Поощрение к добру и удержание от зла
Поощрение к добру и отстранение от зла - это два обязательных деяний, которые должен выполнять каждый совершеннолетний мусульманин, согласно изложенному в книгах фикха. Никто из мусульман не может быть безразличным к тому, что происходит вокруг. Одним из общественных обязанностей каждого мусульманина является сохранение человеческих и духовных ценностей. Если умышленно одной из них не будет уделено внимание, то необходимо соответствующим образом оказать им противодействие и добиваться их соблюдения. (Для примера обратитесь к следующим сурам: сура 3, аяты 109, 113; сура 7, аят 199; сура 9, аяты 71, 112; сура 22, аят 41).
ГЛАВА 5
ЧИСЛЕННОСТЬ ШИИТОВ В МИРЕ В НЫНЕШНЕЕ ВРЕМЯ
Согласно статистическим данным ООН и некоторых других источников в 1999 году численность всего населения в мире превысила 6 миллиардов людей[35]. Численность мусульман по данным на середину 1998 года распределяется следующим образом:
Африка – 315.000.000
Азия – 812.000.000
Европа – 31.401.000
Латинская Америка – 1.624.000
Южная Америка – 4.349.000
Страны Океании – 248.000[36]
Мусульмане проживают в различных уголках земного шара. Численность государств, в которых проживают мусульмане, составляет 208 стран[37]. 75 % из мусульман проживают вне арабских странах[38]. Большинство мусульман проживают на востоке, в особенности в Пакистане, Индии, Бангладеш, Малайзии, Индонезии.
Среди мусульман, которые представляют численное меньшинство в мире, около 10% т.е. 120.000.000 человек, согласно имеющимся данным, составляют шииты[39]. Великобританская энциклопедия (2002г.) пишет:
«За прошедшие века шиитское движение оказало влияние на весь суннитский исламский мир. Численность их сторонников на конец 20 века насчитывает около 60-70 миллионов человек, что составляет 1/10 часть всего мусульманского населения. Большинство шиитов находятся в Иране, Ираке, предположительно в Йемене, также имеют многочисленных своих последователей в Сирии, Ливане, Восточной Африке, Индии и Пакистане.
Согласно некоторым источникам шииты составляют 11% мусульманского населения мира[40]. В таком случае, численность шиитов примерно 132.000.000 человек[41]. Распределение шиитов в некоторых азиатских странах, где они представляют большинство или возможно определить их процентное соотношение, можно представить следующим образом[42]:
- Афганистан: численность населения (1998г.) – 24.792.000
религиозные течения (1990г.): сунниты 84%
шииты – 15%
представители других религий – 1%[43]
- Азербайджан: численность населения (1998г.) – 7.650.000
религиозные течения (1991г.):
сунниты - 30%, шииты – 70%
- Бахрейн: население (1998г.) – 633.000
религиозные течения (1991г.): шииты – 61,3%
сунниты – 20,5%, христиане – 8,5%, другие
религии – 9,7%[44]
- Индия: население (1998г.) – 984.004.000
религиозные течения (1995г.): индусы –
81,3%, сунниты – 9%, шииты – 3%, христиане
– 2,3%, сикхи – 1,9%, буддисты – 0,8%,
другие – 1,3%
- Иран: население (1998г.) – 61.531.000
религиозные течения (1995г.): шииты –
93,4%, сунниты – 5,6%, христиане – 0,3%,
зороастрийцы – 0,05%, иудаизм – 0,05%[45]
- Ирак: население (1998г.) – 21.722.000
религиозные течения (1994г.): шииты –
62,5%, сунниты – 34,5%, другие религии –
0,3%[46]
- Иордания: население (1998г.) – 4.682.000
религиозные течения (1995г.): сунниты –
96,5%, христиане – 3,5%[47]
- Кувейт: населения (1998г.) – 1.866.000
религиозные течения (1995г.): сунниты – 45%,
шииты – 30%, другие мусульмане – 10%,
представители других религий
(преимущественно христиане и иудаизм) –
15%[48]
- Ливан: население (1998г.) – 3.506.000
религиозные течения (1995г.): шииты – 34%,
сунниты – 21,3%, христиане – 37,6%
(католики – 25,1; православные – 11,7%;
протестанты – 0,5%), друзы – 7,1%[49]
- Оман: население (1998г.) – 2.364.000
религиозные течения (1993г.): мусульмане –
87,7%, из них 75% - шииты и сунниты вместе
взятые, индусы – 7,4%, христиане – 3,9%,
буддисты – 0,5%, другие – 0,5%[50]
Пакистан: население (1998г.): 141.900.000
Религиозные течения (1993г.): мусульмане –
95% (шииты – 20%, не шииты – 75%),
христиане: - 2%, индуизм – 1,7%,
представители других религий, например,
Ахмадийа – 1,2%[51].
Саудовская Аравия: население (1998г.): 20.786.000
религиозные течения (1992г.): мусульмане
сунниты – 93,3%, мусульмане шииты – 3,3%[52]
Сирия: население (1998г.) – 15.335.000
религиозные течения (1992г.): сунниты – 74%,
алявиты (группа из шиитов) – 12%, христиане
– 8,9%, друзы – 3%, другие 1%[53].
Таджикистан: население (1997г.) – 6.112.000
религиозные течения (1995г.): сунниты –
80%, шииты – 5%, православные – 1,5%,
иудаизм – 0,1%, другие религии – 13,4%.
Турция: население (1998г.) – 64.567.000
религиозные течения (1994г.): сунниты – 80%,
шииты – 19,8% (примерно 14% из них
алявиты), христиане 0,2%[54].
Объединенные Арабские Эмираты: население (1998г.) –
2.744.000
религиозные течения (1995г.): сунниты – 80%,
шииты – 16%, представители других
религиозных течений (преимущественно
христиане и индусы) – 4%.
Йемен: население (1998г.) – 2.744.000
религиозные течения (1995г.): сунниты –
примерно 60%, шииты – примерно 40%,
другие религии – 0,1%[55].
В заключении необходимо обратить внимание на то, что численность шиитов в некоторых странах на стадии изучения. Некоторые убеждены, что по причине отсутствия точных данных или из-за политических проблем, численность шиитов не показана.
ЛИТЕРАТУРА
-‘Аскари Сейид Муртада «Ма‘алим аль-Мадрасатайн», (Тегеран, издание шестое, 1416/1996, Аль Му‘джам аль-‘Илми аль-Ислами)
- ‘Аскари Сейид Муртада «The Role of Holy Imams in the Revival of Religion», Vols. 1 & 2 (Tehran: Naba Organization), 1993.
-Абд аль-Джаббар «Аль-Мугни фит-Таухид валь-‘Адль», (Каир, Египет, 1384 с.х.)
-Ар-Рази Абу Хатам Ахмад ибн Хамдан «Аз-Зийнах филь-калимат аль-ислами аль-‘араби», (Египет, Дар аль-Китаб аль-‘араби)
-Аль-‘Ашари Абуль-Хасан Али ибн Исма‘ил «Макалат аль-Исламийин ва Ихтилаф аль-Мусаллин», (Бейрут, Дар Ихия аль Турас аль-‘Араби)
-Аль-Фасл Абд аль-Хади «Тарих аль-Ташрих аль-Ислами», (Бейрут, Дар ан-Наср, 1992г.)
-Аль Гаффари Абдулла «Ат-Ташайу‘: Нушу – Марахилихи – Макавимат», (издание шестое, Дамаск, Нури, 1417/1997)
-Аль-Хилли Аллама Хасан ибн Йусуф ибн Муттахар «Анвар аль-Малакут фи Шарх аль-Йакут», (Кум, Рази уа Бидар, 1363 с.х.)
-Аль-Хилли Аллама Хасан ибн Йусуф ибн Муттахар «Нахдж аль-Хакк ва Кашф ас-Сидк», (Кум, Рази уа Бидар, 1982)
-Аль-Ийджи Абд ар-Рахман ибн Ахмад «Аль-Мавакиф», (Бейрут, Дар аль-Джил, 1997)
-Кашиф аль Чита «Основы шиизма и его принципы», (Кум, Ансариан)
-Аль Куляйни Мухаммад ибн Йа‘куб «Усул аль-Кафи», (Тегеран, Дар аль-Кутуб Исламийа, 1397 л.х.)
-Аль-Маджлиси Мухаммад Бакир «Бихар аль-Анвар», (Бейрут, аль Вафа, 1983)
-Аль Муфид Шейх Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ну‘ман «Аваиль аль-Макалат», (Кум, Конгресс Шейх Муфид, 1413 л.х.. В данном издании основной текст начинается на стр. 33)
-Ан-Наубахти аль-Хасан ибн Муса «Шиитские течения», (Бейрут, 1405 л.х.)
-Аль Казвини Сейид Мустафа «Inquiries about Shia Islam», (Калифорния, Исламский образовательный центр)
-Ас-Садр Сейид Мухаммад Бакир «Наш‘ат ат-Ташайу‘ ва аш-Ши‘а», (Бейрут, Аль Гадир, издание второе, 1997)
-Ас-Сафи ЛютфАллах «Мунтахаб аль-Асар фи Имам ас-Сани ‘Ашар», (Тегеран, Мактаб ас-Садр)
-Аль-Шахристани Мухаммад Ибн абд аль-Карим «Аль-Милаль аль-Нахль», (Бейрут, Дар аль-Ма‘рифах, 1404 л. х.)
-Аль Сиюти Джалал ад-Дин Абд ар-Рахман «Ад-Дурр аль-Мансур», (Бейрут, Дар аль-Фикр, 1993)
- Ат-Туси, Хадже Насир ал-Дин, «Талхис ал-Мухассал»
-Аль Ваили Ахмад «Хавиах аль-Ташайу‘», (Кум, Дар аль Китаб аль-Ислами, издание второе, 1983)
-Аль Вардани Салих «Шиитские и суннитские убеждения: сходства и различия», (Бейрут, аль-Гадир, 1999)
-Читтик В. С. «A Shiite Antology», (Албени, Нью-Йорк, Сани пресс, 1981)
-Иззати А. «Шиитские исламские законы и юриспруденция», (Лахоре, Ашраф пресс)
-Джаффари С. «Шиизм и основы Ислама», (Тегеран, издание третье, 1976; издание первое было опубликовано в 1967)
-Гилсенан Михаил «Recognizing Islam: Religion and Society in the Modelrn Middle East», (Лондон, Нью Йорк, 2000)
-Халим М.А. «Early Kalam in History of Islamic Philosophy», (часть 1, Лондон, Роутледж)
-Ибн Асакир «Тарджумее Али», История Ибн Асакир, (Бейрут, Дар аль Фикр)
-Ибн аль Асир Мухаммад «Аль Камиль фит-Тарих», (Бейрут, Дар аль-Кутуб аль-‘Ильмийа, 1415 л.х./1995)
-Ибн Хаджар Ахмад Майсами «Ас-Саваик аль Мухрика фир- Радд ‘аля Ахл аль-Бид‘ах», (Бейрут)
-Ибн Хаджар аль Аскалани «Аль-Исабах фи Тамйиз ас-Сахаба», (Бейрут)
-Ибн Касир Исма‘ил «Аль-Бидая Ван-Нихая», (Бейрут, Мактабат ат-Та‘аруф, 1412 л. х./1992)
-Джафариан Расул «Акзибат тахриф аль-Кур-ан байн аш-ши‘а вас-суннах», (Тегеран, Организация распространения Ислама, 1985)
- Madelung, Wilfred (2001), «The Succession to Muhammad: A Study of the Early Caliphate» (Cambridge University Press.)
-Мугния Мухаммад Джавад «Аш-ши‘а филь-Мизан», (Кум, Аш-Шариф ар-Рази, 1993)
-Муслим ибн Хаджадж аль-Кушайри «Сахих Муслим», (Бейрут, Дар аль-Ихйа атТурас аль-Ислами, 1375/1965)
-Музаффар М. Р. «The Faith of Shia Islam», (Кум, Ансариан, 1993)
-Наср С.Ш. «Expectation of New Millennium: Shiism in History», (Нью-Йорк, Государственный Университет Нью-Йорк Пресс)
- Субхани Джафар «Doctrines of Shi i Islam: A Compendium of Imami Beliefs and Practices», (London: I.B. Tauris), trans. Reza. Shah-Kazemi, 2001
-Субхани Джа‘фар «Аль-Милаль ван-Нихаль», том 6, (Кум, из-во Имам Садык)
-Табари Мухаммад «Тарих аль-Умам валь-Мулук», (Бейрут, Дар аль-Кутуб аль-‘Илмийа)
- Westrland, David & Svanberg, Ingvar (1999), «Islam Outside the Arab World» (Richmond: Curzon Press)
Примечание: Обращение к хадисам из «Сахих Бухари», «Сахих Муслим», «Сунан Нисаи», «Сунан Аби Дауд», «Сунан Ибн Маджа», «Сунан ат-Тирмизи», «Сунан аль-Дарими», «Муснад Ахмад ибн Ханбал» соблюдено в соответствии нумерации их в организации «Аль-Хадис аш-Шариф» (экземпляр 1/1, 1991 – 1996).
[1] Шахристани «Аль-Милаль Ван-Нихаль» том 1, стр. 146
[2] Шейх Муфид «Аваиль аль-Макалат», стр. 36
[3] Шейх Муфид «Аваиль аль-Макалат», стр. 38
[4] Ибн Асакир «История Ибн Асакир», том 2, стр. 442; Суюти «Ад-Дурр аль-Мансур», том 8, стр. 589
[5] Ибн Хаджар «Саваик аль-Мухрика», часть 11 гл. 1
[6] Ибн Асир «Ан-Нихая», ст. «Камх»
[7] Ибн ‘Асакир, том 1,стр. 131
[8] Субхани «Аль-Милаль ван-Нихаль», том 6 стр.104
[9] Это событие приводится в многочисленных шиитских и суннитских источниках. Среди суннитских источников можно обратиться к следующим: Табари «Тарих аль-Умам валь-Мулюк», том 3, стр. 62, 63; Ибн Асир «Аль-Камил фит-тарих», том 2, стр. 40, 41; Муснад имам Ахмад ибн Ханбал, Муснад аль-‘Ашарах билль-джанна, номер 541
[10] Согласно Гаффари «Шиизм или настоящий Ислама», стр. 10. Этот хадис передан в 15 нешиитских источниках. В качестве примера обратитесь: «Мустадрак» Хакима Нишапури, «Саваик аль-Мухрика» Ибн Хаджара, «Канз аль-Уммал»
[11] Тирмизи «Сунан. Китаб аль-Манакиб», х. 3647
[12] Ибн Касир «Аль-Бидайа ван-Нихая», том 7, стр. 369
[13] В качестве примера обратитесь: Ибн Хаджар «Аль-Исаба фи тамйиз ас-Сахаба», Ибн Касир «Аль-Бидайа ван-Нихайа», том 7, стр 59
[14] Мас‘уди «Исбат аль-Васийа», стр. 121
[15] Насир ибн Мазахим «Вакиа Сиффайн»
[16] Абу Михнаф «Убийство имам Хусайна», стр. 15
[17] «Бухус филь-Милаль ван-Нихаль», том 6, стр. 109, 110, автор Джа‘фар Субхани; Сейид Али Мадани (год смерти – 1120 л. х.) в книге «Аль Дараджат ар-Рафи‘а фи Табакат аш-Ши‘а аль-Имамийа» привел имена 69 сподвижников пророка, которые были шиитами. Сейид Абд аль-Хусейн (год смерти – 1377) в книге «Аль-Фасуль аль-Мухиммах фи Та‘лиф аль-Уммах» перечислил свыше 200 имен сподвижников пророка, которые являлись шиитами, расположив их а алфавитном порядке. Список начат Абу Рафии‘ и завершен Йазид ибн Хаусарах Ансари.; Юсуф ибн Абдулла (год смерти – 456 л. х.) в книге «Аль Исти‘йаб», Ибн Асир в «Усд аль-Габа», Ибн Хаджар в «Аль-Исаба», которые относятся к числу суннитских ученых, перечислили имена некоторых известных шиитов начала Ислама.
[18] Музаффар «Шиитские убеждения», стр. 26
[19] Необходимо обратить внимание на то, что никто не имеет утверждений на то, что Корану что-либо прибавлено. Говоря об изменениях в Коране, некоторые предполагают, что часть аятов исключена. Следовательно, если приводятся аяты для опровержения изменений в Коране, то он считается достоверным.
[20] Распространенным мнением среди суннитов является то, что каждый, кто встречался с пророком (да благословит Аллах его и род его!), при условии, что верит ему, считается его сподвижником. И поэтому речи и дела каждого из сподвижников считаются верными. Согласно этому, члены семейства пророка (мир ему!): имам Али, Фатима (мир им!), которые всегда были близки к пророку, безусловно, являются достоверными личностями для познания Ислама.
[21] Ибн Тиймийа «Ат-Тавасуль аль-Васила», стр. 52, передано от имама Малик.
[22] «Сахих Муслим», том 4 стр. 1883 хадис 2424. (Книга «Фазаиль аль Сахабе», глава «Фазаиль Ахль аль Байт»,(Сахр) 4450).
[23] «Сахих Муслим», том 4 стр. 1871, хадис 2408. (Книга «Фазаиль аль Сахабе», номер 4420).
[24] Замахшери «Аль Кашаф», том 4 стр. 220
[25] Ричард, «Ислам шиа», стр. 5 (в сокращении).
[26] Имам Али (мир ему!) является сыном дяди пророка (да благословит Аллах его и род его!), зятем пророка и первым человеком, принявшим Ислам. Имам Али с детства находился в доме пророка и получил его воспитание.
[27] Согласно шиитским и суннитским преданиям, пророк (да благословит Аллах его и род его!) сообщил о двенадцати руководителях после себя. Например, Бухари в своем «Сахих»-е передает, что пророк сказал: «После меня будет двенадцать руководителей». Также передатчик предания говорит: «Пророк сказал что-то, чего я не расслышал. Я спросил своего отца, присутствовавшего здесь же, о том, что сказал пророк. Отец ответил, что пророк сказал, что все они будут из курайшитов». Муслим также в своем «Сахих»-е передает, что передатчик хадиса и его отец пошли в то место, где был пророк. И пророк сказал: «Эта религия будет великой, пока будет двенадцать халифов». Затем передатчик добавил, что он не понял о том, что сказал пророк. Я спросил отца. Отец ответил, что пророк сказал: «Все они из курайшитов».
[28] Тирмизи «Сунан», Китаб аль-Фитан, хадисы 2156 и 2157; Абу Дауд «Сунан», Китаб аль-Махди, хадисы 3733 и 3734. Согласно Абу Дауд, продолжая хадис, пророк сказал: «Он установит справедливость на земле, переполненной злом и насилием». Ахмад «Муснад аль-Ашра аль= Мубашширин биль-Джаннах», хадис 734; Ибн Маджа «Сунан», хадис 2769.
[29] Ибн Маджа «Сунан» /Китаб аль-Фитан/, хадис 4075; Муснад Ахмада «Муснад аль-Ашрах аль-Мубашширин билль-Джаннах», хадис 610.
[30] Сунан Абу Дауда «Китаб аль-Махди», хадис 3735; Сунан Ибн Маджа «Китаб аль-Фитан», хадис 4076.
[31] Сахих Муслим «Китаб аль-Иман», хадис 225; Муснад Ахмада «Баки Муснад аль-Мукассирин», хадис 14193 и 14595.
[32] Утренняя молитва (субх) – два рак‘ата, совершается с начала рассвета до восхода солнца. Полуденная и послеполуденная молитва (зухр и ‘аср) – каждый из которых четыре рак‘ата, совершаются один за другим с полудня до начала заката солнца. Вечерняя и послевечерняя молитва (магриб и ‘иша) – три и четыре рак‘ата соответственно, выполняются после заката до полуночи.
[33] Люди, которые болеют или находятся в пути, согласно объяснениям, имеющимися в книгах по фикху, освобождены от соблюдения поста. А также тем, кому соблюдение поста принесет вред, разрешается не выполнять его.
[34] Имам Али: «Надж аль-Балага».
[35] Согласно сообщениям официальной базы статистического управления США, на первое января 2002 года, население мира составляло примерно 6.196.141.294 человек (обратитесь www.census.gov).
[36] Британия 2002. Согласно этому источнику, численность мусульман в мире в 1998 году составляла 1.194.622.000 человек, что составляет 19,6% от численности всего населения мира.
[37]Сведения из предыдущего источника.
[38] В качестве примера обратитесь к книге «Ислам вне арабского мира». Westerlund and Svanberg.
[39] Остальное мусульманское общество составляют сунниты, которое включает в себя ханафитов (проживающих в основном в Египте, Ливане, Сирии, Иордании, Ираке и в Турции), маликитов (Марокко, Судан), шафиитов (Сирия, Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и некоторая часть в Иордании и Египте), ханбалитов (Саудовская Аравии и Катар).
[40] Ян Ричард «Ислам шиа», стр. 2, ссылка Md-R. Djalili, Religion et Revolution (Париж, 1981, стр. 23) и M. Momen, An Introduction to Shii Islam New Haven and London, 1985, стр. 264). Сведения Ричарда соответствуют 800 годам 20-ого века и распределение численности населения следующее: Ирак: 55% или 18.000.000; Бахрейн: 70% или 170.000; Кувейт: 24% или 137.000; Катар: 20% или 50.000; Объединенные Арабские Эмираты: 6% или 60.000; Саудовская Аравия: 7% или 440.000; Ливан: одна треть или 1.000.000; Индия: 15-20% от мусульманского населения или 80 миллионов, что составляет 12% от всего населения Индии; Пакистан: 12.000.000; Афганистан: 15% или примерно 2.500.000; Азербайджан: 4.500.000; Турция:1.500.000 (без алявитов); Сирия: 50.000 (без алявитов) и 4.900.000 (с учетом алявитов).
[41] К сожалению точных сведений о численности мусульман в целом, и шиитов в частности, не имеются. Сведения, приведенные выше, взяты из имеющихся источников. Существуют и другие данные. Например, существуют данные, что шииты составляют 23% от численности всех мусульман, ханафиты 31%, маликиты 25%, шафии 16%, ханбалиты 4%. Обратитесь Сейид Мустафа Казвини, «Изучение шиизма», стр. 4, ссылка из Бюллетеня «Мазхаб», т. 18, номер 4, стр. 5 (декабрь 1998).
[42] Сведения, приведенные в тексте, соответствуют 1998 году и взяты из Британской Энциклопедии (2002). Следовательно, за последние годы численность претерпела изменений. Также необходимо сказать, что приведенные выше источники полностью не изучены. В некоторых государствах, например, Катар, по сведениям Европейской организации по изучению и сотрудничеству с арабскими странами (MEDEA), 10% населения составляют шииты, которые не указанны в приведенном списке.
[43] Согласно CWF, численность Афганистана на январь 2001 года составляла 26.813.057 человек, из которых 84% - сунниты, 15% - шииты и 1% - представители других религий. Согласно книге «Ислам вне арабского мира», стр. 177, около 18% шиитов в Афганистане являются последователями 12 имамов, а менее 2% - исмаилиты.
[44] Согласно CWF, шииты в Бахрейне составляют 70% от численности всех мусульман. Согласно MEDEA, 85% населения Бахрейн являются мусульманами, среди которых сунниты составляют – 1/3, шииты – 2/3 (большинство арабы и около 70.000 иранцы). Согласно книге «Шиаян араб: мусульманане фарамуш шудэ» (1999, стр. 120) шииты составляют 70% населения страны.
[45] Согласно CWF, шииты составляют 89% численности населения.
[46] Согласно CWF, шииты составляют 60 – 65% и сунниты 32 – 37% всей численности Ирака. Согласно MEDEA, шииты составляют – 65% и сунниты – 32%. Согласно книге «Шиаян араб: мусульманане фарамуш шудэ» (1999, стр. 87) шииты составляют 55 – 60% населения страны. Также в данной книге говорится, что за последние годы 20 века многие шииты покинули страну и поселились в Иране, Сирии и других государствах.
[47] В использованном источнике, то есть в Британской Энциклопедии, о численности шиитов не указано. Но по данным CWF на 2000 год, приблизительная численность мусульман суннитов составляет 92% и мусульман шиитов и друзов вместе 2%.
[48] Согласно данным CWF и MEDEA, мусульмане сунниты Кувейта составляют 45%, шииты 40%. Согласно книге «Шиаион араб: мусульманоне фарамуш шудэ» (1999, стр.155), шииты составляют 25 – 30% населения страны.
[49] В использованном источнике, Британской Энциклопедии, указанно, что численность мусульман (не включая друзов) составляет 55,3%. Согласно CWF, численность мусульман, включая шиитов, суннитов, друзов, исмаилитов, алявитов или насиритов, составляет 70% населения Ливана. MEDEA также указывает, что численность всех мусульман составляет 70% и христиане 30% населения. Согласно книге «Шиаион араб: мусульманоне фарамуш шуде» (1999, стр. 203) шииты составляют 30 – 40% и являются самым распространенным религиозным течением.
[50] Согласно CWF, мусульмане составляют 75% и представители иудаизма 25%. Согласно MEDEA, всего мусульман 75%.
[51] Согласно CWF, 77% населения Пакистан являются суннитами, 20% шиитами, 3% христиане, иудеи и представители других религий. Согласно книге «Ислам вне арабского мира» (1999, стр. 225), мусульмане составляют более 96% населения страны, из которых шииты составляют приблизительно 15 – 20%.
[52] CWF не указывает на процентное соотношение шиитов Саудовской Аравии, хотя их больше, чем в некоторых других странах. И только удовлетворяется сведением, что население данного государства на 100% являются мусульманами. Согласно MEDEA, шииты составляют 2,5% и сунниты 97% населения страны. В книге «Шиаян араб: мусулманане фарамуш шудэ» (1999, стр. 180), правительство Аравии количество шиитов показывает, как 2 – 3%, приблизительно 300.000 человек, но предположительно, действительное количество достигает более половины миллиона.
[53] Согласно CWF, сунниты составляют 74%, алявиты, друзы и другие мусульмане – 16% населения Сирии. Христиане составляют 10%. По данным MEDEA, сунниты составляют 75%, алявиты 11%, христиане 10%, друзы 3%.
[54] CWF не дает сведений о численности шиитов, ограничивается данными, что мусульмане (в своем большинстве сунниты) составляют 99,8% населения Турции. Интересно то, что MEDEA не только не указывает на численность шиитов, а говорит, что все население составляют сунниты. Сунниты – 99%, остальные (христиане и иудеи) – 1%. Согласно книге «Ислам вне арабского мира» (1999, стр. 133), сунниты составляют 70 – 80% населения страны, 30% являются алявитами.
[55] Согласно CWF, мусульмане Йемена представляют из себя суннитов шафиитов и шиитов зеиди, но не указывает на их численность. Но согласно MEDEA, сунниты составляют 55%, а зейдиты 44%.