Но ни одно из этих исследований не опровергает ясного заключения, что подавляю-щее большинство церквей на протяжении истории не признавало женшин-пасторов
74 Дальнейшее обсуждение см.: Recovering Biblical Manhood and Womanhood, esp.
pp. 60—92. Более полное изложение возражений, перечисленных здесь, можно найти в
книгах, включенных в библиографию к этой главе.
Другое возражение звучит так: если Бог воистину призвал женщину быть пастором, не следует препятствовать этому. Ответ на это возражение сходен с приведенным выше: всякое заявление о призвании от Бога всегда должно проверяться Писанием. Если Писание учит, что Бог хочет, чтобы пасторские обязанности принимали на себя мужчины, то, следовательно, Бог не призы-ваетженщин на пасторское служение. Мы должны добавить также, что часто женщина воспринимает как божественное призвание к пасторскому служе-нию призыв к другому постоянному христианскому служению. Помимо пас-торства в местных церквах есть много других служений, например, образова-ние, детское служение, музыкальное, евангелизационное, служение в сту-денческих городках, служение бедным, а также административное, которое не требует исполнения обязанностей пресвитера, т. е. управления всей церко-вью75. Этот список можно продолжить, суть заключается в том, что мы долж-ны поддерживать желание женщин участвовать в этих служениях.
Утверждают также, что Новый Завет делает акцент на служении, а не на власти, и что поэтому мы не должны уделять большого внимания вопросам распределения власти; это свойственно язычникам, а не христианам. Но нельзя разделять служение и власть. Иисус — прекрасный пример руково-дителя, который служит верующим, однако Он также обладает и властью, огромной властью! Он — Господь нашей жизни и Господь Церкви. Пресвите-ры должны следовать примеру Иисуса в своем служении (см.: 1 Пет. 5:1—5) и использовать свою власть, так как Библия повелевает им поступать именно таким образом (см.: 1 Тим. 5:7; Евр. 13:17; 1 Пет. 5:).
Иногда указывают на тот факт, что Церковь в конечном счете признала рабовладение отрицательным явлением и что поэтому в наши дни Церковь дол-жна отказаться от руководящей роли мужчин, считая это не более чем уста-ревшей традицией. Однако здесь не учитывается временный характер такого явления, как рабство, которого Бог не устанавливал при творении, а различия между мужской и женской ролями в браке (и, соответственно, во внутрицер-ковных отношениях) были установлены Богом при творении. Об уничтоже-нии различий между рабом и господином говорится в Новом Завете (см.: Флм. 16; Еф. 6:9; Кол. 4:1; 1 Тим. 6:1,2), но в Библии нет и намека на уничтоже-ние института брака или на стирание различий между мужчиной и женщи-ной. Кроме того, это возражение можно развернуть и в обратном направле-нии. Похоже, евангельские феминистки очень близки по своим взглядам хри-стианам, защищавшим рабство в XIX в. Сторонницы феминистского движения в наши дни используют аргументы из Библии, чтобы оправдать уступку общественному мнению, раньше — в пользу рабства, а теперь — в пользу служения женщин пасторами.
75 Подробнее см.: Recovering Biblical Manhood and Womanhood, p. 54—59.
Иногда напоминают, что Прискилла и Акила беседовали с Аполлосом и «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). Это верно, и это сви-детельствует о том, что Новым Заветом одобряется совместное неформальное обсуждение Писания, в котором и мужчины, и женщины играют важную роль, помогая друг другу. И это еще раз подтверждает, что не следует запрещать того, что не запрещено Писанием, но при этом не опровергает принципа, в соответ-ствии с которым функции учения и управления принадлежат только мужчи-нам. Прискилла не совершала ничего такого, что противоречило бы этому принципу.
Иногда говорят о непоследовательности: в церквах с конгрегациональной формой правления женщинам позволяют голосовать, и при этом запрещают быть пресвитерами. Но власть церкви как целого — это не то же самое, что власть, данная в церкви конкретным людям. Когда мы говорим, что община в целом обладает властью, мы не подразумеваем, что каждый мужчина и каж-дая женщина имеет право высказываться или действовать ради общины. По-этому пол, как часть индивидуальности, не важен в процессе принятия об-щиной корпоративных решений.
Иными словами, единственный вопрос, рассматриваемый в этом разде-ле, звучит так: могут ли женщины быть служителями церкви и, в частности, могут ли они быть пресвитерами церкви? В любой конгрегациональной сис-теме все члены церкви знают, что пресвитеры избираются общиной и им пере-дается власть, которой не обладают другие члены общины — даже если они голосовали за этих людей. Именно так обстоит дело во всех системах правле-ния с выборными должностями. Как только президент Соединенных Штатов или мэр города избран, он наделяется делегированной властью над народом, который его избрал, и эта власть больше, чем власть избирателей.
Следует понимать также, что Бог дал много мудрости и проницательное-ти как мужчинам, так и женщинам, и церковные руководители, которые не при-бегают к мудрости женщин, поступают неразумно. Поэтому любая группа пресвитеров или других руководителей-мужчин, принимающих решения и оказывающих влияние на всю церковь, должны привлекать и проницатель-ность женщин так же, как и мужчин.
9. Другие церковные служения. Итак, мы рассматривали вопрос о том, мо-гут ли женщины быть пасторами или пресвитерами церкви. А как обстоит дело с другими служениями?
О служении дьяконов в Библии сказано гораздо меньше, чем о пресвите-pax, и в различных церквах дьяконы выполняют самые разные обязанности. Если дьяконы фактически выполняют функции пресвитеров и обладают выс-шей властью в местной церкви, то, следуя аргументам, приведенным выше, когда речь шла о пресвитерах, женщины не могут быть дьяконами в таком понимании этого термина. С другой стороны, если дьяконы просто несут ад-министративную ответственность, то нет никаких оснований не допускать женщин к такому служению. Но мне, например, не кажется, что в 1 Тим. 3:8—13 позволяется женщинам быть дьяконами (в том смысле, который подразуме-вается в этой ситуации), однако между евангельскими христианами нет пол-ного согласия в понимании этого отрывка, да и сфера деятельности дьяконов
того времени нам ясна гораздо в меньшей степени, чем обязанности пресви-теров77.
Что же касается других постов, таких, как казначей, ответственный за работу с молодежью, консультант, ответственный за детское служение и т. д., то в связи с рассматриваемой темой может возникнуть только один вопрос: включают ли в себя эти обязанности руководящие и вероучительные функ-ции, которые Новый Завет отводит пресвитерам? Если это не так, то все эти посты доступны женщинам точно так же, как и мужчинам, ведь мы должны остерегаться запрещать то, что не запрещено Новым Заветом.
Вопросы для самостоятельной работы