И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух со-вета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним ис-полнится (Ис. 11:2,3)
Исайя пророчествовал, что Бог скажет об этом грядущем Рабе: «Положу дух Мой на Него» (Ис. 42:1), а Сам Он скажет: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (Ис. 61:1; ср.: Лк. 4:18).
4 Очевидно, обращаясь к Богу с просьбой не отнимать у него Святого Духа, Давид имеет в виду способности, необходимые для царствования: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). Помня, какую роль сыграл Святой Дух при помазании Саула на царство и как Он оставил Саула, почив на Давиде (ср.: 1 Цар. 16:13 и ст. 14), Давид, совершив грех с Вирсавией (см.: Пс. 50:2), молит о том, чтобы Бог не поступил с ним, как с Саулом.
s В Ветхом Завете Святой Дух изливается и на пророков, давая им откровения, но я рассматриваю эту функцию ниже («Святой Дух открывает»).
Прежде чем завершить обсуждение наделения Святым Духом в Ветхом Завете, следует отметить, что иногда говорится, что в Ветхом Завете в народе не совершалась работа Святого Духа. Это представление основывается главным образом на словах Иисуса ученикам в Ин. 14:17: «Он с вами пребывает и в вас будет». Но мы не должны делать отсюда вывод, что работа Святого Духа не со-вершалась до Пятидесятницы. Хотя в Ветхом Завете не так часто говорится о людях, имевших в себе Святого Духа, несколько примеров можно привести: Святым Духом был исполнен Иисус Навин (Чис. 27:18; Втор. 34:9), Иезеки-иль (Иез. 2:2; 3:24), Даниил (Дан. 4:8,9,18; 5:11) и Михей (Мих. 3:8)6. Это озна-чает, что, говоря ученикам, что Святой Дух «с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17), Иисус не подразумевает, что существует абсолютное различие между ветхозаветной и новозаветной работой Святого Духа. Точно также Ин. 7:39 («еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прослав-лен») не означает, что до Пятидесятницы в жизни людей не совершалась рабо-та Святого Духа. Очевидно, в обоих этих отрывках по-разному выражена одна и та же мысль: работа Святого Духа, открывшаяся во всей полноте после Пятидесятницы, в то время еще не проявилась в жизни учеников. Святой Дух не изливался на них таким образом, каким Бог обещал наделять людей с на-ступлением новозаветной эпохи (см.: Иез. 36:26,27; 37:14; Иоил. 2:28,29). В том смысле, который придается работе Святого Духа в этих пророчествах, в учениках Дух еще не действовал7.
6 Мы знаем, что до Пятидесятницы в Новом Завете Святым Духом были исполнены Иоанн Креститель (Лк. 1:15), Елисавета (Лк. 1:41) и Захария (Лк. 1:67).
7 Более подробное обсуждение различий в работе Святого Духа в Ветхом Завете и в Новом Завете см. в гл. 38.
2) Новый Завет. Работа Святого Духа в Новом Завете впервые и наиболее полно проявляется в Его излиянии на Иисуса как Мессию. Святой Дух со-шел на Иисуса при крещении (Мф. 3:16; Мк. 1:11; Лк. 3:22). Иоанн Крести-тель сказал: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на нем» (Ин. 1:32). Следовательно, Иисус подвергся искушению в пустыне, «ис-полненный Духа Святого» (Лк. 4:1), а после искушения, в начале Своего слу-жения, «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14). Проповедуя в синагоге в Назарете, Иисус возвестил, что пророчество Исайи исполнилось в Нем: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным осво-бождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19). Сила Святого Духа проявилась за-тем в жизни Иисуса в ряде чудес, когда Он изгонял бесов словом и исцелял тех, кто приходил к Нему (Лк. 4:36,40,41). Святому Духу было угодно пребывать в Иисусе и наделять Его силой, ибо абсолютная нравственная чистота жизни Иисуса доставляла Ему огромную радость. В контексте беседы о Своем служе-нии и об Отцовском благословении этого служения Иисус говорит: «Не ме-рою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3:34,35).
Святой Дух наделил учеников Иисуса способностями для различных ви־ дов служения. Иисус пообещал им: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8)8. Известно несколько примеров того, как Свя-той Дух наделял первых христиан, распространявших Евангелие, способное-тью творить чудеса (Стефан в Деян. 6:5 и Павел в Рим. 15:19; 1 Кор. 2:4). Но Святой Дух также наделял великой силой проповедь ранней церкви, так что ученики, исполнившись Святого Духа, провозглашали Слово в силе и с дерз-новением (Деян. 4:8,31; 6:10; 1 Фес. 1:5; 1 Пет. 1:12). Вобщем, можно сказать, что Святой Дух доносит Благую весть так, что она действенно запечатлевает-ся в человеческих сердцах. Новый Завет завершается словами Святого Духа и церкви, в один голос призывающих людей к спасению: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди!» (Отк. 22:17). По суще-ству, Святой Дух продолжает ежедневно обращаться к сердцам людей не только в провозглашении Евангелия, но и в чтении Писания (см.: Евр. 3:7 и 10:15, где автор цитирует отрывок из Ветхого Завета и говорит, что эти слова произ-носит его читателям Святой Дух).
8 Слово, переведенное здесь как «сила» (δύναμις), встречается в Книге Деяний еще девять раз. В одном случае (4:33) неясно, относится ли эта «сила» к проповеди, убеждаю-щей слушателей, или к чудесным знамениям, сопровождающим проповедь. Но в других восьми случаях (2:22; 3:12; 4:7; 6:8; 8:10 [в этом стихе — по отношению к волхвованию], 13; 10:38; 19:11) этим словом обозначается способность творить чудеса. Данное значение понятия δύναμις получает дополнительное подтверждение его частым использованием в Евангелии от Луки по отношению к способности творить чудеса. Поэтому, когда Иисус обещает ученикам в Деян. 1:8, что они примут «силу», когда на них сойдет Святой Дух, по-видимому, они должны были истолковать Его слова в том смысле, что истинность Благой вести будет доказана, по меньшей мере, способностью Святого Духа творить чу-деса. Учитывая, что ближайший контекст этого высказывания говорит о том, что они будут свидетелями Иисусу, ученики могли понять Его слова в том смысле, что они при-мут силу Святого Духа, чтобы проповедовать, обличать грехи и пробуждать веру в люд-ских сердцах. Сила их проповеди проявилась в последующих событиях, напр., когда слушатели Петра «умилились сердцем» (Деян. 2:37) или когда «многие... из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (Деян. 4:4).
9 Греч, слово φανέρωσις, переведенное как «проявление», означает то, что раскры-вает, делает людям явным или понятным. Родственное прилагательное φανερός озна-чает «видимый, ясный, легко различимый, открытый, очевидный, известный» (BAGD, р. 852).
Еще одним аспектом подготовки христиан к служению является деятель-ность Святого Духа по наделению христиан духовными дарами. Перечислив разнообразные духовные дары, Павел говорит:«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). По-скольку Святой Дух — это Тот, Кто показывает присутствие Бога в мире, неуди-вительно, что Павел называет духовные дары «проявлением» Духа (1 Кор. 12:7)9.
Когда духовные дары проявляются в действии, это служит еще одним указа-нием на присутствие Бога Святого Духа в церкви10.
В молитвенной жизни верующих Святой Дух придает молитвам силу и действенность. «Мы не знаем, о чем молиться, какдолжно, но Сам Духхода-тайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26)'1. И Павел гово-рит, что мы «имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). Один из видов молитвы определяется в Новом Завете как внушенный Святым Духом дар молитвы на языках (1 Кор. 12:10,11; 14:2,14—17)12.
И еще одним аспектом наделения христиан Святым Духом для служения является дарованная Им способность преодолевать духовное сопротивление проповеди Евангелия и работе Бога в жизни людей. Эта способность побеж-дать в духовной войне проявилась впервые вжизни Иисуса, Который сказал: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Цар-ствие Божие» (Мф. 12:28). Прибыв на Кипр, Павел столкнулся с сопротивле-нием Елимы волхва, но, «исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диаво-ла, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Гос-подних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» (Деян. 13:9—11). Дар «различения духов» (1 Кор. 12:10), дарованный Святым Духом, также является оружием в войне с силами зла, равно как и Слово Божье, каковое является «мечом духовным» (Еф. 6:17) в духовной борьбе.
Б. Святой Дух очищает
10 Кроме того, Святой Дух наделяет способностью повиноваться Богу на протяже-
нии христианской жизни (см. ниже обсуждение работы Святого Духа по очищению).
11 См. обсуждение Рим. 26 в гл. 17 и в гл. 52.
12 Обсуждение говорения на языках см. в гл. 52.
13 См. обсуждение этой темы: John Murray, "Definitive Sanctification", in Collected
Writings of John Murray (Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1977), pp. 277—284.
Поскольку этот член Троицы именуется Святым Духом, неудивительно, что одним из основных видов Его деятельности является очищение и «освя-щение». Или придание нам большей святости в повседневной жизни. Опре-деленное сдерживающее влияние Святого Духа ощущается даже в жизни не-верующих, когда Он обличает мир о грехе (Ин. 16:8— 11; Деян. 7:51). Но когда люди становятся христианами, Святой Дух производит в них первоначаль-ную очистительную работу, решительно избавляя их от греховных моделей поведения, которым они следовали прежде13. Павел говорит коринфянам: «...Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иису-са Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11; см. также: Тит. 3:5). По-видимому, именно эту очистительную работу Святого Духа символизирует метафора огня, использованная Иоанном Крестителем, который сказал, что Иисус будет кре-стить людей «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; Л к. 3:16).
После первоначального избавления от грехов, совершаемого в нашей жиз-ни Святым Духом при обращении, Он производит в нас возрастание святости. Он наделяет нас «дарами Духа» («любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием»; Гал. 5:22,23) — свойствами, отражающими характер Бога. Если мы постоянно «преобража-емся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18), то поймем, что приходит от Господа, Который есть Дух. Освящение совершается силой Святого Духа (2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:2; ср.: Рим. 8:4,15,16), поэтому именно «Духом» мы полу-чаем возможность «умерщвлять тела плотские» и возрастать в личной святое-ти (Рим. 8:13; см.: 7:6; Флп. 1:19)14.
Некоторые люди говорят в наши дни, что очистительная (или исцеляю-щая) работа Святого Духа совершается, когда они «поражаются в духе», — явление, характеризующееся падением на землю и пребыванием в полубес-сознательном состоянии в течение нескольких минут или часов. Хотя слова «поражение в Духе» не встречаются в Писании, известны случаи, когдалюди падали на землю или впадали втранс в присутствии Бога15. Современные при-меры следует оценивать по результатам («плодам»), которые они приносят в жизнь(см.: Мф. 7:15-20; 1 Кор. 14:12,26в).