Некоторые теории о творении явно несовместимы сучением Писания

В этом разделе мы рассмотрим три типа объяснения происхождения мира, ко-торые явно противоречат Писанию.

О соотношении Писания и естественного откровения см. в гл. 3. Учение Дарвина об эволюции рассматривается ниже, см. с. 304—314.

1) Мирские теории. Ради полноты изложения мылишь кратко упомянем о том, что любая чисто секулярная теория происхождения мира неприемлема для тех, кто верит в Писание. Секулярная теория — это любая теория проис-хождения мира, которая не рассматривает в качестве причины творения бес-конечного и личного Бога, Который осмысленно творил мир. Таким образом, теория «большого взрыва» (в секулярной форме, где представление о Боге от-сутствует) или любые теории, говорящие о том, что материя существовала веч-но, противоречат учению Писания отом, что Бог сотворил мир из ничего и что Он сделал это ради собственной славы. (Когда учение Дарвина об эволюции трактуется в абсолютно материалистическом ключе, как чаще всего это и бывает, то это учение попадает все в ту же категорию.)21

2)Теистический эволюционизм. Начиная со времен публикации книги Чар-лза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), мно-гие христиане выдвигали теорию о том, что живые организмы действительно произошли в результате эволюции, описанной Дарвином, но что Бог руково-дил этим процессом и привел его к такому результату, которого желал Сам. Данную точку зрения называют теистической эволюцией, так как ее сторон-ники отстаивают веру в Бога (это учение «теистично»), но при этом утвержда-ют и правильность эволюционной теории. Многие сторонники теистическо-го эволюционизма считают, что Бог вмешивался в процесс развития мира в ключевые моменты, и речь здесь идет: 1) о сотворении материи в самом нача-ле, 2) о сотворении простейших форм жизни и 3) о сотворении человека. Од-нако, исключая эти вероятные моменты вмешательства, сторонники теисти-ческого эволюционизма считают, что в остальном эволюция проходила так, как это описывают современные ученые-естествоиспытатели, и что Бог ис-пользовал эволюцию для создания всех прочих форм жизни. Те, кто придер-живается данной точки зрения, считают, что случайная мутация живых су-ществ привела к эволюционному процессу, направленному к высшим фор-мам жизни, на основании «адаптивного преимущества» (мутации, которая позволяла живым существам лучше всего бороться за выживание в их среде), так что одни существа выживали, а другие нет.

Теистические эволюционисты готовы изменить свои воззрения на то, как именно происходила эволюция, поскольку, по их мнению, Библия не уточня-ет деталей этого процесса. Таким образом, нам самим нужно исследовать этот вопрос, используя научные данные. Они говорят, что мы, все больше узнавая о том, как проходила эволюция, еще больше узнаем о том, какие процессы Бог использовал для того, чтобы способствовать развитию форм жизни.

Против теистического эволюционизма можно выдвинуть следующие воз-ражения:

1. Ясное учение Писания о том, что в Божьем труде творения была опре-деленная цель, судя по всему, несовместимо с фактором случайности, кото-рый предусматривается эволюционной теорией. Бог говорит: «Да произве-дет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» (Быт. 1:24), и, значит, Писание говорит о том, что Бог совершает осмыс-ленные действия, и все, что Он свершает, Он свершает ради определенной цели. Однако это противоречит представлению о совершенно случайньос мутациях с миллионами бессмысленных вариантов, которые в рамках эволюционной те-ории не приводят ни к чему, пока не возникнет какой-то новый вид.

Фундаментальное различие между библейским взглядом на творение и теистическим эволюционизмом заключается в следующем. Движущая сила, которая дает возможность измененяться и развиваться новым видам в любой эволюционной модели, — это случайность. Без случайной мутации организ-мов нет эволюции в том смысле, в каком ее понимает современная наука. Случайная мутация — это та сила, которая провоцирует постепенное развитие от простых форм жизни к самым сложным. Однако, в соответствии с учением Писания, движущая сила развития новых организмов — это разумный план Бога. Бог сотворил «рыб больших и всякую душу животных пресмыкающих-ся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт. 1:21).«И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. Иувидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:25). Этиутверж-дения несовместимы с представлением о Боге, Который управляет миллиона-ми случайных мутаций, ни одна из которых не была «хороша», ни одна из ко-торых не дала тех видов растений и животных, которыми Бог желал населить землю. Вместо четкого библейского описания творения теистический эволю-ционизм предлагает примерно следующее:

И сказал Бог: «Да произведет земля душу живую по роду ее». И по-еле трехсот восьмидесяти семи миллионов девяноста двух тысяч вось-мисот семидесяти одной попытки Бог, наконец, создал удачную мышь.

Такое толкование может показаться странным, но именно это теистичес-кий эволюционизм подразумевает для каждого из сотен и тысяч различных видов растений и животных земли — если считать, что все они развились в процессе случайной мутации в течение миллионов лет, постепенно усложня-ясь, если мутации оказывались удачными.

Теистические эволюционисты могут возразить и сказать, что Бог вмеши-вался в процесс и направлял его так, как Ему было угодно. Но если мы делаем такое предположение, то тогда уже в процессе все-таки возникает разумный план и мы уже не можем говорить об эволюции, так как нет случайной мута-ции (в моменты божественного вмешательства). Ни один секулярный эволю-ционистне признает такого целенаправленного вмешательства, осуществля-емого разумным Творцом. Но если христианин признает активный, целена-правленный план Бога, то больше нет необходимости ни в случайности, ни в каком бы то ни было развитии, основанном на случайной мутации. В таком случае достаточно признать, что Бог сотворил каждое существо без тысяч не-удачных попыток.

2. Писание говорит о том, что Божье слово творения исполнялось неза-медлительно. Когда Библия повествует о Божьем слове творения, то она под-черкивает силу этого слова и его способность осуществить поставленную цель:

Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их. <.״> Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс. 32:6,9).

Подобные утверждения невозможно совместить с представлением о том, что Бог сказал что-либо и через миллионы лет и миллионы случайных мутаций живых существ Его слово исполнилось. Напротив, как только Бог говорит: «Да произрастит земля зелень», о результате говорится уже в следующем пред-ложении: «И стало так» (Быт. 1:11).

22 Нет необходимости настаивать на том, что еврейское слово מין («род») точно соот-ветствует биологическому термину «вид», поскольку это слово просто связано с тем, как сейчас классифицируются живые существа. Однако еврейское слово, судя по всему, указывает на конкретные различия разных видов живых существ. Оно употреблялось, напр., в отношении многих совершенно конкретных разновидностей животных, кото-рые отличаются по их «породе» (מין). В Писании сказано: «коршуна, и сокола с поро-дою его, всякого ворона с породою его... ястреба с породою его» и «саранчу с ее поро-дою» (Лев. 11:14,15,16,22). Другие животные, названные в связи с их «породой», — это кречет, страус, сова, чайка и ястреб (Втор. 14:13,14,15). Это совершенно конкретные виды животных, и Бог сотворил их так, что они размножаются только в соответствии со своей «породой». Судя по всему, это означает, что различия допускаются только в рамках каж-дой разновидности животных (более крупные или более мелкие коршуны, коршуны раз-личного окраса или с разной формой клюва и т. д.), и они не приводят к «макроэволюци-онным» изменениям, которые дают совершенно новую разновидность птиц (Фрейр и Дейвис считают, что слою «вид» может соответствовать современным понятиям «семей-стю» или «род» или вообще не иметь эквивалента в современной научной терминологии. См.: Frair and Davis, A Case for Creation, p. 129).

3. Когда Писание говорит нам, что Бог создал растения и животных, что-бы они размножались «по роду своему» (Быт. 1:11,24), то это подразумевает, что Бог сотворил много различных типов растений и животных и что, хотя среди них и были какие-то различия (сравни различия форм, рас и личностей среди людей!), все же существовали довольно узкие границы изменений, к которым могла привести родовая мутация22.

4. Представление об активной роли Бога в творении, где Он формирует каждое ныне существующее живое существо, трудно примирить с концепци-ей теистического эволюционизма, в которой Богу определена роль сторонне-го наблюдателя. Давид говорит: «Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей» (Пс. 138:13). Бог говорит Моисею: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?» (Исх. 4:11). Бог повелевает траве расти (Пс. 103:14; Мф. 6:30) и пи-тает птиц (Мф. 6:26) и других обитателей леса (Пс. 103:21, 27—30). Если Бог столь активно вмешивается в рост и развитие каждого живого существа даже сегодня, то можно ли считать библейским мнение о том, что все эти формы жизни произошли в результате эволюционного процесса, управляемого слу-чайной мутацией, а не в результате прямого, целенаправленного акта творе-ния, и что Бог лишь после их появления начал активно и непрерывно управ-лятьими?

5. Сотворение Адама и Евы — вот что поможет порвать с теистическим эволюционизмом. Теистические эволюционисты, которые поддерживают осо-бое творение Адама и Евы на основании утверждений Быт. 1 и 2, на самом деле отошли от эволюционной теории в применении к человечеству. Но если мы, на основании Писания, утверждаем учение об особом вмешательстве Бога в момент сотворения Адама и Евы, то что мешает нам полагать, что точно так-же Бог вмешался в ход событий и через акт творения живых организмов?

Сотворение Адама и Евы, как о нем говорится в Писании, показывает, что они были совсем иными созданиями, чем те почти животные, едва похожие на человека существа, которых эволюционисты называют первыми людьми, су-ществами, происшедшими от обезьяноподобных животных. Писание говорит, что первые мужчина и женщина, Адам и Ева, с самого момента их сотворения обладали высокоразвитыми лингвистическими, моральными и духовными спо-собностями. Они говорят друг с другом. Они даже говорят с Богом.

Кто-то может сказать, что Быт. 1 и 2 не доказывают, что Адам и Ева — это индивидуальности в буквальном смысле слова. Однако, во-первых, истори-ческое повествование Книги Бытие непосредственно переходит к очевидно историческому материалу об Аврааме (Быт. 12), т. е. автор весь этот раздел считал историческим23; и, во-вторых, в Рим. 5:12—21 и 1 Кор. 15:21,22,45—49 Павел подтверждает существование «одного» человека Адама, через кото-рого грех пришел в мир, и основывает свое рассуждение о спасительном труде Христа на историческом примере Адама, который также представлял все че-ловечество. Кроме того, повсюду в Новом Завете Адам и Ева явно воспри-нимаются как исторические фигуры (ср.: Лк. 3:38; Деян. 17:26; 1 Кор. 11:8,9; 2 Кор. 11:3; 1 Тим. 2:13,14). В Новом Завете подразумевается также историч-ность сыновей Адама и Евы — Каина (Евр. 11:4; 1 Ин. 3:12; Иуд. 11) и Авеля (Мф. 23:35; Лк. 11:51; Евр. 11:4; 12:24).

23 Отметим также выражение «Вот родословие», с которого последовательно начи-наются разделы Книги Бытие. В Быт. 2:4 (небо и земля); 5:1 (Адам); 6:9 (Ной); 10:1 (сыно-вья Ноя); 11:10 (Сим); 11:27 (Фарра, отец Авраама); 25:12 (Измаил); 25:19 (Исаак); 36:1 (Исав); 37:2 (Иаков). Перевод этого выражения различен в разных английских версиях перевода, но еврейское выражение всюду одно и то же и буквально означает: «Вот родо-словие...» С помощью этого литературного приема автор вводит различные разделы своего исторического повествования, объединяя его в нечто целое и указывая, что всю работу следует воспринимать как единый исторический труд. Если автор хочет, чтобы мы вое-принимали Авраама, Исаака и Иакова в качестве исторических личностей, то он также желает, чтобы Адама и Еву мы тоже считали реальными, историческими фигурами.

6. С эволюционной теорией связано множество научных проблем (см. ниже). Возрастающее число вопросов, ставящих под сомнение теорию эво-люции, которые поднимают даже нехристиане, представляющие различные научные дисциплины, показывает, что любой человек, утверждающий, что он верит в эволюцию, поскольку «научные факты» просто не оставляют иного выбора, на самом деле не исследовал все аргументы противоположной сторо-ны. Научные данные никого не принуждают принимать эволюционное учение, и если библейские данные также свидетельствуют против него, то едва ли мож-но сказать, что христианам следует придерживаться этой теории.

Итог будет уместно подвести, процитировав геолога Дейвиса А. Янга: «Точка зрения теистического эволюционизма, как ее излагают многие из сто-ройников этой теории, не является христианской. Это не подлинно библей-екая теория, так как она основана на доводах, привнесенных в христианство извне»24. Луис Беркхоф пишет: «Теистическая эволюция — это растерянный ребенок, который периодически зовет Бога, чтобы Тот помог ему преодолеть пропасти, разверзающиеся под его ногами. Это и не библейское учение о тво-рении, и не последовательная теория эволюции»25.

3) Замечания по теории эволюции Дарвина. Слово «эволюция» употребля-ют в разных значениях. Иногда оно означает «микроэволюцию» — незначи-тельное развитие в рамках одного вида, благодаря которым мухи или комары становятся нечувствительны к инсектицидам, или увеличение среднего роста людей, или развитие разных оттенков цвета роз. Сейчас мы видим множество примеров такой «микроэволюции», и никто не отрицает ее существования26. Однако, когда речь идет о творении, слово «эволюция» употребляется в дру-гом значении.

24 Davis A. Young, Creation and the Flood: An Alternative to Flood Geology and Theistic Evolution
(Grand Rapids: Baker, 1977), p. 38.

25 Berichof, Systematic Theology, pp. 139,140.

26 Филипп Ε. Джонсон отмечает, что многие явления, которые представлялись раз-
личными исследователями в качестве свидетельств эволюционного развития, на самом
деле были просто временными популяционными различиями, без родовых изменений.
Напр., он упоминает об «индустриальном меланизме» мотыльков, который наблюдал
Кэттлуэлл. Речь идет о процессе, в результате которого цвет мотыльков изменялся от
белого к черному и снова к белому. Это происходило, когда листья деревьев покрыва-
лись сажей в результате загрязнения, а затем, после исчезновения фактора загрязнения,
обретали свой прежний цвет. Однако на каждой стадии присутствовали как белые, так и
черные мотыльки, хотя и в разных пропорциях (мотыльки, которые отличались от цвета
листвы, выделялись и становились жертвами хищников). Не произошло никаких эво-
люционных изменений, поскольку и белые, и черные мотыльки были индустриальны-
ми разновидностями, подобно тому, как белые и черные лошади в равной степени явля-
ются лошадьми. На самом деле мотыльки стремились к сохранению своей родовой ин-
дивидуальности в меняющихся обстоятельствах, и только (см.: Phillip Ε. Johnson, Darwin
on Trial [Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1991]).

Слово «эволюция» гораздо чаще употребляется в значении «макроэволю-ции», т. е. «общей теории эволюции», с точки зрения которой «неживая суб-станция породила первую живую материю, а та в свою очередь размножилась и усложнилась, произведя все организмы: и те, что ныне уже вымерли, и те, что еще существуют»27. В этой главе мы будем употреблять слово «эволюция» в значении «макроэволюция», или «общая теория эволюции».

а) ВОЗРАЖЕНИЯ, ВЫДВИГАЕМЫЕ ПРОТИВ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕО-РИИ С тех пор как Чарлз Дарвин в 1859 г. опубликовал свою книгу «Про-исхождение видов путем естественного отбора», и христиане, и нехристиане выступали с различными возражениями против этой теории. Современный неодарвинизм до сих пор в своей фундаментальной основе весьма схож с по-зицией Дарвина, с некоторыми изменениями и дополнениями, сделанными за сто лет исследований. С точки зрения современной дарвинистской эволю-ционной теории, история развития жизни началась, когда смешение химичес-ких элементов, имеющихся на земле, привело к спонтанному возникновению очень простой, вероятно, одноклеточной формы жизни. Эта живая клетка раз-множилась, и произвела новые клетки, в которых уже произошли мутации, или изменения. Эти мутации привели к развитию более сложных форм жизни. В условиях враждебной окружающей среды многие клетки погибли, а те, кото-рые были лучше приспособлены, выжили и размножись. Таким образом приро-да обеспечивала процесс «естественного отбора», в ходе которого выживали различные организмы, лучше всего приспособленные к условиям окружаю-щей среды. Все большее количество мутаций впоследствии привело к разви-тию широкого разнообразия живых существ; таким образом, все сложные формы жизни произошли от простейших организмов путем мутаций и есте-ственного отбора.

Одним из последних и, вероятно, наиболее уничтожающих критических разборов современной дарвинистской теории стали работы Филиппа Е. Джон-сона, профессора права, который специализируется в области анализа л оги-ки аргументации. В своей книге28 он широко цитирует современных сторон-ников теории эволюции и убедительно доказывает следующее:

Wayne Frairand Percival Davis, A Case for Creation (Norcross, Ga.: CRS Books, 1983), p. 25. Phillip E. Johnson, Darwin on Trial, Downers Grove, 111.: InterV&rsity Press, 1991.

1. В результате ста лет экспериментального разведения различных видов животных и растений стало ясно, что количество различий, которого можно добиться (даже при намеренном, а не случайном разведении), крайне ограни-чено, что объясняется ограниченными возможностями генетических вариа-ций, возможных для каждого конкретного вида живых существ: собаки, ко-торых селективно разводят в течение многих поколений, остаются собаками, плодовые мушки — плодовыми мушками и т. д. А если выведенные породы возвращаются в естественную среду, «наиболее специализированные поколе-ния быстро погибают, а выжившие особи возвращаются к дикому состоянию».

Джонсон заключает, что «естественный отбор», заявляемый дарвинистами в качестве механизма выживания новых организмов, на самом деле является консервативной силой, которая сохраняет видовые особенности популяции, а не изменяет ее характеристики29.

29 Phillip Ε. Johnson, Darwin on Trial, Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1991, pp. 15-20.
Джонсон отмечает, что в некоторых случаях были произведены новые «виды», в том смыс-
ле, что возникала часть популяции, которая была неспособна скрещиваться с другой ее
частью. Это происходило с плодовыми мушками и с некоторыми растительными гибри-
дами (р. 19). Но даже при неспособности скрещиваться с другими плодовыми мушками,
новые плодовые мушки все равно оставались плодовыми мушками; они не были каки-
ми-то новыми существами, так как количество вариаций, на которые способны плодо-
вые мушки, ограничено вариативностью, заложенной в их генетическом коде.

30 Джонсон отмечает (pp. 29,30), что дарвинисты даже высказываются в пользу явно
ущербных характеристик, поскольку они отстаивают понятие плейотропии — представ-
ления о том, что разнообразные генетические изменения могут происходить одновре-
менно, так что отрицательные изменения имеют место наряду с положительными. Та-
ким образом, ни одна характеристика ни одного существующего животного не доказы-
вает тезиса о том, что выживают только те животные, которые лучше всего приспособлены
к окружающей среде, поскольку вся теория сводится к тому, что выжившие животные
действительно выжили. Но откупа мы знаем, что выживание наиболее приспособлен-
ных особей было именно тем механизмом, который привел к современному разнообра-
зию форм жизни?

31 Джонсон не говорит, что так рассуждают все эволюционисты, однако он цитирует
многие работы, в которых рассуждение строится именно таким образом (pp. 20—23).

2. В современной эволюционной теории представление о «выживании са-мых приспособленных» (или о «естественном отборе») воспринимается втом смысле, что те животные, чьи характеристики дают им относительные пре-имущества в процессе выживания, сохранятся, а прочие вымрут. Однако в действительности практически любую характеристику можно назвать как преимуществом, так и недостатком30. Так как же дарвинисты определяют, ка-кие именно характеристики дали преимущества в выживании тем или иным животным? Ответ: наблюдая выжившие виды. Но ведь это означает, что тео-рия естественного отбора—это не новый взгляд на механизмы действия при-роды, а простая тавтология (бессмысленное повторение одного итого же), по-скольку теория утверждает, что «самые выживаемые» животные — это те, у которых самое многочисленное потомство. В этом смысле теория естествен-ного отбора означает: животные, у которых самое многочисленное потом-ство, — это те, у которых самое многочисленное потомство31. Однако это от-нюдь не доказывает того факта, что многочисленные мутации в течение мно-гочисленных смен поколений производят иное, более приспособленное к выживанию потомство.

3. Многочисленные и сложнейшие мутации, необходимые для возникло-вения таких сложных органов, как глаз или птичье крыло (как и сотен других органов), не могли произойти путем микроскопических мутаций, накапливавшихся в течение тысяч поколений, поскольку отдельные части этих ор-ганов бесполезны (и не дают никаких «преимуществ»), если не действует орган в целом. Однако математическая вероятность таких случайных мутаций в рам-каходного-единственного поколения просто равна нулю. Дарвинистам не оста-ется ничего иного, как утверждать, что это произошло потому, что так оно и произошло32.

Забавный пример, который доказывает необходимость возникновения всех частей сложной органической системы одновременно, приводится Ро-бертом Кофалем и Келли Сегрейвз33. Они приводят пример «жука-бомбарди-ра», который отпугивает врагов, выстреливая смесь химических веществ из двух вращающихся трубок в задней части его тела. Если вещества, которые выстреливает из себя этот жук, смешать в лаборатории, то происходит спон-тайный взрыв, но, судя по всему, у жука есть какой-то ингибитор, который блокирует реакцию взрыва до тех пор, пока жук не впрыснет часть жидкости в свои «камеры сгорания», где добавление энзима катализирует реакцию. Происходит взрыв и химический репеллент выстреливается во врагов жука при температуре 212 ° по Фаренгейту. Может ли эволюционная теория объяс-нить этот поразительный механизм, спрашивают авторы:

Отметим, что рациональное эволюционное объяснение развития этого существа приписывает какое-то адаптивное преимущество каждой из миллионов предполагаемых промежуточных стадий процесса возник-новения механизма защиты. Однако какое преимущество мог принести процесс, завершенный на четверть, на половину или на одну треть? Вин-товка бесполезна, если в ней нет всех частей и они не действуют, как положено... Прежде чем этот механизм смог обеспечить защиту жуку, ему было необходимо приобрести все его части, а также нужный хими-ческий состав горючего вещества и инстинктивное поведение, необхо-димое для его употребления. Частично развитый набор органов был бы бесполезен. Таким образом, в соответствии с принципами эволюцион-ной теории, не было никакого селективного давления, которое прово-цировало бы движение частично оформившейся системы к стадии за-вершения... В любой науке, если теория не может объяснить имеющий-ся материал, эту теорию следует пересмотреть или заменить такой теорией, которая согласуется с имеющимися данными34.

32 Johnson, pp. 32—44.

33 Robert Ε. Kofahl and Kelly L. Segraves, The Creation Explanation: A Scientific Alternative
to Evolution (Wheaton, 111.: Harold Shaw, 1975).В этой книге приводится множество пора-
зительных фактов, которые свидетельствуют в пользу творения, основанного на разум-
ном плане.

34 Ibid., pp. 2, 3. Здесь приводится также много других, сходных примеров.

А что могло бы случиться с жуком, если бы взрывоопасная химическая смесь развилась в нем раньше, чем химический ингибитор?

4. Данные по найденным в 1859 г. ископаемым были для Дарвина самой большой проблемой, и с тех пор это затруднение только усугублялось. Во вре-мена Дарвина были найдены сотни окаменелостей, которые доказывали суще-ствование иных видов животных и растений вдалеком прошлом. Однако Дар-вин не мог найти ни одного ископаемого «переходного звена», которое заполнило бы пробелы между различными видами животных, — такие ископаемые, в ко-торых были бы видны характеристики одного животного и некоторые характе-ристики следующего этапа развития. Многие ископаемые в точности соответ-ствовали современным животным — и это доказывало (в соответствии с хроно-логическими представлениями Дарвина), что многочисленные животные оставались неизменными в течение миллионов лет. Дарвин понимал, чтоотсут-ствие ископаемых «промежуточных типов» ослабляет его теорию, но он считал, что причина заключается в том, что найдено слишком мало, и был уверен, что последующие находки докажут существование переходных типов животных. Однако последующие 130 лет интенсивных раскопок не дали даже одного убе-дительного примера искомого переходного типа35.

Джонсон цитирует известного эволюциониста Стивена Джея Гоулда из Гарварда, который говорит, что две характеристики данных по ископаемым не согласуются с представлением о постепенном изменении, которое проис-ходит в течение многих поколений:

35 Джонсон (р. 73—85) рассматривает два примера приблизительно из 100 млн иско-
паемых, которые были заявлены в качестве переходных типов: это археоптерикс (птица
с рядом характеристик, свойственных рептилиям) и нескольких обезьяноподобных, ко-
торые считались гоминидами, предшествовавшими человеческой стадии развития. Ар-
хеоптерикс все же в большей степени является птицей, а не рептилией, а изучение ха-
рактеристик предполагаемых предков человека в очень большой степени зависит от
субъективных предпочтений, и разные исследователи в этой области приходят к совер-
шенно разным выводам.

Ценный анализ пробелов в ископаемых окаменелостях см.: Frair and Davis, A Case for Creation, pp. 55—65. Авторы отмечают, что постоянное открытие и классификация ис-копаемых со времен Дарвина привели к тому, что «в целом, чем больше количество на-ходок, тем более очевидно отсутствие связующих звеньев. Уже никто не сомневается в том, что пробелы реальны, однако все более сомнительно, что они когда-либо будут' за-полнены» (р. 57).

36 Джонсон (р. 50), судя по всему, цитирует статью Гоулда и Найлза Элдриджа (Gould
and Niles Eldredge, "Punctuated Equilibria, an Alternative to Phyletic Gradualism"), которая
была напечатана как приложение к книге Элдриджа Time Frames (Johnson, p. 167).

1. Статика. Большинство видов не проявляет никакого целенаправлен-ного изменения в ходе своего существования на земле. В окаменелостях они выглядят почти совершенно также, как и при своем исчезновении; морфоло-гические изменения обычно малы и не целенаправленны.

2. Внезапное появление. В любом ареале вид возникает не в результате постепенного изменения предков; он появляется внезапно и «полностью сфор-мированным»36.

Эта проблема имеет такое огромное значение для дарвинистской теории эволюции, что многие ученые-эволюционисты сейчас даже предполагают, что эволюция происходила в виде скачков к новым формам жизни — так что каж-дый из тридцати двух отрядов млекопитающих, например, возник в истории Европы внезапно37.

Но каким образом сотни тысяч генетических изменений могли произой-ти одновременно? Не было дано никакого другого объяснения, кроме того, что так должно быть, потому что иначе не может быть. (Даже поверхностный взгляд на пунктирные линии, которые в учебниках по биологии обозначают предпо-лагаемые переходы от одного вида животного к другому, показывает, какое количество пробелов остается незаполненным спустя 130 лет исследований.) Значимость этой проблемы прекрасно изложена в книге нехристианского ав-тора Майкла Дентона38. Сам Дентон не предлагает никакого альтернативно-го объяснения возникновения жизни на земле в той форме, в какой мы видим ее сегодня, но он отмечает, что со времен Дарвина «ни одна из двух фундамен-тальных аксиом дарвинистской макроэволюционной теории, а именно пред-ставление о постепенном развитии природы, т. е. о функциональной преем-ственности всех форм жизни, связывающей все виды и возводящей их к од-ной изначальной клетке, и вера в то, что вся адаптивная конструкция организмов возникла в результате случайных процессов, — с 1859 г. были подтверждены одним-единственным эмпирическим открытием»39.

5. Молекулярные структуры живых организмов действительно обнаружи-вают взаимосвязи, но дарвинисты просто предполагают, что эти связи свиде-тельствуют об общих предках, однако это утверждение ничем не подтверждает-ся. Более того, молекулярные различия живых существ очень значительны и происхождение этих различий не получило удовлетворительного объяснения40.

37 Этот взгляд получил название «прерывистое равновесие», в том смысле, что, с
точки зрения данной теории, равновесие природы иногда прерывалось внезапным появ-
лением новых форм жизни.

38 Michael Denton. Evolution: A Theory in Crisis. Bethesda, Md.: Adler and Adler, 1986.

39 Ibid, p. 345. Еще один анализ эволюционной теории, произведенный авторитет-
ным британским биологом-эволюционистом, см.: G. A. Kerkut, Implications of Evolution
(New York: Pergamon, 1960). Это сугубо специальное исследование, в котором указаны и
многие другие проблемы эволюционной теории.

40Jonson, pp. 86-99.

Конечно же, структурное сходство на любом уровне (в том числе на уров-не, выше молекулярного) часто использовалось в качестве аргумента в пользу эволюции. Предположение эволюционистов заключается в том, что структур-ное сходство двух видов подразумевает развитие «низших» видов в «высшие» виды, однако доказательств, свидетельствующих в пользу правильности этого предположения, приведено не было. Елисон Арчер иллюстрирует этот факт, го-воря, что человек, посещая музей, видит экспозицию, которая показывает, как человеческие существа развились от ранних человекообразных к существам, более похожим на человека, а затем стали современными людьми. Но, как он справедливо отмечает:

...Преемственность первоначальной структуры не является доказа-тельством того, что «низшие» виды перешли в стадию «высших» видов, если нет никакой промежуточной динамики, как того требует эволю-ция. Ведь если бы посетитель музея отправился в другой павильон, он увидел бы там совершенно аналогичную серию автомобилей, начиная от 1900 г. и до наших дней. Этап за этапом, фаза за фазой, он проследил бы развитие «форда» от самого раннего прототипа, модели Т, до боль-ших и роскошных моделей LTD 1970-х41.

Конечно, гораздо лучшим объяснением сходства различных моделей «фор-да» заключается в том факте, что разумный дизайнер (или группа дизайне-ров) использовал схожие структуры в постепенно усложняющихся автомоби-лях — если рулевой механизм хорошо действует в одной модели, то нет необ-ходимости в изобретении другого рулевого механизма для новой модели. Точно так же структурные сходства всех живых существ могут считаться свидетель-ством труда разумного Мастера — Самого Творца.

6. Возможно, самая большая проблема эволюционной теории—это объяс-нение возникновения жизни. Спонтанное зарождение даже простейшего жи-вого организма, способного на независимое существование (прокариотичес-кой бактериальной клетки) из неорганических веществ земли не могло про-изойти в результате случайного смешения химических веществ. Здесь требуется настолько сложное мастерство, что ни в одной из современных ла-бораторий никто не смог совершить ничего подобного. Джонсон говорит: «Слу-чайное возникновение живого организма из преорганической смеси возмож-но примерно настолько же, насколько возможно чтобы „проносящийся над складом металлолома торнадо собрал из подручных материалов Боинг-747". Выражение „случайное возникновение" — это просто манера натуралистов формулировать понятие „чудо"»42.

41 Gleason L. Archer, Encyclopedia of Bible Difficulties, p. 57.

42 Jonson, p. 104, цитирует Фреда Хойла (Fred Hoyle). Можно сказать даже, что слу-
чайное образование Боинга-747 в большей степени вероятно, так как «боинг» смогли
разработать инженеры, однако живую клетку создать не смог никто из людей.

На обыденном уровне этот факт можно проиллюстрировать простым при-мером. Если бы я взял мои наручные часы и сказал, что я нашел их около же-лезного рудника в Северной Миннесоте и что я верю, будто часы возникли сами собой, случайно, под влиянием окружающей среды (и, может быть, под воздействием энергии молнии), меня бы тут же записали в умалишенные. Но ведь любая живая клетка любого листа дерева или клетка человеческого тела в тысячи раз сложнее любых наручных часов. Даже если на случайное воз-никновение одной-единственной живой клетки отведено 4,5 млрд лет, вероят-ность такой случайности просто равна нулю.

Были даже попытки подсчитать вероятность такого случайного возник-новения жизни. Кофаль и Сегрейв исходили из статистической модели, в кото-рой они опирались на весьма щедрые предпосылки, а именно на то, что каж-дый квадратный фут земной поверхности был покрыт 95фунтами протеино-вых молекул, которые могли свободно смешиваться, при этом протеин заменялся каждый год в течение 1млрд лет. Затем они оценили вероятность возникновения хотя бы одной энзимовой молекулы за 1млрд лет земной исто-рии. Вероятность равна 1,2χ 1011, или один шанс из 80млрд. Однако они от-мечают, что даже при таком щедром предположении и при замене протеина каждый 1млрд лет, возникновение одной энзимовой молекулы — в любом слу-чае невероятное событие — не дало бы решения проблемы:

Возможность образования двух активных молекул равна, прибли-зительно, 10й, а возможность образования двух идентичных молекул равна 10™. И может ли жизнь начаться с одной энзимовой молекулы? Кроме того, какова вероятность, что активная энзимовая молекула по-еле своего возникновения привела к случайному образованию молекул РНК или ДНК, которые содержали бы в себе код аминокислотной по-следовательности данной конкретной энзимовой молекулы, чтобы по-явилась возможность воспроизведения новых ее копий? Такая вероят-ность сводится к нулю43.

Кофаль и Сегрейв пишут об исследовании одного ученого-эволюциони-ста, который, исходя из определенной модели, вычислил вероятность случай-ного образования не просто одной энзимовой молекулы, а наименьшего жи-вого организма. Этот ученый пришел к выводу, что вероятность равна одному шансу из ш340000000— т. е. одному шансу из 10плюс 340млн нулей! При этом, как отмечают Кофаль и Сегрейв, «доктор Моровиц и его коллеги-эволюцио-нисты считают, что это произошло!»44

43 Kofahl and Segraves, The Creation Explanation, pp. 99, 100.

44 Ibid., p. 101, quoting Harold J. Morowitz, Energy Flow in Biology (New York: Academic
Press, 1968), p. 99. См. классическое исследование по математической вероятности эво-
люции: P. S. Moorehead and Μ. Μ. Kaplan, eds., Mathematical Challenges to the Neo-Darwinian
Interpretation of Evolution (Philadelphia: The Wistar Institute Symposium Monograph, no. 5,
1967). См. также: "Heresy in the Halls of Biology: Mathematicians Question Darwinism",
Scientific Research (November 1987), pp. 59—66; I. L. Cohen, Darwin Was Wrong — A Study in
Probabilities (Greenvale, N. Y: New Research Publications, 1984).

Наши рекомендации