IV. О воскресении Христа
Христос действительно воскрес из мертвых и получил снова Свое тело из плоти, костей и всех вещей, присущих совершенству человеческой природы; после чего Он вознесся на небо, и восседает там, пока не возвратится, чтобы судить всех людей в последний день.
V. О Святом Духе Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, обладает такими же сущнос-тью, величием и славой, какими обладают Отец и Сын, и является истинным и вечным Богом.
VI. О достаточности Священного Писания для спасения Священное Писание содержит все необходимое для спасения: поэтому ни от кого нельзя требовать, чтобы все, чего нельзя из него вычитать или доказать с его помощью, принималось за Символ веры или считалось необ-ходимым для спасения. Под Священным Писанием мы понимаем те кано-нические книги Ветхого и Нового Заветов, чей авторитет никогда не под-вергался сомнению в Церкви.
О названиях и количестве канонических книг
Бытие Исход Левит Числа
Второзаконие Книга Иисуса Навина Книга Судей Израилевых Первая книга Самуила* Вторая книга Самуила* Первая книга Царств* Вторая книга Царств* Первая книга Паралипоменон
Вторая книга Паралипоменон Первая книга Ездры** Вторая книга Ездры** Книга Есфирь Книга Иова Псалтирь
Книга Екклесиаста,
или Проповедника Книга Песни Песней Соломона Четыре великих пророка*** Двенадцать малых пророков***
* В русской синодальной Библии это Первая книга Царств, Вторая книга Царств, Третья книга Царств, Четвертая книга Царств, соответственно. — Примеч. ред. ** В русской синодальной Библии — Книга Ездры. — Примеч. ред. *** Имеются в виду книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Ма-лахии. — Примеч. ред.
Остальные книги церковь действительно читает ради примера и улучше-ния нравов; однако она не использует их для утверждения какой-либо докт-рины:
Третья книга Ездры Четвертая книга Ездры Книга Товита Книга Юдифь Продолжение книги Есфирь Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Книга пророка Варуха Песнь трех детей История Сусанны О Виле и драконе Молитва Манассии Первая книга Маккавейская Вторая книга Маккавейская
Все книги Нового Завета, получившие общее признание, мы также при-знаем и считаем каноническими.
VII. О Ветхом Завете
Ветхий Завет не противоречит Новому: ибо и в Ветхом, и в Новом Завете вечная жизнь предлагается человечеству через Христа, Который является един-ственным Посредником между Богом и человеком, будучи Богом и Челове-ком. По той причине, что прежде это было неизвестно, древние отцы стреми-лись получить только преходящие обетования. Хотя закон, данный Богом че-рез Моисея и касающийся церемоний и обрядов, не обязывает христиан соблюдать его, равно как и гражданские предписания этого закона не требу-ют исполнения в любом обществе, ни один христианин не освобождается от послушания заповедям, каковые именуются моральными.
VIII. О символах веры
Никейский символ веры, а также вероисповедание, обычно именуемое Апостольским символом веры, следует полностью принимать и верить им: ибо они могут быть подтверждены наиболее ясными свидетельствами Священного Писания.
IX. О первородном грехе Первородный грех состоит не в подражании Адаму (как напрасно утвер-ждают пелагиане), а в испорченности природы каждого человека, каковая естественным образом передается потомкам Адама. Из-за того что человек отдалился от первоначальной праведности и стал по своей природе склонным к греху, вожделение плоти всегда противоречит духу, и каждый человек, рож-денный в этом мире, заслуживает Божьего гнева и осуждения. И эта заражен-ность природы остается даже у тех, кто возрожден, ибо вожделение плоти, именуемое по-гречески φρόνημα σαρκός (каковое иными истолковывается как мудрость, иными как чувственность, иными как страсть, иными как желание плоти), не подвластно закону Бога. И хотя верующие и крещенные не подлежат осуждению, апостол признает, что сами по себе страсть и вожделение имеют греховную природу.
X. О свободной воле Состояние человека после грехопадения Адама таково, что он не может измениться и подготовить себя к вере своими собственными естественными силами и добрыми делами и воззвать к Богу. По той причине, что у нас нет возможности делать добрые дела, приятные и угодные Богу, без Божьей благо-дати, мы можем иметь добрую волю только через Христа, направляющего нас и действующего в нас, когда мы имеем эту добрую волю.
XI. Об оправдании человека Мы считаемся оправданными перед Богом благодаря нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу только верой, а не нашими собственными делами или заслугами. То, что мы оправданы только верой, составляет самую благо-творную доктрину и дает великое утешение, о чем более подробно говорится в Гомилии об оправдании.
XII. О добрых делах Добрые дела, которые являются плодами веры и совершаются после оправдания, не могут искупить наши грехи и помочь нам выдержать суро-вость Божьего суда. Однако они действительно приятны и угодны Богу во Христе и обязательно вырастают из истинной и живой веры; по ним живая вера узнается так же наглядно, как дерево узнается по его плодам.