Более подробное обсуждение неискупаемого греха см. в гл. 23
Поэтому важно, чтобы все наше служение совершалось в Святом Духе, т. е. чтобы мы сознательно пребывали в богоподобной атмосфере, творимой Свя-тым Духом, — атмосфере силы, любви, истины, святости, праведности и мира. Но превыше всех этих свойств атмосферы, творимой Святым Духом, стоит ощу-щение присутствия Самого Святого Духа: житье Святом Духе — это поисти-не жить в атмосфере явленного Божьего присутствия. Вот почему люди Но-вого Завета могут жить, имея утешение Святого Духа (Деян. 9:31), и почему возможно просто быть «в Духе», как это было с Иоанном в день Господень (Отк. 1:10; ср.: 4:2).
Разнообразие видов деятельности, о которых в Новом Завете говорится как о совершаемых «в» Святом Духе, вызывает удивление: в Святом Духе мож-но радоваться (Лк. 10:21), принимать решения (Деян. 19:21), иметь свидетель-ство совести (Рим. 9:1), иметь доступ к Отцу (Еф. 2:18), молиться (Еф. 6:18; Иуд 20) и любить (Кол. 1:8). В свете этих текстов нам следовало бы задаться вопросом: во скольких из этих видов деятельности на протяжении каждого дня мы уверены в присутствии и благословении Святого Духа?
Кроме того, возможно исполняться Святого Духа (Еф. 5:18; ср.: Лк. 1:15, 41,67; 4:1; Деян. 2:4; 4:8; 6:3,5; 7:55; 9:17; 11:24; 13:9). Исполняться Святого Духа — значит исполняться непосредственным присутствием Самого Бога, в результате чего человек начинает чувствовать то, что чувствует Бог, желать того, чего желает Бог, делать то, что угодно Богу, говорить по воле Бога, молиться и служить в Божьей силе и постигать знание, даруемое Богом26. Во времена, ког-да церковь переживает возрождение, Святой Дух приводит к этим результа-там в жизни людей особенно впечатляющим образом.
Поэтому необходимо, чтобы в нашей христианской жизни мы полагались на силу Святого Духа, помня о том, что любое важное дело делается «не воин-ством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Павел неопровержимо убедителен, когда говорит галатам, что Святой Дух был полу-чен ими через веру в начале их христианской жизни (Гал. 3:2), и будет дейст-вовать в соответствии с верой в их жизни после обращения: «...Начавши ду-хом, теперь оканчиваете плотию? <.״> Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?» (Гал. 3:3,5).
Поэтому мы должны жить под водительством Святого Духа (Рим. 8:12— 16; Гал. 5:16—26) и помышлять о делах Духа (Рим. 8:4—6). И все наше служение, какую бы форму оно ни принимало, должно совершаться силой Святого Духа.
Вопросы для самостоятельной работы
Более подробное обсуждение исполнения Святым Духом см. в гл. 38.
1. Испытывали ли вы в прошлом затруднения, пытаясь представить Святого Духа как личность, а не просто как присутствие некоей силы? Какие пункты в этой главе помогли вам более живо представить Святого Духа как личность? Счи-таете ли вы, что у вас есть сознательное отношение к Святому Духу как к личное-ги, отличной от Бога-Отца и Бога-Сына? Что могло бы вам помочь лучше осо-знать различие между членами Троицы в их отношениях с вами?
Ощущаете ли вы различие в том, как Отец, Сын и Святой Дух относятся к вам в вашей христианской жизни? Если да, то можете ли вы объяснить, в чем состоит это различие и как вы его осознаете?
Возникала ли у вас когда-либо особая уверенность в содействии Святого Духа в конкретной ситуации служения? Как вы почувствовали в тот момент при-сутствие Святого Духа или что убедило вас в Его присутствии?
Какими путями осуществляется водительство Святого Духа в вашей жиз-ни? Происходит ли это главным образом (или исключительно) с помощью слов Писания? Если да, то бывают ли случаи, когда определенные отрывки из Писа-ния представляются вам ожившими или говорящими особенно важные и убеди-тельные в данный момент вещи? Каким образом вы узнаете, когда это происхо-дит? Если водительство Святого Духа осуществляется в вашей жизни не только через слова Писания, но и другими путями, то каковы эти пути?
Испытываете ли вы время от времени ощущение, что Святой Дух доволен (или недоволен) вашим поведением? Есть ли в вашей жизни в данный момент что-то такое, что огорчает Святого Духа? Как вы собираетесь решать эту проблему?
Отступил ли Святой Дух от Самсона, как только тот начал грешить (см.: Суд. 13:25; 14:6,19; 15:14)? Почему (или почему нет)? Является ли присутствие духовной силы в чьем-либо служении гарантией того, что Святой Дух доволен всей жизнью этого человека?
Специальные термины
В Святом Духе исполненный Святого Духа присутствие
Проявление Бога
Святой Дух
Хула на Святого Духа
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
Англиканские (епископальные)
1882-1892 Litton, 242-247
1930 Thomas, 90-99
Арминианские (уэслианские или методистские)
1875-1876 Pope, 2:321-336
1940 Wiley, 2:303-333
Purkiser, 183-203
Carter, 1:415-472
Баптистские
Mullins, 359-365
Henry, 4:476-493; 6:370-401 1983-1985 Erickson, 845-883
Диспенсационалистские
Chafer, 1:397-414; 6:26-298
Thiessen, 251-256
Ryrie, 341-390
Лютеранские
1917—1924 Piper (особый раздел отсутствует, но см. подробные статьи в
указателе: 4:391—399)
1934 Mueller, 443
Реформатские (или пресвитерианские)
Calvin, 2:537-542 (3.1)
1887-1921 Warfield, SSW, 1:203-222; BD, 101-132
1937-1966 Murray, CW, 1:138-142; 186-192; CW, 3:210-214
1938 Berkhof, 423-431
Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические) 1988-1992 Williams, 2:137-207, 237-270
Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях
Традиционные