Дисциплинарные меры по отношению к людям, стоящим во главе церкви
В одном месте Павел дает особые указания о мерах, применяемых к пресвите-рам церкви:
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх име-ли. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1 Тим.5:19—21, курсив мой. — У. Г.).
Здесь Павел дает особое предостережение. Чтобы защитить пресвите-ров отличных нападок, любое обвинение должно быть высказано в присут-ствии двух или трех свидетелей. «Согрешающих»19 следует обличать «пред всеми». Поступать именно так следует потому, что дурной пример неправиль-ного поведения, который подают пресвитеры, вероятнее всего, окажет нега-тивное влияние и на других. Затем Павел напоминает Тимофею, чтобы он делал это «без предубеждения», и такое предостережение очень ценно, по-скольку Тимофей, вероятно, был близким другом многих пресвитеров церк-ви в Эфесе.
Повеление Павла обличать согрешающего пресвитера публично озна-чает, что необходимо разъяснить членам церкви, в чем именно заключает-ся проступок («обличай пред всеми», ст. 20)20. Грех следует описывать во всех подробностях. Руководствоваться при этом нужно следующими со-ображениями: 1) церковь должна осознать, насколько серьезным был про-ступок, 2) она должна быть в состоянии понять и поддержать дисципли-нарные меры, 3) не должно создаться впечатления, что грех был преумень-шен или покрыт, в том случае, если какие-либо подробности греха станут известны позже.
Раскрытие греха, совершенного руководителем, покажет общине, что ру-ководители церкви и впоследствии не станут скрывать от них подобные слу-чаи. Это усилит уверенность церкви в чистоте ее руководства. Это также по-зволит согрешившему руководителю начать постепенный процесс перестрой-ки своих взаимоотношений с общиной, процесс восстановления доверия, ведь ему придется общаться не с людьми, у которых в мыслях сотни предположе-ний о его грехе, а с теми, кто все знает о конкретном грехе и может увидеть подлинное раскаяние и изменение.
19 Выражение τούς όμαρτένοντας (1 Тим. 5:20), судя по всему, следует понимать как
«упорствующие в грехе», поскольку причастие настоящего времени имеет значение дейст-
вия, продолжающегося в течение определенного периода времени.
20 Когда церкви приходится налагать взыскание на человека, который стоит во гла-
ве церкви, очень легко совершить ошибку, а именно не принять во внимание повеление
Павла и не раскрыть природу того греха, о котором идет речь, в достаточной степени.
Если такое случается, община узнает лишь то, что ее глава был отстранен от исполнения
обязанностей в связи с некоторым грехом (или была упомянута лишь та сфера, в которой
был совершен грех). Однако это не является эффективным публичным обличением. Из-
за расплывчатости оно привнесет лишь смущение, домыслы и слухи. Более того, из-за
недостатка информации в церкви могут возникнуть серьезные разделения, потому что
одни решат, что взыскание было слишком жестким, а другие — что оно было слишком
мягким, и церковь не будет едина в поддержке решения.
А как быть с серьезными грехами людей, которые не являются руко-водителями церкви? В Писании нет повеления публично открывать грехи обычных членов церкви, даже если они являются неофициальными лидерами.
С руководителями же поступают иначе, поскольку их жизнь должна быть «не-порочной» (1 Тим. 3:2) и быть примером для других христиан (см.: 1 Тим. 4:12)21.
4)Другие аспекты церковной дисциплины. Как только дисциплинарное воздействие было осуществлено и начался процесс покаяния, христианам, которые знали о взыскании, следует сразу же принять кающегося человека обратно в церковь. Павел говорит: «Так что вам лучше уже простить его и уте-шить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью; и потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2:7,8, курсив мой. — У. Г.; ср.: 7:8—11). И вновь мы получаем подтверждение, что цель церковной дисциплины — в восстанов-лении и исцелении, но ни в коем случае не в наказании из чувства мести.
Огромное значение также имеет то, как именно осуществляется дисципли-нарное воздействие на любой стадии. Все должно совершаться с кротостью и смирением, с подлинным осознанием своей собственной слабости и со стра-хом, зная, что мы и сами могли бы впасть в подобный грех. «Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе крото-сти, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1, курсив мой. — У. Г.).
Неразумно заранее говорить, как долго будет длиться дисциплинарный процесс. Мы не можем предсказать, через какой срок Святой Дух приведет человека к глубокому, подлинному покаянию и изменит то состояние сердца, которое и привело к греху.
И наконец, мы должны отметить, что сразу же после разговора о церков-ной дисциплине Иисус говорит о необходимости личного прощения тех, кто согрешает против нас (Мф. 18:21—35). Нам следует прощать «до седмижды семидесяти раз» (ст. 22), и Иисус говорит нам, что наш Небесный Отец суро-во накажет, если не простит каждый из нас «от сердца своего брату своему согрешений его» (ст. 35). Мы всегда должны прощать от всего сердца и не таить недовольства в глубине души. Прощая, мы, тем не менее, должны соблюдать церковную дисциплину ради блага того человека, который совершил грех, ради блага церкви, ради чести Христовой и потому, что Бог повелевает нам посту-пать именно так.
Вопросы для самостоятельной работы
21 Выражение «непорочный» я понимаю в том смысле, что их жизнь должна быть совершенной настолько, что против них не может быть выдвинуто никакого обвинения.