Предостережение и опровержение заблудших не имеет отношения к запретному виду гъиба
Защита Ислама изнутри очень важна, и это важнее, чем честь того, кто искажает учение Ислама по ошибке или сознательно! Имам аш-Шафи’и говорил: “Ученые делали исключением из запретного вида гъиба (сплетен), некоторые дозволенные виды, из числа которых есть даже обязательные. К этому относится разъяснение ошибки ошибающегося в вопросах шариата, поскольку неприкосновенность религии важнее, чем неприкосновенность отдельного человека!” См. “аль-Умм” 7/90.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Выявление и сообщение о нововведении и распутстве кого-либо не является гъиба, как это сообщил Хасан аль-Басри и другие имамы, если человек совершает это открыто и явно. Такой человек заслуживает наказание мусульман, и самое меньшее, что ему полагается – это порицание, чтобы люди удерживались и отстранялись от него. И если не порицать и не упоминать то, что присуще ему: распутство, грехи или же нововведения, то люди могут обольститься им и последовать за ним в этом”. См. “Маджму’уль-фатауа” 15/268.
О разнице между приверженцем нововведений,
призывающим к нововведению и не призывающим
Вначале было упомянуто о том, что, несмотря на то, что любое нововведение, является заблуждением, они отличны между собой по степени греха. Имам аш-Шатыби говорил: “Стало ясным, что нововведения в их порицании и запрете неодинаковы, и среди них есть то, что является порицаемым, как есть и то, что является запретным. Однако в любом случае они именуются заблуждением”. См. “аль-И’тисам” 1/362.
Нет сомнения в том, что нововведение, скажем тех, кто в своем нововведении дошел до пределов неверия, не подобно нововведению тех, кто совершает его в делах поклонения, как например, поминание Аллаха в один голос в одном собрании, совершение молитвы рагъаиб и т.п.
Но среди мусульман есть такие, кто не делает разницы между приверженцами нововведений, ставя всех в один ряд. К примеру, для них совершающий поминание Аллаха на четках, а не на пальцах, и заблудший суфий, который в своем нововведении взывает к умершим устазам, одинаковы. Это является грубой ошибкой. Саляфы и имамы часто разделяли между призывающим к нововведению человеком, и простым приверженцем нововведений. Абу Дауд рассказывал: “Спросили имама Ахмада: «Следует ли записывать хадисы от къадарита?» Он ответил: «Если только он не призывает к своему нововведению»”. См. “Суалят Аби Дауд” 198.
Имам Ибн Хиббан говорил о Дауде ибн аль-Хусайне: “Он придерживался воззрений хариджитов, но тот, кто оставил все хадисы, которые он передавал – ошибся, поскольку он не был призывающим к своему мазхабу”. См. “ас-Сикъат” 6/284.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “И слова тех саляфов, кто сказал, что от призывающего к нововведению не принимают свидетельство (на суде), не совершают за ними молитву, не берут от них знание и не выдают за них замуж, являются истиной. Это является наказанием для них до тех пор, пока они не прекратят. По этой причине они сделали разницу между призывающим к нововведению и не призывающим, поскольку призывающий проявил свои грехи открыто, поэтому заслужил наказание, в отличие от скрывающего (свои воззрения)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/205.
Шейх Раби’ аль-Мадхали сказал: “Причисление к приверженцам нововведений – не было одинаковым для саляфов и имамов. Напротив, они делали разницу между приверженцем нововведений, призывающим к нововведению и не призывающим. Они остерегали от призывающего к нововведению, запрещали сидеть с ним и брать от него знания. Более того, если такой человек затягивал в своем упорстве и призыве к нововведению, то они выносили решение о его казни, поскольку такой человек для них был хуже, чем разбойник на дороге, который тем самым сражается против Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Что же касается приверженца нововведений, который не призывает к нововведению, если он был из числа правдивых, достойных доверия, то они брали от такого знание (хадисы), чтобы сохранить шариат, опасаясь, что какое-либо знание утеряется”. См. “аль-Маджму’ аль-уадых” 53.
Однако следует отметить, что молитва позади приверженца нововведений, чье нововведение не вывело его из Ислама, является действительной, так как молитва действительна за любым мусульманином, даже если он самый нечестивый грешник. Имам Ибн Хазм сказал: “Мы не знаем никого из числа сподвижников, кто воздерживался бы совершать молитву за Мухтаром, ‘Убайдуллах ибн Зайдом и Хаджаджем. И это несмотря на то, что эти трое были самыми нечестивыми из всех нечестивых!” См. “аль-Мухалля” 4/214.
Когда Хасана аль-Басри спросили о совершении молитвы позади приверженца нововведений, он сказал: “Молись, а его нововведения останутся ему”. аль-Бухари 1/238.
О том, что не каждый, кто совершил нововведение,
сам становится приверженцем нововведений
Исходя из предыдущих глав «О положении приверженцев нововведений в Исламе» а также «Об опасностях религиозного нововведения и том, что оно запрещено строжайшим образом», становится ясно, насколько опасно положение нововведения и приверженцев нововведений в Исламе, и что это является величайшим грехом после неверия и многобожия. По этой причине следует усвоить, что обвинение в нововведении (табди’) никак не может быть легкомысленным делом в Исламе! Имам Сунны – Ахмад ибн Ханбаль говорил: “Выводить людей из Сунны – вещь серьезная!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 2/373.
Если человек, который в основе из ахлю-Сунна и саляфии, допустил ошибку и даже нововведение, то это не означает, что он сразу же стал приверженцем нововведений. Поэтому шейх аль-Альбани часто говорил: “Не каждый, кто совершил нововведение, стал приверженцем нововведений!” Сл. “аль-Бид’а уаль-мубтади’ун”.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упоминая тех, кому прощаются их ошибки, сказал: “К ним относятся и те, кто внес в религию новшество, но не стал этим раскалывать единство Ислама, делая это новшество основой дружеского и враждебного расположения. Подобное относится к категории неумышленных ошибок, а Аллах, Свят Он и Возвышен, прощает верующим подобные ошибки. Подобные ошибки совершали многие из предшественников и предводителей этой общины, у которых были суждения, основанные на самостоятельном решении, противоречащие тому, что утверждено в Писании и Сунне. Противоположность им – те, кто дружат с согласными с ними, и враждуют с теми, кто противоречат им, раскалывая тем самым единство мусульман”. См. “Маджму’уль-фатауа” 3/349.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также говорил: “Многие муджтахиды из числа саляфов и последующих поколений говорили или делали то, что являлось нововведением. Они так поступали либо по причине слабых хадисов, которые они считали достоверными, либо по причине толкования аята не в соответствии с его смыслом, либо по причине какого-либо своего мнения, в отношении которого до них не дошел текст Корана и Сунны. И если человек боится по мере своих сил своего Господа, то он входит в число тех, о ком Он сказал: «Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись!» А в хадисе сказано (что Аллах ответил): «Я это уже сделал!»” См. “Ма’аридж аль-усуль” 43.
И если от некоторых видов нововведений не были защищены даже ученые из числа саляфов, то что можно сказать о ком-то ином?!
Имам аз-Захаби сказал: “Если бы каждый раз, когда какой-то имам ошибался при вынесении самостоятельного решения в единичных вопросах, из числа тех ошибок, которые ему прощаются, мы стали бы восставать против него, обвинять в нововведении и порывать отношения с ним, то не спасся бы от нас ни Ибн Наср, ни Ибн Мандах, ни те, кто был выше них”. См. “Сияр а’лям ан-нубаля” 14/39.
Шейх Мукъбиль ибн Хади говорил: “Если ошибку допустил суннит, то необходимо закрывать глаза на это. А что касается того, чтобы он вернулся к истине, то это из благородства!” См. “Къам’ аль-му’анид” 475.
Шейх Раби’ аль-Мадхали говорил: “Если кто-то из вас является несущим знамя Сунны, а мы его свергнем за ошибку, то это является мазхабом хариджитов!” Сл. «Джаляса ма’а фадыляту-шшейх Раби’», «В».
Также необходимо знать, что обвинением в нововведении должны заниматься не простые мусульмане, а ученые этой общины, которые знают о нововведении, его видах и условиях. Ведь неученый по своему неведению может обвинить в нововведении за то, что на самом деле даже не является нововведением, или же является нововведением, однако совершивший его заслуживает оправдания, и т.п. По этой причине шейх Ахмад ан-Наджми говорил: “Описывать человека нововведением и бойкотировать приверженца нововведений необходимо тогда, когда ученые обвинят в нововведении. И не спешите вы, о молодые студенты, выносить решение по каждому человеку о том, что он приверженец нововведений, даже если у него есть нововведения, пока не предоставите это ученым, и пока они не поддержат вас в этом. А без этого, ничего не делайте!” См. “Фатауа аль-джалия” № 93.