользу более сильного и убедительного аргумента, что указывает на их достоинства и заслуги. Наиболее поучительный урок в этой истории об имаме Абу Ханифе заключается в том, что он отказался от своего прежнего мнения и объявил об этом прилюдно, не в пример упрямцам, которые никогда не признают истину и не возвратятся к ней, даже если ты приводишь им доказательства, перед которыми смягчается железо, и раскалываются камни. В поступке Абу Ханифы нет ничего удивительного, ведь имамам-муджтахидам были присущи мягкость, совершенство, прекрасный нрав, справедливость и готовность в любой момент признать истину.

Другим замечательным примером является имам аш-Шафи'и. Когда он переехал из Ирака в Египет и начал исследовать свое первоначальное мнение (мазхаб) по религиозно-правовым вопросам, то он отказался от многих из своих прежних взглядов. Ученые считают это проявлением выдающихся заслуг и достоинств имама аш-Шафи'и, ибо причина такого поступка кроется в его богобоязненности и предпочтении вечной жизни (ахира). Именно подобного рода причины удерживают благочестивого человека от потакания собственным желаниям и предпочтения мирской жизни (дунья). Точно так же поступил и Абу Ханифа, обратившись к мнению о дозволенности обтирания носков.

Некоторые люди полагают, что чрезмерная строгость (ташаддуд) при выполнении обязательных предписаний (аза’им) и игнорирование соответствующих шариатских облегчений (рухас) исходят от богобоязненности. Да упасет нас Аллах от таких ошибочных суждений! Как они могут быть истинными, если Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Не проявляйте к себе чрезмерной строгости, ибо тогда Аллах проявит строгость к вам! Поистине, (до вас жили) люди (каум), проявившие к себе строгость, и тогда Аллах проявил строгость к ним. Их остатки ютятся в кельях и монастырях, “а монашество они выдумали сами”[75]»[76].

В другом хадисе Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда (люди) пользуются Его облегчениями, в той же степени, как Он любит, когда выполняются Его обязательные предписания»[77]. Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, также сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда раб принимает Его облегчения, так же, как раб любит, когда Господь прощает его»[78]. Кроме того, Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Аллах любит, когда (люди) пользуются Его облегчениями, в той же степени, как Он ненавидит, когда совершаются грехи»[79]. Также Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Погибли проявляющие чрезмерную строгость»[80].

Конечно же, среди избранных рабов Аллаха есть такие, которые, будучи преисполнены усердия и старания, придерживаются только обязательных предписаний, не пользуясь шариатскими облегчениями. Однако они это делают не потому, что игнорируют хадисы Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, или отказываются от тех облегчений, использование которых является делом благочестия. Нет, они поступают так лишь с целью воспитания собственной души и приучения ее к тому, что лучше, достойнее и совершеннее. Правоведы называют это «мерами предосторожности» (ихтият), «отдалением от спорного» и «предпочтением того, относительно чего существует единодушие (иджма) и согласие (и’тиляф)». Подобная позиция имеет основание в достоверной Сунне. Например, сообщается, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, выстаивал ночные намазы до тех пор, пока не отекали его стопы. Когда ему сказали: «Зачем ты так утруждаешь себя, ведь Аллах простил тебе как прошлые, так и будущие грехи?», – он ответил: «А разве мне не следует быть благодарным рабом?».

Я прошу Аллаха включить нас в число Своих благодарных рабов, даровать нам понимание религии и собрать нас в День Воскресения с теми, кого Он облагодетельствовал: с пророками, правдивейшими рабами, мучениками за веру и праведниками. И вся хвала надлежит Аллаху, Господу миров!

***

В заключение своей книги Мухаммад Джамалуддин аль-Касими пишет: «После проверки черновых версий этого послания и внесения в него некоторых поправок, я остановился на данном варианте рукописи, закончив работу в месяце раби аль-ахир 1332 года хиджры (февраль/март 1914 года по христианскому летоисчислению – прим. редактора) в нашем доме в Дамаске[81]. Хвала Аллаху, Обладателю величия и почета!»

Наши рекомендации