В. Усыновление — это не то же самое, что оправдание
Хотя усыновление — это привилегия, которую мы получаем тогдаже, когда становимся христианами (Ин. 1:12; Гал. 3:26; 1 Ин. 3:1,2), тем не менее эта привилегия отличается как от оправдания, так и от рождения свыше. В рож-дении свыше мы становимся духовно живыми, способными обращаться к Богу в молитве и поклонении и способными слышать Его Слово восприимчивым сердцем. Однако, возможно, у Бога есть и такие творения, которые духовно живы и все же не являются членами Его семьи и не имеют особых привилегий членов семьи, — например, ангелы совершенно определенно относятся к этой категории3. Таким образом, вполне естественно, что Бог решил даровать нам рождение свыше, не давая нам огромных привилегий усыновления.
3 Как добрые, так и падшие ангелы названы в одном месте Писания «сынами Бо-жиими» (Иов. 1:6), но это явно ссылка на их сыновний статус, который основывается на том, что Бог их сотворил. Это не значит, что ангелы в целом (и особенно падшие ангелы) обладают теми привилегиями членов семьи, которыми обладаем мы, как дети Божьи. В Евр. 2:14—16 проводится четкое различие между статусом детей Божьих и статусом анге-лов. Более того, ангелы больше нигде не называются членами семьи Бога, и нигде не гово-рится, что они обладают привилегиями членов семьи, которыми обладаем мы, будучи чадами Божьими. (Маловероятно, что в Быт. 6:2—4 говорится об ангелах; см.: Wayne Grudem, The First Epistle of Peter, pp. 211—215.)
Кроме того, Бог мог даровать нам оправдание без привилегий усыновле-ния, поскольку Он мог простить наши грехи и даровать нам состояние пра-ведности, не делая нас Своими детьми. Важно отдавать себе в этом отчет, по-скольку это помогает нам осознать, насколько велики наши привилегии по усыновлению. Рождение свыше затрагивает нашу внутреннюю духовную жизнь. Оправдание определяет наше положение относительно Божьего зако-на. А усыновление затрагивает наши взаимоотношения с Богом как с нашим Отцом, и в усыновлении нам даруется множество благословений, которые пре-будут с нами вечно. Когда мы начинаем осознавать величие этих благословений и по достоинству оцениваем тот факт, что Бог совершенно не обязан нам их давать, тогда мы восклицаем вместе с апостолом Иоанном: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1, курсив мой. — У. Г.).
Г. Привилегии усыновления
Преимущества или привилегии, которыми сопровождается усыновление, видны, во-первых, в том, как Бог относится к нам, а также в том, как мы от-носимся друг к другу в качестве братьев и сестер Божьей семьи.
Одной из величайших привилегий нашего усыновления является возмож-ность говорить с Богом и относиться к нему, как к доброму и любящему Отцу. Нам следует молиться: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6:9), и нам следу-ет осознавать, что мы «уже не рабы» (Гал. 4:7). Таким образом, мы относимся к Богу уже не так, как раб к своему хозяину, а как ребенок относится к своему собственному отцу. Бог даже дает нам внутреннее свидетельство Святого Духа, и мы уже инстинктивно называем Бога Отцом. Мы «приняли Духа усыновле-ния, Которым взываем: „Авва, Отче!" Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:15,16). Это отношение к Богу, как к нашему Отцу, приносит множество других благословений в христианской жизни, и мы относимся к Богу в первую очередь именно таким образом. Без-условно, Бог — наш Творец, наш Судья, наш Господь, наш учитель и защит-ник и Тот, Кто провидением Своим поддерживает наше существование. Но ближе всего нам то, что дает нам величайшие привилегии вечного общения с Богом, — это Бог в роли Отца нашего небесного.
4 В этом стихе Иисус говорит «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него». Здесь Он, вероятно, имеет в виду не дар Духа, который поселяется в нас при рождении свыше, а дар сил для служения, дар талантов, необходимых для служения или для хрис-тианской жизни.
Тот факт, что Бог относится к нам как Отец, с очевидностью показывает, что Он любит нас (1 Ин. 3:1), понимает нас («Как отец милует сынов, так ми-лует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть», Пс. 102:13,14) и заботится о наших нуждах («Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», Мф. 6:32). Кроме того, в качестве нашего Отца, Бог дает нам множество благих даров: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). Он дает нам дар Святого Духа для нашего утешения и под-держки в нашем служении и для того, чтобы мы могли вести христианскую жизнь (Лк. 11:13)4. И Бог дает нам дары не только в этой жизни, Он также дает нам великое наследие на небесах, поскольку мы стали сонаследниками с Христом. Павел говорит: «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник» (Гал. 4:7); мы — «наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8:17). Как наследники, мы возрождены «к наследству нетленному, чистому, неувя-даемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1:4). Все великие привиле-гии и благословения небес хранятся для нас и предоставлены в наше распоря-жение, потому что мы — дети Царя, члены царской семьи, великие князья и княжны, которые будут править с Христом на новых небесах и новой земле (Отк. 2:26,27; 3:21). В качестве предвосхищения этих великих привилегий ангелы уже сейчас посланы служить нам (Евр. 1:14).
Именно в контексте наших взаимоотношений с Богом как с Небесным Отцом следует понимать ту молитву, которой Иисус повелел своим ученикам ежедневно молиться: «Отец наш Небесный... прости нам наши грехи, как и мы прощаем тем, кто согрешил против нас» (Мф. 6:9—12, перевод мой. — У. Г.). Эта ежедневная молитва о прощении грехов не означает, что Бог снова и сно-ва дарует нам оправдание в течение всей нашей жизни, поскольку оправда-ние — единовременный акт, который имеет место сразу же после того, как мы обретаем спасительную веру. Ежедневная молитва о прощении грехов под-черкивает отеческое отношение к нам Бога, которое было омрачено грехом, прогневившим Его. Эта молитва восстанавливает отеческое отношение Бога к Своим детям, и Он вновь, как Отец, радуется Своим детям, которых Он л ю-бит. Таким образом молитву «Прости нам наши грехи...» мы обращаем не к Богу-Судье, а к Богу-Отцу. Это молитва, в которой мы желаем восстановить наше общение с Отцом, которое было нарушено грехом (см. также: 1 Ин. 1:9; 3:19-22).
Привилегия быть ведомым Духом Святым есть также преимущество усы-новления. Павел указывает, что это моральное преимущество, ибо Святой Дух зарождает в нас желание повиноваться Богу и жить в соответствии с Его волей. Он говорит: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14, курсив мой. — У. Г.). Он приводит это в качестве причины, которая обязывает христиан «умерщвлять дела плоти» с помощью Духа, который дейст-вует в них (ст. 13; следует обратить внимание на союз «ибо» в начале ст. 14). Он воспринимает Святой Дух как водящего детей Божьих путями послуша-ния Богу.
Другая привилегия принятия в семью Божью (хотя мы часто и не осозна-ем это как привилегию) заключается в том, что Бог дисциплинирует Своих де-тей. «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он об-личаеттебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:5,6, цитата из Прит. 3:11,12). Автор Послания к Евреям поясняет: «Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? <.״> ...Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:7,10). Так же как земные дети растут в послушании и праведности, если они должным образом дисциплинированыίχземными отцами, так и мы растем в праведности и святости, когда нас дис-циплинирует наш Небесный Отец.
С отеческой дисциплиной Бога связан тот факт, что мы, как дети Бога и :онаследники Христа, имеем привилегию разделить Его страдания и Его по-следующую славу. Как «надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» (Лк. 24:26), так и нам Бог дает привилегию пройти по тому же пути, по кото-рому прошел Христос, преодолевая страдания этой жизни, чтобы мы могли также получить и великую славу в будущей жизни: «А если дети, то и наслед-ники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним стра-даем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17, курсив мой. — У. Г.).
Помимо этих великих привилегий, которые касаются наших взаимоот-ношений с Богом и нашего общения с Ним, мы имеем также привилегии усы-новления, которые касаются нашего отношения друг к другу и нашего лич-ного поведения. Поскольку мы — дети Божьи, наши взаимоотношения друг с цругом гораздо глубже и ближе, чем отношения, например, ангелов, ибо все ы — члены одной семьи. Новый Завет неоднократно говорит о христианах как о «братьях» и «сестрах» во Христе (Рим. 1:13; 8:12; 1 Кор. 1:10; 6:8; Иак. 1:2; Мф. 12:15; Рим. 16:1; 1 Кор.7:15;Флм. 1:2; Иак. 2:15). Кроме того, о целых церк-вах говорится как о «братьях», и не следует думать, что речь идет о тех людях, которые входят в общину; это скорее обозначение церкви в целом, и всюду, кроме тех случаев, где это противоречит контексту, это выражение следует по-ниматьследующим образом: «Братья и сестры во Христе». Обращение «брат» настолько привычно для посланий, что, похоже, новозаветные авторы по пре-имуществу именно так и обращались к другим христианам. Это показывает, насколько сильно они осознавали природу церкви как семьи Божьей. Павел говорит Тимофею относиться к церкви в Эфесе и к людям, которые входят в эту церковь, так, словно они — члены большой семьи: «Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5:1,2, курсив мой. — У. Г.)5.
5 Подробный анализ новозаветного учения о церкви как о семье содержится в кни-re: Vern S. Poythress, "The Church as a Family: Why Male Leadership in the Family Requires Male Leadership in the Church as Well", in W. Grudem and J. Piper, eds., Recovering Biblical Manhood and Womanhood, pp. 233—247.
Понятие о церкви как о семье должно дать нам новое понимание служе-ния церкви; это «семейное служение», и разные члены семьи никогда не долж-ны соревноваться друг с другом или мешать друг другу в прилагаемых усил и-ях, но должны помогать друг другу и возносить благодарность за всякое благо или успех, достигнутый любым из членов семьи, за все, что способствует бла-гу семьи и славе Бога — нашего Отца. Так же как члены земной семьи часто радуются и сотрудничают, когда вместе трудятся над общим делом, так и наши совместные усилия по строительству церкви должны приносить нам большую радость и ощущение братства. Более того, так же как члены земной семьи почитают своих родителей и лучше исполняют семейные обязанности, когда с радостью приветствуют усыновленных и удочеренных братьев и сестер, так и мы должны с любовью приветствовать новых членов семьи Христа.
Другой аспект нашего членства в семье Бога заключается в том, что мы, как дети Божьи, должны подражать нашему Отцу на небесах всем нашим поведением. Павел говорит: «Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Петр говорит о том же: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвав-шего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: „будь-те святы, потому что Я свят"» (1 Пет. 1:14—16). Как Петр, так и Павел осозна-ют, что для детей естественно подражать своим земным родителям. Они взы-вают к этому естественному чувству, которым обладают дети, чтобы напомнить нам, что и мы должны подражать нашему небесному Отцу. И в самом деле, мы должны были бы естественно стремиться к этому и находить в этом удоволь-ствие. Если Бог, Отец наш на небесах, свят, — и мы должны быть святы, как Его послушные дети.
Когда мы ходим путями праведности, мы славим нашего небесного Отца. Нам следует вести себя так, как это угодно Богу, чтобы другие «видели [наши] добрые дела и прославляли Отца [нашего] Небесного» (Мф. 5:16). Павел ве-литфилиппийцам вести себя праведно перед неверующими, «чтобы... быть не-укоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором [они сияют], как светила в мире» (Флп. 2:15). И в самом деле, устойчивое моральное поведение также свидетельствует, что мы воистину чада Божьи. Иоанн говорит: «Дети Божий и дети диавола узна-ются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10).
Вопросы для самостоятельной работы
Просмотрите список привилегий, которые получают дети Божьи с усы-новлением. Считали ли вы раньше, что и вы ими обладаете, если родились зано-во? Можете ли вы описать, какой будет наша вечная жизнь, если мы были вновь рождены и оправданы и получили многие привилегии, которые связаны со спа-сением, но не обрели усыновления? Что вы думаете теперь, после прочтения этой главы, о том, что Бог принял вас в Свою семью? Что вы думали до того, как про-читали эту главу?
Ваши взаимоотношения в семье стали лучше или хуже после того, как вы стали христианином? Если ваши взаимоотношения в семье стали более сложны-ми, считаете ли вы, что сказанное в Мк. 10:29,30 имеет отношение к вашей хрис-тианской жизни?
Иногда люди, чьи земные отцы были черствыми и жестокими, с большим трудом могут воспринимать Бога как их небесного Отца. Каким образом отрывки из Евр. 12:10, Мф. 7:11 и Л к. 11:13, где противопоставляются земные отцы и совершенный небесный Отец, могли бы помочь в такой ситуации? Возможно, 1 Пет. 1:18 также станет полезным чтением? Что может сделать человек, чей зем-ной отец был черствым и жестоким, чтобы лучше понять, Кто такой Бог и что Он за Отец? Как вы думаете, могли быть у тех людей I в., что стали христианами, черствые и жестокие отцы? А может быть, их отцы умерли, еще когда эти люди были совсем маленькими детьми? Какие учения Ветхого Завета помогли бы та-ким людям? Как вы считаете, имеют ли те люди, чьи земные отцы были жестоки-ми, внутреннее представление, данное Богом, о том, каким должен быть добрый отец?
Подумайте о членах вашей церкви. Помогло ли вам чтение этой главы от-носиться к ним как к братьям и сестрам (или, если они старше, как к вашим «от-цам» и «матерям»)? Как вы полагаете, мысль о церкви как о семье могла бы стать полезной для вашей церкви? Как вы могли бы способствовать осознанию значи-мости этой мысли в вашей церкви?